Взгляд
26 мая, четверг  |  Последнее обновление — 04:14  |  vz.ru
Разделы

Из Москвы напрочь пропала агрессия

Антон Размахнин
Антон Размахнин, журналист
С ролью не плавильного, а правильного котла Москва справляется лучше большинства мировых мегаполисов. А может быть, и вообще лучше всех. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Финляндию и Швецию нельзя было не пустить в НАТО

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Еще до нынешних событий на Украине многие финны и шведы боялись России. Финская пресса и 15 лет назад рассказывала о планах российского вторжения, а шведы годами ищут у своих берегов призраки российских подводных лодок. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Как России удалось не стать Украиной

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
В конце 2011 года, на волне «болотных» протестов, был создан «координационный совет оппозиции». Гомункулус Навальный был выращен именно как гибрид проевропейского либерала и русского националиста. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Страны ЕС заморозили активы Центробанка России на 23 млрд евро

    Главная тема


    Определен самый пророссийский народ Евросоюза

    «компромисс с Берлином»


    Эксперт объяснил решение России снять контрсанкции с бывшей структуры Газпрома

    30 тонн плутония


    На Запорожской АЭС обнаружили достаточные для создания ядерного оружия запасы урана

    участница шоу «Голос»


    Певице Наргиз закрыли въезд в Россию на 50 лет

    Видео

    чрезвычайное положение


    Венгрия готовится к распаду Украины

    «отдавали то, что не жалко»


    Европа преувеличивает истощение военных запасов из-за Украины

    идея Литвы


    Чем грозит отправка военных кораблей Британии в Одессу

    пожизненный срок


    Зачем Киев устроил публичный процесс над российским военным

    комплексы «Гарпун»


    Украине дают устаревшее средство против Черноморского флота России

    нацистская сущность


    Игорь Караулов: Как России удалось не стать Украиной

    страх перед Россией


    Вадим Трухачёв: Финляндию и Швецию нельзя было не пустить в НАТО

    магия города


    Антон Размахнин: Из Москвы напрочь пропала агрессия

    на ваш взгляд


    Вы поддерживаете предложение закрепить в правилах русской орфографии написание слова «Бог» с заглавной буквы?

    «Можем получить мертвые реакторы»

    Хмельницкая АЭС на Украине наряду с Запорожской, Южно-Украинской и Ровенской вырабатывает до 50% электроэнергии страны
       10 апреля 2014, 14:06
    Фото: xaec.org.ua
    Текст: Иван Чернов

    Из-за того, что на Украине решили загружать на местные АЭС американское топливо компании Westinghouse вместо предназначенного для них российского, есть риск нештатных ситуаций и даже выхода станций из строя. Такое мнение было высказано в четверг на форуме, посвященном ядерной безопасности. Но, несмотря на реальную угрозу, в Москве заняли лишь наблюдательную позицию: Росатом не имеет влияния на украинских коллег.

    «Страна на лучину перейдет?»

    Решение украинских атомных электростанций использовать топливо американской компании Westinghouse может обернуться серьезными рисками с точки зрения ядерной безопасности, заявил в четверг зампредседателя Международного союза ветеранов атомной энергетики и промышленности Евгений Акимов.

    Это означает, что мы тоже несем ответственность за все происходящее

    «На АЭС Украины стоят реакторы российского (советского) проекта. Они рассчитаны на топливо, которое изготавливается у нас в Электростали. Применение тепловыделяющих сборок американского производства никак не подходит под российский проект», – сказал Акимов РИА «Новости».

    По его мнению, применение топлива Westinghouse может привести к выходу из строя реакторов украинских АЭС и в итоге – коллапсу украинской электроэнергетики.

    «Это страшная вещь. Мы можем получить в итоге «мертвые» реакторы. Все-таки атомная энергетика занимает 50% всей электроэнергетики Украины. Это настолько весомая часть, что если атомная энергетика там «завалится» из-за использования американского топлива, страна на лучину перейдет?» – сказал Акимов.

