21 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 08:22  |  vz.ru
Разделы

Все эти королевские свадьбы выглядят анахронизмом и пошлостью

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Я понимаю, когда с блеском женится какой-нибудь футболист, чье детство началось в коробках какой-нибудь фавелы – это пример и истории успеха, и достижений, и оцененного таланта. Но эти-то что? Подробности...
Обсуждение: 93 комментария

Кто защитит Крымский мост

Владимир Ворожцов, генерал-майор внутренней службы (в отст.)
Слышу на многочисленных теледебатах шумные обсуждения безопасности пущенного в эксплуатацию Крымского моста. А ведь в России уже более ста лет существуют войска, которые этим занимались и занимаются... Не все, конечно, об этом знают. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Почему России не нужны русские?

Антон Крылов, журналист
Безусловно, статус гражданина России – звучит гордо, и абы кому его раздавать не стоит. Но почему русские люди с русскими именами и фамилиями, чьи предки веками жили на территории России, вынуждены зависеть от прихоти чиновника? Подробности...
Обсуждение: 122 комментария

    Принц Гарри и Меган Маркл обвенчались

    Британский принц Гарри обвенчался с американской актрисой Меган Маркл. Свадьба привлекла внимание миллионов людей по всему миру и стала главным светским событием последних месяцев. На церемонии присутствовали только члены королевской семьи, родственники и близкие друзья молодых
    Подробности...

    Путин открыл Крымский мост

    Владимир Путин принял участие в торжественном открытии автомобильной части моста через Керченский пролив. Президент испытал мост на прочность, будучи за рулем КамАЗа в колонне из трех десятков грузовиков. Путь от Краснодарского края до Республики Крым занял 16 минут
    Подробности...

    Из-за открытия посольства США в Иерусалиме начались беспорядки

    Во время беспорядков, вызванных переносом посольства США в Иерусалим, погибли 52 палестинца и свыше 2400 получили ранения в столкновениях с израильскими солдатами, сообщает минздрав Газы
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Будапешт призвал НАТО защитить венгров от властей Украины

        Главная тема


        Трамп заставил Китай сдаться

        дешевые спекуляции


        Украинский эксперт сделал вывод о «бутафорском Крымском мосте» из-за «КамАЗов»

        «противоречат интересам США»


        В США обсуждается способ мести Турции за покупку С-400

        конверсионная программа


        Россия запланировала космические запуски «Сатаны» без участия Украины

        «просто немыслимо»


        Меркель раскритиковали за неспособность защитить Германию от самоуправства США

        «вращал глазами»


        Речь проповедника на свадьбе принца Гарри шокировала гостей

        мнение эксперта


        Выяснилось, к чему приведет выход Украины из СНГ

        хотят сохранить


        Украина собралась соблазнить Газпром скидкой

        потенциальным противникам


        Желающим вторгнуться в Россию предрекли «военный кошмар»

        «самый ценный ресурс»


        Антон Крылов: Почему России не нужны русские?

        Мост наш!


        Андрей Бабицкий: Крым в мановение ока вышел из тягостного психологического состояния

        «квантовая Россия»


        Лев Пирогов: Я просто обожаю Советский Союз. По крайней мере, в его виртуальном изводе

        на ваш взгляд


        Мог ли СССР победить в Великой Отечественной войне без помощи союзников?

        Минобрнауки предлагает учителям новые стимулы

        Профессию учителя попытаются сделать более престижной   13 сентября 2016, 16:01
        Фото: Константин Ушаков/ТАСС
        Текст: Олег Москвин

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В школах не ранее 2018 года появятся новые учительские должности, которые будут присваиваться в зависимости от сложности и качества выполняемых педагогами задач. Об этом заявила министр образования Ольга Васильева. Какие стимулы необходимы для увеличения эффективности российских учителей?

        «Сейчас разговор идет о том, чтобы ввести для учителя дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовой функции. И все это будет закреплено в профессиональном стандарте. Пока разговор идет о трех градациях: ведущий учитель, старший учитель, учитель», – рассказала министр образования Ольга Васильева в интервью ТАСС.

        «Если собираются повысить заинтересованность людей в работе, то надо, извините, заработную плату повышать. В первую очередь это относится, конечно, к провинции»

        Ее инициатива не стала неожиданной. Васильева была назначена на пост в конце августа, и на первом же мероприятии, в котором приняла участие в новом качестве (Всероссийском педагогическом совете, прошедшем в Москве), министр допустила, что появятся новые должности.

        В июне 2016 года в Новосибирске на форуме «Образование и наука – будущее России» ту же идею высказывал ее предшественник Дмитрий Ливанов. Но теперь Васильева назвала вероятные сроки, когда соответствующие изменения будут вноситься в профессиональный стандарт учителя.

