Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевВ России изменилась культура употребления алкоголя
Статистика свидетельствует: в России стали пить не просто меньше, сократив употребление алкоголя за 10 лет почти в два раза, но и принципиально иначе. Изменения произошли на ментальном уровне – молодежь больше не хочет «брать от жизни все», делая выбор в пользу здорового образа жизни. И главное сейчас – попытаться закрепить это достижение.
При пересчете на чистый спирт еще 10 лет назад россияне в среднем выпивали 18 литров в год, а теперь только 10 с небольшим, сообщила глава Минздрава Вероника Скворцова. «В стране потихоньку меняется культура потребления алкоголя», – добавила она.
Прежде алкоголь можно было приобрести даже возле школ и на перронах вокзалов
Конечно, после трагедии в Иркутской области, где почти 80 человек погибли в результате употребления средства для ванн «Боярышник», озвученные министром данные воспринимаются несколько скептически. Не говоря уже о словосочетании «культура потребления алкоголя».
С другой стороны, доля нелегального алкоголя, как и не предназначенных для питья спиртосодержащих жидкостей, за прошедшие годы вряд ли принципиально изменилась – никаких серьезных предпосылок для этого не было. А значит, Россия действительно стала меньше пить – и это реальность.
Разумеется, сокращение употребления спиртного произошло не на пустом месте. С 2006 года весьма серьезно изменилось законодательство. Современной молодежи, наверное, сложно в это поверить, но еще совсем недавно алкоголь в нашей стране продавался круглосуточно и без каких-либо ограничений. На каждом углу, в каждом дворе, на каждой остановке работали круглосуточные ларьки с пивом, водкой и коктейлями. Алкоголь можно было приобрести даже возле школ и на перронах вокзалов.
«Лавочку» сокращали постепенно. Сперва ограничили время продажи спиртного, потом запретили продажу в ларьках, убрали весь алкоголь от школ и крепкие напитки с вокзалов. Разумеется, те, кому «надо», знают торгующие по ночам из-под полы точки, а те, кому «очень надо», готовы пить «Боярышник», «незамерзайку» и другие суррогаты. Но для не зависящего от алкоголя большинства ситуация изменилась разительно.
#{smallinfographicleft=447120}Изменение структуры потребления алкоголя также отразилось в статистике. Россия, как и Финляндия, Швеция или Норвегия, относится к «северному типу» – больше крепких напитков и пива, меньше вина. К пиву у «серьезных» людей всегда было снисходительное отношение – за алкогольный напиток его не считали. «Крафтовая» революция привела к тому, что для молодежи пиво от небольших пивоварен (или произведенное крупными пивоварнями, но «в стиле» малых) стало наиболее популярным напитком. Про водку, не говоря уже о промышленных коктейлях и крепленых напитках, они даже не думают.
В 2007 году водка составляла 53% продаж в переводе на чистый спирт, а в 2015 году – 39%. За тот же период доля пива, по данным РАНХиГС, увеличилась с 31–32% до 43%. Другое дело, что, по данным Росстата, за 11 месяцев 2016 года доля водки в проданном населению алкоголе повысилась до 38,6%, а доля пива за январь – ноябрь снизилась до 40,7%. Но в целом речь идет именно о сокращении потребления: общее количество проданной водки и ликеро-водочных изделий за 11 месяцев снизилось на 0,4%, пива – на 0,5%.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) приводит следующие данные: в 1985 году в РСФСР продавалось пива из расчета 24 литра на человека в год, в 1995-м – всего 15 литров. В 2007 году потребление пива выросло до 81 литра, а в 2015 году упало до 60 литров.
- Крым бросил вызов "водочному лобби"
- Правительство поставит водку под тотальный контроль
- Антон Крылов: От снобства до скотства – один шаг
- Отсутствие "водки для бедных" приводит людей к "Боярышнику"
- Украинская нищета провоцирует массовые отравления
- Виноделы наживаются на подделке "крымского" вина
- Пьянство пилотов является давней проблемой авиации
- Василий Колташов: Алкоголизм становится дешевым
Водки в 1985 году, накануне горбачевского «сухого закона», было продано 11 литров на человека, в 1995-м – 16 литров, в 2007-м – 17 литров, после чего показатель снизился до 15–16 литров в год. Подчеркнем, что в данном случае речь идет не о чистом спирте, а именно о литрах водки в расчетах на каждого человека, включая несовершеннолетних.
Продажи вина и других напитков колеблются в районе 10–12%, несмотря на то, что отечественное виноделие за прошедшие годы также сделало значительный шаг вперед. Если в 2006 году качественного российского сухого вина не было в принципе, то к 2016 году появились сотни виноделен разного масштаба, чья продукция пока еще не отличается стабильным качеством, но во многом уже не уступает образцам из традиционных винодельческих стран.
Главный психиатр-нарколог Департамента здравоохранения города Москвы Евгений Брюн также отмечает, что в столице стали пить меньше и более ответственно. «До 2014 года после больших праздников в городе на 15–20% традиционно росло количество обращений к наркологам и госпитализаций из-за злоупотребления алкоголем. А в последние три года число обращений в праздничные дни растет лишь на 5%», – сообщил он.
По данным Брюна, «в России за год совершеннолетний гражданин выпивает примерно 12,8 литра алкоголя». «Это уровень потребления, сопоставимый с Европой, Америкой, Австралией», – добавил главный нарколог столицы.
Безусловно, сокращение употребления алкоголя связано не только с запретительными мерами. Мода на бег, фитнес и другие проявления здорового образа жизни (ЗОЖ) пришла всерьез и надолго. Разнообразные полу-, четверть- и прочие марафоны собирают количество участников, сравнимое с пивными фестивалями в 90-е годы.
Следует также отметить, что снижение интереса к алкоголю – общемировая тенденция, причем впереди шагают не люди среднего и старшего возраста, у которых «уже все было», а молодежь.
Центр по контролю и профилактике заболеваний США еще летом опубликовал доклад, в котором констатировалось, что современные американские подростки гораздо меньше интересуются не только алкоголем, но и табаком, наркотиками и даже сладкой газировкой, нежели их ровесники 25 лет назад. Просто для сравнения – в 1991 году 27,5% учеников 9–12-х классов заявили, что курят, а в 2015-м – только 10,8%. Выпивали накануне проведения опроса 31,3% в 1991-м и 17,7% в 2015-м.
Принцип «живи быстро, умри молодым» больше не является привлекательным для большинства подростков. Они настроены жить долго, счастливо, интересно, завести семью, построить дом и умереть в глубокой старости. Ученые отмечают даже снижение интереса к промискуитету (то есть беспорядочным половым связям) и сексу вообще, другое дело, что основная заслуга в этом принадлежит интернету, сделавшему порнографию общедоступной.
Разумеется, нельзя сказать, что в мире в целом и в России в частности проблема алкоголизма и асоциального поведения уже решена. Например, британцы всерьез обеспокоены тем, что экономически активная часть населения употребляет слишком много алкоголя. В прошлом году Русская служба Би-би-си опубликовала масштабное исследование, озаглавленное «Как целое поколение британцев приучили к пьянству», в котором отмечается, что в 1950-м жители Соединенного Королевства выпили в среднем по 3,9 литра чистого спирта, а к 2004 году потребление выросло до 9,5 литра – и с тех пор не снижается.
Больше пить стали и в Китае – по мере экономического роста самая населенная страна мира не только распробовала европейские вина, но и начала делать свои. В прошлом году площадь виноградников в КНР превысила французские показатели – и теперь уступает только Испании.
Пожалуй, главное, о чем нам говорят цифры, – Россию нельзя назвать «спившейся» или «спивающейся» страной. Разве что на тех же основаниях, что и Британию или любую другую западноевропейскую страну. Но трагедия в Иркутске еще раз подтвердила, что регулирование рынка спирта – как пищевого, так и не предназначенного для питья – должно оставаться предметом пристального внимания со стороны государства.
Пропаганда здорового образа жизни не срабатывает моментально, но «юная смена» в нашей стране (как и в США, и в других странах) менее заинтересована в том, чтобы «попробовать все, невзирая на последствия», чем те, кто был подростком одно–два поколения назад.