Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.
2 комментарияРоссийских детей воспитают патриотами
Что скрывает правительственная стратегия воспитания детей
Правительством одобрена и опубликована «Стратегия развития воспитания» детей. Ранее проект данной стратегии резко критиковали в РПЦ, не удовлетворены священники и сейчас. Да, меняя стратегию советской власти, воспитание передают из школы в семью, но воспитание в духе традиционных ценностей приоритетом так и не объявлено.
Во вторник правительство РФ опубликовало на своем сайте «Стратегию развития воспитания до 2025 года», которую накануне утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ начинается с призыва к развитию «высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» и в числе прочего «готовой к мирному созиданию и защите Родины». Однако он требует учесть и «особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития».
Династический подход
Человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга
«Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством», – перечисляется в документе. Воспитанию детей в духе патриотизма, согласно Стратегии, будут посвящены специальные образовательные программы, которые еще предстоит разработать Министерству образования.
В качестве первого из «основных направлений» развития воспитания правительство обещает «защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами». Власти обязуются повышать социальный статус и престиж отцовства, материнства, многодетности, помогать возрождению «больших многопоколенных семей», профессиональных династий.
Как известно, исходный проект Стратегии был опубликован еще полгода назад на сайте Минобра и с тех пор стал предметом общественных дебатов. Теперь в течение еще шести месяцев ведомство должно разработать план мероприятий по ее выполнению.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, власти впервые разработали рамочный документ, который формирует для госорганов и школ политику в сфере воспитания. Стратегия «призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения». «Это означает, что в первую очередь у детей должно воспитываться чувство гордости за то, что они граждане России», – объяснял тогда руководитель рабочей группы по разработке стратегии, ректор РУДН, бывший глава Минобразования Владимир Филиппов.
Исправление ошибок советской власти
#{interviewsociety}«Для меня самое важное в том, что нам удалось найти баланс, договориться со многими слоями общества, многие из которых по-своему смотрят на приоритеты воспитания», – заявил газете ВЗГЛЯД заместитель министра образования Вениамин Каганов.
Документ, во-первых, отражает общие подходы к развитию воспитания детей, считает замминистра. «Во-вторых – достигнут баланс между различными институтами гражданского общества по воспитанию детей. Приоритеты расставлены так: семья, система образования и все общество. Это довольно четко прописано, – добавил Каганов. – Теперь самая главная работа – это разработка плана реализации этой стратегии, образовательные стандарты».
Член Общественной палаты, народный учитель России, директор московского Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский одобрительно отнесся к документу. «Самое главное в Стратегии – это осознанное отношение к своему месту в жизни, уход от штампов, от навязанных мнений и возможность выражать свое мнение, – заявил народный учитель газете ВЗГЛЯД. – Стратегия нацелена на то, что молодой человек принимает идеи других людей».
Главным в документе Рачевский назвал четко обозначенный приоритет семьи перед школой в воспитании детей. «Что сделала советская власть сразу – в 20–30-е годы? Она отстранила семью от воспитания детей, выразив тем самым вотум недоверия тем, кто помнил еще Россию без карточной системы, без голода. Стратегия впервые обозначила семейные ценности как таковые», – подчеркнул директор школы.
«Ни уму, ни сердцу»
- Отец Димитрий: Девочек, например, лупить вообще нельзя, антипедагогично
- В чем заключается школьная реформа по уплотнению учебных программ
- Порядок выезда детей за границу до сих пор вызывает споры
- Борьба отцов за детей маскирует одну из главных проблем общества
- Татьяна Шабаева: Убийство педагогических вузов связано не с ЕГЭ
- Наталья Холмогорова: Когда дети недостаточно несчастны
- Надана Фридрихсон: Многомужество спасет мужчин
- Британских детей защитят от безразличия в семье
- Дмитрий Одинцов: Женщины к детям не готовы
- Егор Холмогоров: Позвольте детям портить книги
- Российских преподавателей смогут спасти только студенты-иностранцы
В последний раз проект Стратегии широко обсуждался в середине апреля на слушаниях в Совете Федерации. Тогдашний вариант подвергли резкому порицанию в РПЦ, в частности, одним из главных его критиков стал председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий (Смирнов).