        «Я думаю, введение системы произойдет к 1 января 2018 года, а может, и позже – профстандарты должны вводиться постепенно до 2020 года, поэтому эта работа будет продолжаться», – сказала она.

        В Российской академии образования (одном из ведущих учреждений из числа работающих над составлением профессионального стандарта) газете ВЗГЛЯД затруднились сказать, как будут присваиваться учительские должности и какими должностными правами и обязанностями станут обладать те, кто их занимает. «Пока такая работа еще не ведется», – отметили там.

        Тем не менее нельзя не заметить сходство предлагаемых изменений в профстандарт с теми, что уже существовали в позднем СССР – тогда, как и сейчас, власти задумывались о повышении престижности и качества труда учителей.

        Приказом Министерства просвещения СССР в 1985 году были утверждены Правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ. Фактически это и было то, что сейчас называется профстандартами. Согласно пункту 39 этих Правил по результатам аттестации наиболее отличившимся педагогическим работникам присваивались звания «учитель-методист» и «старший учитель». Или, если речь идет не о школах, «воспитатель-методист» и «старший пионервожатый – методист».

        Однако в 1990-е система присвоения званий в соответствии с решениями аттестационных комиссий благополучно умерла. К моральным стимулам (к каковым относились и учительские звания) государство не прилагало стимулы материальные: денег даже на простые зарплаты учителям не хватало. Поэтому особого рвения в получении званий педагоги не проявляли.

        В результате в 1993 году Министерством просвещения было принято положение об аттестации педагогических работников, согласно которому вместо званий вводились квалификационные категории (первая, вторая и третья или высшая) – на срок не более пяти лет, с соответствующими прибавками к зарплате.

        Учителя, желающие больше зарабатывать, могли добровольно подать заявление о желании пройти аттестационную комиссию. Вторая категория присваивалась руководством школы, первая – районным управлением образования, высшая – министерством.

        В 2010 году систему существенно изменили. Приказом министерства вторая категория была отменена, а аттестация, проведение которой было поручено органам образования на уровне субъектов РФ, стала обязательной для педагогов раз в пять лет. Новые правила вступили в действие с 1 января 2011 года. И вот теперь их, похоже, дополнят.

        «Я не знаю, что из этого выйдет. В любом случае мне не кажется, что введение каких-то учительских должностей – это актуальная задача образования», – поделился с газетой ВЗГЛЯД своими опасениями Леонид Кацва, учитель московской гимназии № 1543, автор нескольких учебников по истории. Мнение, которое он высказал, является типичным в учительской среде, где опасаются, что в новых условиях повторится оказавшийся в итоге неудачным позднесоветский опыт.

        «Учитель – такая профессия, в которую ты приходишь не для того, чтобы карьеру делать, – убежден Кацва. – Если собираются повысить заинтересованность людей в работе, то надо, извините, заработную плату повышать. В первую очередь это относится, конечно, к провинции. Там уровень заработной платы учителей иначе как непристойным назвать нельзя. А если человеку сохранить тот же уровень заработной платы, но при этом назвать его ведущим учителем, я не думаю, что у него сильно настроение улучшится. Работать, чтоб лычку пришили на погоны? Но школа – не армия, здесь такие стимулы не действуют».

        Если обратиться к зарубежному опыту, то следует признать, что именно материальные, а не моральные стимулы обычно ложатся в основу реформ, касающихся образования. Таким путем пошли, например, США.

        Президент Барак Обама с момента вступления в должность взялся покончить с застарелой проблемой американской образовательной системы. А именно – низким качеством знаний, получаемых учениками так называемых public schools – школ, финансируемых за счет средств штатов, которые оканчивает большинство американских школьников из семей среднего и низкого достатка. Первым шагом в этом направлении как раз стали меры, направленные на повышение учительских зарплат и, как следствие, престижа профессии учителя.

        Проблему низкого уровня доходов в сфере образования понимают и в министерстве. Поэтому базовая часть зарплаты педагогических работников будет закреплена на уровне 70% от общей суммы. Об этом заявила Васильева на Всероссийском съезде сельских учителей в Чувашии. Как сообщает «Интерфакс», она пообещала, что в соответствии с поручением премьер-министра Дмитрия Медведева «мы будем сейчас готовить правовые акты для выхода на 70% базовой зарплаты – это должно касаться всех учреждений образования – и 30% стимулирующих выплат. Еще раз: 70 и 30. Это уже решенный вопрос».

        В последние годы базовая часть в общем размере учительской зарплаты сокращалась. А различные надбавки (вознаграждения, например за выслугу лет, премии и т. д.), напротив, росли. Иногда базовая часть составляет 10% от общей зарплаты учителя. Так как размер надбавок и их выплата фактически определяются руководством образовательного учреждения или местными властями, такая система вознаграждения за труд является одной из главных причин, почему учителя зарабатывают мало.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............