Глеб Простаков Глеб Простаков «Северные потоки» – козырная карта в большой геополитической игре

Игра вокруг неработающих «Северных потоков» содержит целый ряд занимательных сюжетов. Германская линия остается самой неопределенной, но и самой интересной одновременно. Если следствие докажет вину политического и военного руководства Украины, последствия могут быть весьма серьезными.

7 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Падение Асада создаст Израилю проблемы, а не возможности

Не получится ли так, что вместо «Хезболлы» и Асада Израиль получит куда более серьезных противников в лице новых руководителей Сирии или даже Иордании, а в Ливане появятся организации, куда более опасные для Израиля, только суннитского толка?

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Как России трактовать сирийский опыт

Умение признавать, что события развиваются подчас нежелательным для России образом, как в случае с Сирией, должно сочетаться с полной готовностью к продолжению борьбы и уверенностью в нашей стратегической дееспособности.

16 комментариев
13 сентября 2016, 16:01 • Общество

Минобрнауки предлагает учителям новые стимулы

Минобрнауки предлагает учителям новые стимулы
@ Константин Ушаков/ТАСС

Tекст: Олег Москвин

В школах не ранее 2018 года появятся новые учительские должности, которые будут присваиваться в зависимости от сложности и качества выполняемых педагогами задач. Об этом заявила министр образования Ольга Васильева. Какие стимулы необходимы для увеличения эффективности российских учителей?

«Сейчас разговор идет о том, чтобы ввести для учителя дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовой функции. И все это будет закреплено в профессиональном стандарте. Пока разговор идет о трех градациях: ведущий учитель, старший учитель, учитель», – рассказала министр образования Ольга Васильева в интервью ТАСС.

Если собираются повысить заинтересованность людей в работе, то надо, извините, заработную плату повышать. В первую очередь это относится, конечно, к провинции

Ее инициатива не стала неожиданной. Васильева была назначена на пост в конце августа, и на первом же мероприятии, в котором приняла участие в новом качестве (Всероссийском педагогическом совете, прошедшем в Москве), министр допустила, что появятся новые должности.

В июне 2016 года в Новосибирске на форуме «Образование и наука – будущее России» ту же идею высказывал ее предшественник Дмитрий Ливанов. Но теперь Васильева назвала вероятные сроки, когда соответствующие изменения будут вноситься в профессиональный стандарт учителя.

«Я думаю, введение системы произойдет к 1 января 2018 года, а может, и позже – профстандарты должны вводиться постепенно до 2020 года, поэтому эта работа будет продолжаться», – сказала она.

В Российской академии образования (одном из ведущих учреждений из числа работающих над составлением профессионального стандарта) газете ВЗГЛЯД затруднились сказать, как будут присваиваться учительские должности и какими должностными правами и обязанностями станут обладать те, кто их занимает. «Пока такая работа еще не ведется», – отметили там.

Тем не менее нельзя не заметить сходство предлагаемых изменений в профстандарт с теми, что уже существовали в позднем СССР – тогда, как и сейчас, власти задумывались о повышении престижности и качества труда учителей.

Приказом Министерства просвещения СССР в 1985 году были утверждены Правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ. Фактически это и было то, что сейчас называется профстандартами. Согласно пункту 39 этих Правил по результатам аттестации наиболее отличившимся педагогическим работникам присваивались звания «учитель-методист» и «старший учитель». Или, если речь идет не о школах, «воспитатель-методист» и «старший пионервожатый – методист».

Однако в 1990-е система присвоения званий в соответствии с решениями аттестационных комиссий благополучно умерла. К моральным стимулам (к каковым относились и учительские звания) государство не прилагало стимулы материальные: денег даже на простые зарплаты учителям не хватало. Поэтому особого рвения в получении званий педагоги не проявляли.

В результате в 1993 году Министерством просвещения было принято положение об аттестации педагогических работников, согласно которому вместо званий вводились квалификационные категории (первая, вторая и третья или высшая) – на срок не более пяти лет, с соответствующими прибавками к зарплате.

Учителя, желающие больше зарабатывать, могли добровольно подать заявление о желании пройти аттестационную комиссию. Вторая категория присваивалась руководством школы, первая – районным управлением образования, высшая – министерством.

В 2010 году систему существенно изменили. Приказом министерства вторая категория была отменена, а аттестация, проведение которой было поручено органам образования на уровне субъектов РФ, стала обязательной для педагогов раз в пять лет. Новые правила вступили в действие с 1 января 2011 года. И вот теперь их, похоже, дополнят.

«Я не знаю, что из этого выйдет. В любом случае мне не кажется, что введение каких-то учительских должностей – это актуальная задача образования», – поделился с газетой ВЗГЛЯД своими опасениями Леонид Кацва, учитель московской гимназии № 1543, автор нескольких учебников по истории. Мнение, которое он высказал, является типичным в учительской среде, где опасаются, что в новых условиях повторится оказавшийся в итоге неудачным позднесоветский опыт.

«Учитель – такая профессия, в которую ты приходишь не для того, чтобы карьеру делать, – убежден Кацва. – Если собираются повысить заинтересованность людей в работе, то надо, извините, заработную плату повышать. В первую очередь это относится, конечно, к провинции. Там уровень заработной платы учителей иначе как непристойным назвать нельзя. А если человеку сохранить тот же уровень заработной платы, но при этом назвать его ведущим учителем, я не думаю, что у него сильно настроение улучшится. Работать, чтоб лычку пришили на погоны? Но школа – не армия, здесь такие стимулы не действуют».

Если обратиться к зарубежному опыту, то следует признать, что именно материальные, а не моральные стимулы обычно ложатся в основу реформ, касающихся образования. Таким путем пошли, например, США.

Президент Барак Обама с момента вступления в должность взялся покончить с застарелой проблемой американской образовательной системы. А именно – низким качеством знаний, получаемых учениками так называемых public schools – школ, финансируемых за счет средств штатов, которые оканчивает большинство американских школьников из семей среднего и низкого достатка. Первым шагом в этом направлении как раз стали меры, направленные на повышение учительских зарплат и, как следствие, престижа профессии учителя.

Проблему низкого уровня доходов в сфере образования понимают и в министерстве. Поэтому базовая часть зарплаты педагогических работников будет закреплена на уровне 70% от общей суммы. Об этом заявила Васильева на Всероссийском съезде сельских учителей в Чувашии. Как сообщает «Интерфакс», она пообещала, что в соответствии с поручением премьер-министра Дмитрия Медведева «мы будем сейчас готовить правовые акты для выхода на 70% базовой зарплаты – это должно касаться всех учреждений образования – и 30% стимулирующих выплат. Еще раз: 70 и 30. Это уже решенный вопрос».

В последние годы базовая часть в общем размере учительской зарплаты сокращалась. А различные надбавки (вознаграждения, например за выслугу лет, премии и т. д.), напротив, росли. Иногда базовая часть составляет 10% от общей зарплаты учителя. Так как размер надбавок и их выплата фактически определяются руководством образовательного учреждения или местными властями, такая система вознаграждения за труд является одной из главных причин, почему учителя зарабатывают мало.

..............