«Писали люди, которые когда-то существовали в идеологических обоймах. Ни уму, ни сердцу ничего не говорят. Стратегия. А как воспитывать? «С помощью мероприятий». Это советские общие слова. Провели «мероприятия», значит, продвинулись в воспитании. Это очень наивно», – заявил газете ВЗГЛЯД протоиерей в ожидании официальной публикации.
Постоянная полемика с чиновниками убедила отца Димитрия в том, что его рекомендации вряд ли попадут в Стратегию. Но обнародованный итоговый текст стал для патриархии если не сюрпризом, то некоторым утешением. «Была учтена лишь часть принципиальных дополнений просемейных экспертов, которые мы поддерживали. Но считаем, что общее направление документа существенно улучшилось», – заявили газете ВЗГЛЯД в патриаршей комиссии. В частности, в него вошло признание определяющей роли семьи и приоритета прав родителей в воспитании. Элементы других предложений отца Димитрия, которые ему хотелось бы видеть в числе приоритетов, тоже попали в положения Стратегии, хотя и менее высокого уровня.
«Вошла часть наших предложений в урезанном виде. Так, соблюдение прав родителей не стало отдельным приоритетом государственной политики в области воспитания, не отнесен к приоритетам принцип соответствия воспитания традиционным российским семейным, нравственным и культурным ценностям», – признали в патриаршей комиссии.
«Традиционным нравственным ценностям должны учить и семья, и школа. В проект был добавлен раздел о содействии укреплению семьи, сохранении и возрождении семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии, традиционных культур местных сообществ, – возражает директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяна Волосовец, входившая в рабочую группу по созданию Стратегии. – Это предложение было внесено именно по настоянию Синода». По ее словам, все замечания комиссии отца Димитрия так или иначе нашли отражение в тексте.
Педагогическая дилемма
«РПЦ делает иногда акцент на защиту прав родителей, а у нас все-таки документ о воспитании. Мы делаем акцент на образование в целом и воспитание как его часть. Мы работаем в этой системе, а семьей и семейной политикой занимается также и Министерство труда и социальной защиты, где разрабатываются стратегии и концепции, которые включают не только защиту прав родителей, но и прав детей, прав семьи в целом», – пояснила Татьяна Волосовец газете ВЗГЛЯД.
«Стратегия поделена на две большие группы направлений деятельности. Первая посвящена развитию социальных институтов воспитания, первый раздел в ней – это семья как социальный институт, и ему посвящено восемь подразделов. Как же можно говорить о том, что это не будет учтено?» – удивляется Волосовец.
«А вот второй раздел – это воспитание в системе образования. Это по поводу вечного спора, кто воспитывает – семья или школа? И семья, и школа должны найти точки соприкосновения. Стратегия в этом поможет, – пообещала эксперт. – Есть, кстати, и третий – развитие информационных ресурсов, и четвертый – поддержка общественных объединений».
Воспитывая нравственные ценности в школе, следует избегать казенщины и рутины, иначе это даст лишь обратный эффект, предупреждает Ефим Рачевский. «Все, что навязывается детям сверху и не подкрепляется действием, делом, вызывает скуку и отвращение. Любое воспитание – патриотизма ли, трудолюбия ли, человеческого отношения к другим людям, если это носит исключительно вербальный, лозунговый характер, то за этим стоит имитация и, как правило, ложь. Поэтому здесь нужны различные виды деятельности. Вот тут-то нужны ресурсы», – считает директор школы.
«В России все, что связано с профессиональной ориентацией, находится в зачаточном состоянии, – признал Рачевский. – Исключаю Москву, где в последние два года профориентации уделяется колоссальное внимание. А вообще-то это одна из самых злободневных тем – выбор своей профессии, и в Стратегии, кстати, зафиксировано такое направление воспитания, как воспитание через труд. Труд не абстрактный и не принудительный, а труд, который является уникальным способом воспитания самостоятельного человека».
Одним из важных пунктов Стратегии Рачевский считает формирование у детей такого свойства, как «компетентностный выбор», через множественные практики. «Выбор профессии, принятие решений в системе ценностей общества, направленных не только на сугубо эгоистические, но и на общественные потребности. Школа не учит ни эгоизму, ни альтруизму, хорошая школа учит делать выбор», – подытожил директор школы.