    Он добавил, что не понимает, как можно нелицензированное ядерное топливо заправлять в атомный энергоблок. «Залейте дизельное топливо в бензиновый двигатель, что произойдет? Машина встанет. Хорошо, если это только машина. А представьте ядерный реактор, что произойдет с ним?» – вопрошает эксперт.

    По словам Акимова, он уверен, что сопредельные государства, расположенные рядом с Украиной, выскажутся категорически против применения сомнительных технологий на атомных станциях Украины и что этим вопросом должна заняться специальная комиссия МАГАТЭ, которая может быть создана по этому случаю.

    Нельзя исключать и выброса радиоактивных веществ в окружающую среду в результате возможных инцидентов, связанных с использованием топлива Westinghouse, отметил эксперт. По его словам, обращение с новыми ядерными материалами требует тщательной подготовки необходимых законов, взаимодействия соответствующих государственных структур, но в нынешней ситуации на Украине возникают предпосылки для «хаоса в этой области». «Но если бы только хаоса. Как бы из-за этого не пострадало человечество», – сказал Акимов.

    Напомним, ранее сообщалось о намерении украинской НАЭК «Энергоатом» и американской Westinghouse подписать договор на поставку ядерного топлива для трех реакторов украинских АЭС.

    За конкуренцию

    Прокомментировал эту тему в четверг в рамках проходящего в Москве Международного форума – диалога представителей атомной отрасли и общественности «Атомная энергия, общество, безопасность» и генеральный директор Росатома Сергей Кириенко.

    «Это безусловное право каждой компании (в стране) – определять, у кого она покупает топливо. Вместе с тем на это не должны влиять политические решения», – сказал Кириенко, выступая в четверг на конференции по безопасности атомной энергетики.

    Он добавил, что Росатом внимательно следит за ситуацией, связанной с возможным использованием ядерного топлива американского производства на АЭС Украины.

    «При аварии все забудут, что оператор АЭС – Украина, а топливо – американское, и будут подымать шум по поводу того, что это плохой русский реактор», – заметил глава Росатома.

    По его словам, «есть два момента, которые вызывают у нас опасения. Первый: было загружено 126 сборок, на сегодняшний день осталось только 66, потому что в 2011–2012 годах при перегрузках выяснилось, что с топливом опять начались проблемы, и было принято решение Атомного надзора Украины о досрочной выгрузке и запрете дальнейшего использования топлива Westinghouse на территории Украины. На сегодняшний день осталось только 66 топливных сборок, из которых только 26 из первых 126 загруженных вышло на четвертый год тестирования. Я точно понимаю, что если бы мы попробовали куда-то поставить топливо и у нас хотя бы одна кассета из 126 нарушила бы технические условия, то все дискуссии и подписания контрактов закончились бы в ту же секунду. И мы бы даже не стали задавать по этому поводу вопросы – это нормально».

    Кириенко заметил, что «мы (Росатом – прим. ВЗГЛЯД) к нормальной конкуренции относимся крайне позитивно, совершенно нормально то, что Westinghouse пытается зайти на рынок реакторов российского дизайна. Мы, естественно, не остаемся в долгу – заходим на рынок ТВС-Квадрат, но у нас нет ни одного сбоя».

    По словам главы Росатома, американцы сами требование к безопасности «очень хорошо понимают у себя в стране».

    «Почему они считают, что на Украине можно не соблюдать эти правила – это отдельная история», – заметил Сергей Кириенко.

    Он пообещал «внимательно за этим следить», отметив, что на Украине «работают очень квалифицированные специалисты на атомных станциях, очень хорошо понимающие вопросы безопасности, надеюсь, что здесь не будет работать политический фактор».

    «В вопросах безопасности не должно быть политических решений, безопасность является абсолютным приоритетом», – подытожил генеральный директор Росатома Сергей Кириенко.

    «У нас лучшее ядерное топливо»

    Залейте дизельное топливо в бензиновый двигатель, что произойдет?

    Заместитель председателя Общественного совета Росатома, председатель экологического комитета Московского объединения «Союз Чернобыль» Анатолий Назаров, также присутствующий на форуме, рассказал газете ВЗГЛЯД, что безопасность самих ядерных установок на Украине сейчас не вызывает опасений. Вопрос упирается только в ядерное топливо.

    По мнению Назарова, у России лучшее ядерное топливо в мире, и «это всем известно». Поставляется оно, в том числе, и на объекты в США.

    «Но если дальше так пойдет, пусть тогда украинцы сами отвечают за то, что заправляют наши реакторы не предназначенным для них топливом. Последствия могут быть самые серьезные. Что делать? С юридической точки зрения ничего сделать нельзя. Как сказал Кириенко, они имеют право выбирать того или другого поставщика», – посетовал Назаров.

    По словам эксперта, пока все станции на Украине работают нормально, но «как пойдет дальше в этом хаосе, никто не знает».

    «На данный момент частично топливо они используют наше, частично – американское», – сказал собеседник газеты ВЗГЛЯД. И добавил, что с топливом Westinghouse уже были проблемы. Часть кассет с ним при доставке на Украину была искривлена. А впервые подобный дефект обнаружили еще на чешской АЭС. Потом уже проблема была выявлена и на Украине.

    Насколько это критично, пока сложно сказать, добавил эксперт. По его словам, украинцы не особенно информируют россиян о проблемах с американским топливом.

    Досье

    Атомная энергетика Украины представлена на сегодня четырьмя действующими станциями с 15 энергоблоками. Это Запорожская, которая является также крупнейшей АЭС в Европе, Южно-Украинская, Ровенская и Хмельницкая. Работа самой известной Чернобыльской АЭС после аварии 1986 года была законсервирована. По количеству энергетических реакторов Украина занимает десятое место в мире и пятое в Европе.

    По данным журнала «Эксперт», шумиха вокруг ядерного топлива для украинских АЭС возникла не меньше чем десять лет назад. Атомная энергетика дает стране 45–50% всей электроэнергии. И от ее развития зависит экономический рост всей Украины в целом.

    Раньше все топливо для украинских АЭС импортировалось из России – на это Украина ежегодно тратила порядка 300 млн долларов. Но затем в украинской прессе стали писать, что цена сильно завышена и что качество ниже, чем у зарубежных поставщиков. Этой проблемой озаботились депутаты Верховной рады и чиновники.

    Атомщики из РФ приводили свои контраргументы. О том, что еще в 1997 году российская компания ТВЭЛ претендовала на поставку топлива для Украины наряду с американской Westinghouse и выиграла в честной конкурентной борьбе. А стоимость атомного топлива для украинских АЭС в течение многих лет была на четверть ниже минимальной рыночной цены.

    Но Украина все равно искала ему замену, что можно объяснить как раз некими политическими моментами, о которых говорят сейчас эксперты и глава Росатома Кириенко.

    Компания ТВЭЛ до 2011 года поставляла все ядерное топливо для Украины. Затем часть стала поставлять Westinghouse Electric Company. Несколько опытных кассет американской компании применялись на местных АЭС еще в 2005–2010 годах, но более широко они стали использоваться с 2011-го.

    Однако весной 2012 года и в 2013 году в ходе планово-предупредительного ремонта на Южно-Украинской АЭС были зафиксированы нарушения в работе сборок типа ТВС-W американского производства. Выяснилось, что эти нарушения были вызваны конструктивными недоработками топлива компании Westinghouse. Убытки «Энергоатома» из-за этой аварии могут составлять более 175 млн долларов.

    После этого на Украине заговорили о возможном полном отказе от топлива Westinghouse, которое на местных станциях на тот момент загружалось вместе с российским. При этом контракт на поставку американцами топлива рассчитан на 2011–2015 годы.

    Добавим, что в свое время на чешской АЭС «Темелин», где работают реакторы советского дизайна, была зафиксирована разгерметизация топлива производства Westinghouse, после чего чешская сторона отказалась от услуг этого поставщика.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •