Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
0 комментариевСША еще более усугубляют зависимость от российских ракетных двигателей
«Когда у России действительно есть предложить что-то интересное и реальное, то Запад купит это у нас, несмотря ни на какие политичекие разногласия». Так эксперты оценивают решение американской компании продолжить закупку в России уникального товара, который Соединенные Штаты не производят, – двигателей РД-181.
Новый контракт Энергомаша можно воспринять как то, что российское предприятие нашло в США нового постоянного покупателя. Им стала компания Orbital Sciences, производящая ракеты Antares, а также грузовые корабли Cygnus. Кроме того, не будут прекращены поставки двигателей РД-180 по контрактам, рассчитанным до 2019 года.
Нужно создавать конкурентоспособную продукцию, и Запад ее будет покупать невзирая на санкции
«Согласно заключенному контракту, мы обязаны поставить с 2017 по 2018 год 14 двигателей. Не думаю, что будут какие-либо замены на другие двигатели: время на эксперименты вышло, и альтернативы российским силовым устройствам в Америке не найдено», – сказал Арбузов РИА «Новости».
Значимая сделка
Как считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени. К. Циолковского Юрий Караш, для России новый контракт значит многое. Как минимум это положительно скажется на работе предприятия «Энергомаш».
«Для США это тоже немаловажно, потому что двигатели, установленные на ракетах Antares, будут использоваться для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС). Поэтому это та ситуация, когда выигрывают все. Она показывает то, что когда России действительно есть предложить что-то интересное и реальное, то США и, в более широком смысле – Запад, купят это у нас, несмотря ни на какие санкции и политические разногласия», – заявил ученый газете ВЗГЛЯД.
Сумма нового контракта остается неизвестной. По оценкам экспертов, стоимость одного силового устройства равна примерно 10 миллионам долларов.
Также ранее в СМИ были сообщения о том, что российское предприятие фактически продавало американцам ракетные двигатели себе в убыток. Экономическая ситуация на научно-производственном объединении действительно была нестабильной с 2008 года по 2014-й. В отчетах демонстрируется то прибыль, то убытки в сотни миллионов рублей. Но сейчас ситуация стала меняться, и НПО по итогам 2015 года вышло на чистую прибыль в 1 миллиард 581 миллион 636 тысяч рублей. По итогам 2016 года чистая прибыль предприятия может составить 2,5–3 миллиарда рублей, а выручка от реализации ракетных двигателей – 11–12 миллиардов.
- СМИ: Первый пуск ракеты Antares с российским двигателем РД-181 перенесут на месяц
- В Сенате США предложили отказаться от ограничений на РД-180
- США решили не отказываться от российских двигателей РД-180
- Суд в США запретил Lockheed и Boeing покупать российские двигатели
- Сенат США предложил сократить закупку российских двигателей РД-180
- Пентагон оценил потери от преждевременного отказа от РД-180 в 1 млрд долларов
Двигательная зависимость
Как рассказал гендиректор предприятия Игорь Арбузов, сейчас с американцами до 2017–2019 годов действуют твердые контракты на поставку еще одного типа двигателей – РД-180. Он предназначен для ракет Atlas III и Atlas V. В 2018 году на борту Atlas с российским двигателем американцы планируют совершить пилотируемый полет в космос, впервые со времен закрытия программы «Спейс Шаттл». Сейчас их астронавты летают на МКС российскими «Союзами».
Впрочем, к 2019 году США намерены создать аналог российских двигателей. Однако Арбузов заявил об уверенности в продолжении закупок отечественных двигателей и после этого времени, вплоть до 2023 года. По крайней мере, американский консорциум United Launch Alliance, занимающийся запусками ракет Atlas, заявил о желании приобрести до этого времени еще от 10 до 20 РД-180.
«Даже имеющийся сейчас в США запас российских двигателей не полностью обеспечивает потребность в них по американским программам, формируемым в период с 2020 по 2023 годы. Партнеры сами признают, что если даже будут вовремя готовы американские двигатели BE-4 для нового носителя Vulcan, переход с Atlas-5 на Vulcan будет происходить до 2024 года, одномоментно ничего не произойдет», – заявил Игорь Арбузов.
С начала 2000-х на первых ступенях ракет-носителей Atlas III и Atlas V используются российские жидкостно-реактивные двигатели РД-180, разработанные специально для них во второй половине 1990-х годов. Как сообщается на сайте НПО «Энергомаш», в настоящее время в США поставлено 70 двигателей РД-180. В 2014 году суд запретил компании ULA покупать и использовать российские двигатели. Такое решение было принято после иска частной компании SpaceX, которой владеет бизнесмен Илон Маск. Тогда речь шла о том, что Пентагон передал заказ компании ULA на 36 ракетных двигателей без проведения тендера. Впрочем, решение суда не касалось уже действующих до этого периода соглашений. Решение суда не нашло большой поддержки среди военных.
Также два года назад в Конгрессе США предлагали совсем отказаться от российских двигателей. Но дело в том, что на создание собственных силовых устройств, аналогичных по характеристикам и цене РД-180, потребуется около пяти лет – разработка, испытания, сертификация. Об организации лицензионного производства в Америке, даже несмотря на наличие у США необходимых документов, также речи не шло – были бы упущены время и деньги. Поэтому в июне 2016 года сенат США сдался под напором военных и согласовал закупки российских ракетных двигателей РД-180.
«Лунный» Antares
С ракетами Antares немного другая история. Они разработаны частной компанией Orbital Sciences совместно с украинским КБ «Южное» и предназначены для вывода на орбиту грузов массой до 5,5 тонн. Фактически они уже эксплуатировались с российскими двигателями. Фирма Aerojet поставляла для них купленные и лицензированные под своим брендом AJ-26 советские двигатели НК-33, разработанные в конце 1960-х годах в Куйбышевском научно-техническом центре имени Кузнецова для ракет Н-1 в рамках лунной программы СССР. Фактически двигателям американцы дали вторую жизнь, совместив их со своим топливом, оснастив своей электроникой и улучшив тяговые свойства.
Однако после запуска пятого Antares, во время которого произошел отказ двигателя, Orbital Sciences приняла решение переключиться на РД-181 производства Энергомаша, являющиеся экспортной модификацией РД-193, созданного для ракет легкого класса на основе используемого на новых российских ракетах семейства «Ангара» двигателя РД-191.