Взгляд
30 сентября, пятница  |  Последнее обновление — 18:48  |  vz.ru
Разделы

Взрывы «Северных потоков» – классический casus belli

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
Технические возможности для такого теракта по большому счету есть только у США – какие-нибудь прибалты, может быть, и хотели бы, но нечем. И это внятно очерчивает круг подозреваемых. Которым это выгодно и которые физически могут это сделать. Подробности...
Обсуждение: 118 комментариев

Что ждет уехавших и не уехавших

Алексей Токарев
Алексей Токарев, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМИ МГИМО
Когда оставшаяся, не закрывающаяся, рефлексирующая собственные ошибки, вернувшаяся с фронтов страна вдруг увидит на паспортном контроле тех, кто бежал от мобилизации, сможет ли она их простить? Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Зачем Россия ищет трубопроводный путь в Индию

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Благодаря российскому газу и российской инфраструктуре, Азиатский континент вступит в новую эру в противовес угасающим «гегемонам моря» – США и Великобритании. Подробности...

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Зеленский объявил о заявке Украины на ускоренное вступление в НАТО

    Главная тема


    Россия вернулась к выбору Петра Великого

    «как прежде уже не будет»


    Путин: Поле битвы, на которое нас позвала судьба, это поле битвы за большую историческую Россию

    полеты без ограничений


    Авиаэксперт Гусаров объяснил выгоду введения режима «открытого неба» в Калининграде

    тактика Суворова


    Военный аналитик Подоляка назвал вариант деблокады Красного Лимана

    Видео

    морская инфраструктура


    Зачем Европу пугают новыми подрывами газопроводов

    зона боевых действий


    Западных наемников завлекают на Украину двойным тарифом

    наихудший сценарий


    Диверсии на «Северных потоках» приблизили мир к глобальному конфликту

    боевая подготовка


    Как мобилизованных готовят для спецоперации

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    остановить эскалацию


    Владимир Можегов: Западу придется учиться воспринимать слова России всерьез

    спрос с банков


    Владислав Исаев: Украине от конфискованных у России денег полагается аж целое ничего

    отдать долги


    Игорь Караулов: Армия должна занять достойное место

    на ваш взгляд


    На что больше похожа авария на морском газопроводе «Северный поток»?

    «Мы уже нашли документы по составам семей погибших подводников»

    Константин Стрельбицкий, председатель правления "Московского клуба истории флота", историк
    «Сом» может стать первой российской субмариной, которая после подъема со дна станет музеем, а не пойдет на слом
       18 августа 2015, 19:01
    Фото: Wikipedia
    Текст: Андрей Резчиков

    «Вот найдут шведы миллионы, поднимут «Сома» на глазах у всего мира и после этого скажут нам официально, что вы ни разу не обратили на это внимания... И мы можем только утереться», – заявил газете ВЗГЛЯД историк флота Константин Стрельбицкий, консультант группы дайверов, которые обследуют затонувшую 100 лет назад российскую подлодку «Сом».

    Начиная с прошлой недели в разных уголках России и за границей начали объявляться потомки моряков из экипажа субмарины «Сом», погибшей во время Первой мировой войны у берегов Швеции. Отклики потомков собирает петербургский клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ.

    Но наш дайвер мне честно сказал, что его товарищ при съемке задел один выступ. Тот моментально разрушился. В Балтике очень серьезное воздействие ржавчины

    «Мы обратились в МИД РФ с предложением решить со шведскими властями вопрос о признании места гибели подлодки «Сом» воинским захоронением, – сказал ТАСС председатель совета клуба Игорь Курдин. – На момент гибели корабля на его борту находились 18 членов экипажа».

    Напомним, что «Сом» погиб 10 мая 1916 года после столкновения со шведским пароходом «Ангермаланд» в ходе боевого дозора. Ветераны ВМФ просят МИД запросить в МИД Швеции материалы по обнаруженной лодке для ее окончательной идентификации российскими специалистами. Они также предлагают провести памятную церемонию на месте гибели подлодки с возможным участием ВМС Швеции.

    В память об экипаже они также предлагают установить мемориальную доску в кронштадтском Морском соборе, где уже имеются такие же с именами российских моряков, погибших до 1917 года, а капсулу с морской водой с места гибели субмарины захоронить в братской могиле на Серафимовском кладбище Петербурга, установив там обелиск со списком экипажа «Сома».

    О том, какой может быть судьба самой лодки после подъема, газете ВЗГЛЯД рассказал глава «Московского клуба истории флота», историк Константин Стрельбицкий.

    ВЗГЛЯД: Константин Борисович, каким способом, по-вашему, лучше поднимать подлодку? Быстро – тяжелым морским краном – или постепенно – понтонами, то есть как бы воздушными подушками?

    Константин Стрельбицкий: Тут даже обсуждать нечего. Только понтонами. Кран поднимает только с помощью строп. Какие ни были бы полотенца, подкладываемые под эти стропы, они в любом случае повредят корпус. Лет пять назад у побережья Норвегии нашли абсолютно целый немецкий стратегический бомбардировщик «Кондор», который не дотянул до своего аэродрома и сел на лед в свое время. Потом утонул. Он был целым, без единого боевого повреждения. Его стали поднимать краном, и стропы перерезали его на несколько частей. Поэтому, разумеется, подъем может быть только понтонного типа.

    Константин  Стрельбицкий (Фото: кадр из видео)

    Константин Стрельбицкий (Фото: кадр из видео)

    Подъем лодки – самая легкая часть, хотя «Сом» и пролежал на дне почти век. Шведская печать уже подсчитала, что только подъем обойдется в 7–8 млн евро. Но дальше никто не думал, во сколько обойдутся обследование лодки и ее консервация. А ведь это сложнейший этап – перемещение на берег для последующей «музеефикации». Если найдутся деньги, это будет очень большим шагом в истории техники начала XX века.

    Но нужно ли будет вообще ее целиком восстанавливать? Будет ли доступ внутрь – или лодку можно будет осматривать только снаружи... Проблемы этого плана можно будет понять, только когда лодка окажется на поверхности.

    ВЗГЛЯД: Почему подлодка вообще сохранилась за сто лет, а не проржавела и не рассыпалась давно на куски?

    К. С.: Качественно сделана. Не хвалю обычно американцев, но это хорошая сталь. Она хорошо сохранилась еще и потому, что этот объект никто не находил. Но самое главное – он находится не в рыболовном месте, вокруг него не было зацепов рыболовных сетей, которыми все повреждается. Люди, спустившиеся туда, были поражены тем, что на этом рэке, то есть на подводном объекте, нету ни одной рыболовной сети. Это уникум. Обычно дайверы работают ножами, обрезают все сети, чтобы понять, что перед ними. А здесь все чисто.

    Но наш дайвер мне честно сказал, что его товарищ при съемке задел один выступ, тот моментально разрушился. В Балтике очень серьезное воздействие ржавчины. Приведу такой пример: в прошлом году наши дайверы работали в Финском заливе на подводной лодке, погибшей в Великую Отечественную войну. Дайвер взялся за ствол пушки, и он обломился у него в руках. То есть идет внутренняя консервация в воде, все сохраняется, но любое внешнее воздействие тут же разрушает.

    ВЗГЛЯД: Кто может заняться консервацией подлодки? У кого есть такой опыт?

    К. С.: Консервация – уникальное понятие. В истории нашего подводного флота после Великой Отечественной было несколько случаев подъема погибших подводных лодок, которые пролежали на дне несколько лет. Эти подъемы были осуществлены на рубеже 40–50-х годов. Но все подлодки тут же шли на слом. 15 лет назад погибла подлодка «Курск». Она тоже была поднята и тоже пошла на слом, хотя пролежала на дне где-то около года.

    Пожалуй, у американцев был один такой случай, когда подводная лодка, пролежавшая длительное время на дне, была поднята и законсервирована.

    ВЗГЛЯД: Сейчас, насколько известно, власти Швеции ищут деньги на подъем лодки, а пока там с их разрешения работает международная команда дайверов. Они работают как энтузиасты? Кто их содержит?

    К. С.: Это собственные расходы. Они выходят туда на судне. Судно обеспечения – не специальное. Простая почасовая аренда. Простые погружения, не более того. Самое дорогое – дыхательные смеси для работы. Чтобы дайверу погрузиться, нужно минимум 1000 долларов. В общем, пока никакой специальной техники и судов не используется. Поэтому расходы небольшие.

    ВЗГЛЯД: Каковы шансы на то, что шведы согласятся на инициативу Сергея Шойгу – провести совместную экспедицию?

    К. С.: Сергей Кужугетович не как министр, а как глава Русского географического общества (РГО) обратился с такой инициативой к своему коллеге из Королевского шведского географического общества. Знаю, что шведские власти пока лишь рассказали ему в ответ об экспедиции, которая уже работает на «Соме». Трудно сказать о каком-то взаимодействии королевского ВМФ и нашего ВМФ в нынешней обстановке. Недавно Стокгольм выслал из страны российского дипломата. Москва тут же выслала шведского дипломата.

    Да и вообще, не думаю, что нужно торопиться с работами. Необходимо все серьезно просчитывать. Не сомневаюсь, что на верхах так и думают и считают.

    ВЗГЛЯД: Как вообще принято в мире обращаться с найденными кораблями, на которых погиб экипаж?

    К. С.: Начиная с Первой мировой существовал принцип, по которому страны объявляли о том, что такой-то корабль, в частности подводная лодка, не вернулся с моря. И об этом во многих странах просто печаталось в газетах. Это официальное объявление о том, что корабль погиб. В частности, у англичан существовала такая традиция, в том числе во время войны. Таким образом, когда рэк находят под водой, устанавливается, что это такая-то лодка, страна подтверждает это, что автоматически делает найденный рэк подводным воинским захоронением.

    Ни в России, ни тем более в Советском Союзе в ходе боевых действий такого принципа не было. До сих пор ни Минобороны, ни МИД не отреагировали на обнаружение «Сома» и официально не признали российским воинским захоронением. По факту это является российским морским воинским захоронением, но официального объявления об этом, к сожалению, нет. Это одна из юридических коллизий. Вот найдут шведы миллионы, поднимут «Сома» на глазах у всего мира и после этого скажут нам официально, что вы ни разу не обратили на это внимания... И мы можем только утереться, как говорится.

    Все прекрасно понимают, что останки тех 18 человек, которые были на ней в последнем походе, находятся внутри. Это прекрасно понимают дайверы, они даже в пробоину не совались, понимая, что тревожить память – не комильфо.

    ВЗГЛЯД: Кто из потомков погибших моряков уже объявился?

    К. С.: В Санкт-Петербурге объявился один из потомков командира лодки. И сейчас идет связь с другой ветвью этого казачьего рода, которая эмигрировала в США. Объявился один из потомков матроса из Киева. Но как он объявился, так и сгинул, больше на связь не выходил. 

    Мы повсюду направили запросы в местные администрации России, Белоруссии и Украины, но нужно время, чтобы хотя бы что-то найти. К тому же сейчас дайверский сезон, все в нашем клубе на отдыхе.

    В архиве в Петербурге мы уже нашли документы по составам семей погибших подводников. Это очень интересно: кто там был, кто остался. Первичные опубликованные мной списки только по местам рождения, а уже есть кое-какие данные, кто остался на берегу у этих людей. Работа идет, хотя вроде бы, казалось, за сто лет ничего не найдешь. Найдешь на самом деле.

    ВЗГЛЯД: А американская фирма – изготовитель лодки еще существует? Сохранились ли чертежи лодки?

    К. С.: Наследник этой верфи существует. Есть и чертежи. Иностранные члены поисковой экспедиции уже связывались с американскими коллегами, но результаты мне неизвестны.

    ВЗГЛЯД: Может, сохранился и аналогичный экземпляр лодки?

    К. С.: Есть похожая. В начале XX века – а лодка постройки 1901 года – буквально все строилось индивидуально, а не серийно. Это немножечко другой подход к технике. Подводное оружие тогда было оружием новым. Поэтому каждый подводный корабль строился индивидуально. Подводная лодка «Сом», бывшая американская «Фултон» – оригинальна уже сама по себе. В теории это прекрасный памятник истории техники. Не просто военной техники, а техники вообще.

    В той же Америке существует много музейных подводных лодок, но это лодки конкретного штата или верфи. Например, в штате Техас стоит линкор «Техас». Их интересует этот корабль только потому, что он носил название штата.

    ВЗГЛЯД: В дайверских кругах находку «Сома» обсуждали и раньше. Почему вообще широкое внимание она привлекла только теперь?

    К. С.: Лодка была найдена несколько лет назад. Тогда один из дайверов группы Ocean X Team – кстати, россиянин – погрузился на свой день рождения и нашел ее! Размеры совпали. Этот дайвер общался с коллегами, со мной. Но поскольку было только одно погружение, мы не стали говорить: «Ура, мы нашли «Сома». Ждали нормальной экспедиции, которая и состоялась в этом году. О том, что это точно «Сом», стало известно только теперь.

     


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •