29 мая, воскресенье  |  Последнее обновление — 12:40  |  vz.ru

Почему образование потеряло свою ключевую ценность

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Выбор прост: либо хорошо – но для избранных, либо для всех – но как получится (с неуклонной тенденцией, что получаться будет все хуже и хуже). Подробности...

Миру готовят сразу несколько новых сюжетов апокалипсиса

Глеб Простаков
Если в 2020-21 годах обкатывали единственный – пандемийный – сюжет, то в 2022 году планету захлестнут сразу несколько апокалиптических сюжетных линий – от новых пандемий и угрозы ядерной войны до как нельзя более своевременного нашествия инопланетян. Подробности...

«Санта-Барбара» бигтеха с Белым домом

Никита Данюк
Никита Данюк, первый замдиректора Института стратегических исследований
О близкой дружбе с администрацией Байдена среди техногигантов не принято говорить вслух. Однако некоторые действия платформ не могут не вызывать вопросов уже только потому, что экономически они крайне невыгодны для бизнеса. Подробности...

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...

НОВОСТЬ ЧАСА: Минобороны сообщило о поражении 674 районов сосредоточения живой силы ВСУ

Когда у Украины закончится боевая авиация

«брюссельская сова»

Рогозин и Соловьев высмеяли слова главы ЕК о российской нефти

«можно было избежать»

Абэ назвал причину спецоперации России на Украине

«Малка»

Минобороны продемонстрировало работу на Украине одной из мощнейших пушек в мире

козыри Москвы

Россия задала Финляндии два территориальных вопроса

оружие массового поражения

Ядерным амбициям Киева появилось новое подтверждение

западная украина

Польские интриги провоцируют Белоруссию на участие в спецоперации

государственный террор

Киев угрожает Венгрии нефтяной войной

стратегический курс

Что Россия получит от присоединения Запорожья

поставки оружия

Владимир Прохватилов: Украине нечего противопоставить «Огневому валу» России

украинская пропаганда

Максим Соколов: Герои Украины воюют с мертвецами

интеграция стран

Сергей Миркин: Получит ли Польша Западную Украину

Как изменится ваше отношение к творчеству нравившегося вам артиста, если его политическая позиция окажется отличной от вашей?

Избыточный вес Вселенной

19 мая 2007, 10:23
    Фото: Reuters
    Текст: Геннадий Нечаев

Американские астрономы из NASA представили доказательства существования темной материи во Вселенной. Речь идет об обнаруженном телескопом Hubble скоплении вещества кольцеобразной формы на расстоянии около 5 млрд световых лет от Земли. Диаметр кольцеобразного скопления, обнаруженного учеными, составляет около 2,6 млн световых лет. Открытие озадачило астрономов и с новой остротой поставило вопрос о возможной ограниченности Вселенной.

Открытие было сделано случайно еще в августе 2006 года во время нанесения на карты областей распределения темной материи в скоплении галактик Cl 0024+17 (ZwC10024+1652), отмечает газета The Telegraph. Вначале кольцо даже приняли за ошибку в методике обработки и представления данных.

Таким образом, удалось обнаружить данный вид материи в чистом, то есть не в смешанном с веществом, виде, кроме того, темная материя в таких огромных количества ранее также не была обнаружена.

Состав неясен, происхождение – темное

Темная материя (или скрытая масса) – это вещество неизвестного состава, не испускающее и не поглощающее электромагнитного излучения, но участвующее в гравитационных взаимодействиях. Поэтому наблюдать темную материю непосредственно невозможно.

О ее существовании свидетельствуют результаты наблюдений за искривлением проходящих мимо скоплений темной материи световых лучей под действием силы притяжения. Единственное, в чем уверены физики и астрономы, – где-то в космосе существует огромная масса, на которую реагирует видимая нами часть Вселенной.

Астрономы, занимавшиеся изучением карликовых галактик, формирующихся в результате взаимодействия галактик большого размера, обнаружили странную вещь: обследованные ими карлики оказались гораздо более массивными, чем ожидалось из теоретических моделей. Возникло предположение, что дополнительное вещество образует та «пропавшая масса», поисками которой ученые уже не раз безуспешно занимались.

«Мы впервые обнаружили темную материю уникальной формы и в уникальном месте, наблюдению не мешают близлежащие галактики и газовые скопления, а форма отличается от той, которую принимают галактики и космический газ», – заявил один из астрономов NASA Джеймс Джи, передает AP.

Стоит отметить, что ранее существование темной материи не имело практических доказательств. «Впервые удалось обнаружить скопление вещества в виде особой структуры, не похожей на все другие скопления во Вселенной», – рассказал астроном Мюнгкук Джеймс Джи из университета Джонса Хопкинса.

Цемент, скрепляющий мироздание

Это открытие крайне важно для астрофизики. Ученые давно ищут доказательство существования темной материи. Они пришли к выводу, что существование галактик невозможно, если брать в расчет лишь видимые им материи и вещества, заключенные в них. Если бы не существовало некой другой субстанции, удерживающей галактики своим сильнейшим гравитационным полем, все они (галактики) уже давно бы разлетелись в разные стороны. Таким «сдерживающим фактором» и являются скопления во Вселенной темной материи.

Вообще, темная материя до сих пор заставляет сомневаться в теории происхождения Вселенной единовременно, в результате Большого взрыва. Измерения параметров «послесвечения» Большого взрыва – микроволнового реликтового фона – заставляют предположить, что в условиях ранней Вселенной таинственная темная материя приблизительно в 6 раз превосходила по массе обычное вещество. Это соотношение должно было сохраниться и до наших дней, однако подсчеты, основанные на наблюдениях всех звезд, газовых и пылевых облаков в окружающем нас космическом пространстве, позволяют заключить, что в современной нам Вселенной содержится только четверть ожидаемого количества обычного вещества. Прочее, что составляет массу Вселенной, – темная материя, которая и не дает ей расширятся до бесконечности; при этом, естественно, плотность «обычного» вещества должна падать. Но астрономы этого не наблюдают.

Зеркальная бесконечность

Но из данного открытия следуют и далеко более парадоксальные и важные выводы. Например, данные, полученные космическим аппаратом NASA, озадачили астрономов и с новой остротой поставили вопрос о возможной ограниченности Вселенной.

Имеются свидетельства того, что она, кроме того, неожиданно мала (по астрономическим, естественно, масштабам) и только вследствие своеобразного «оптического обмана зрения» нам кажется, что нет ей конца и края. Компьютерное моделирование подтвердило, что наблюдаемый характер реликтового излучения возникает только в том случае, если размеры Вселенной невелики.

По мнению ученых, полученные результаты свидетельствуют не только о неожиданно малых размерах Вселенной, но и о том, что пространство в ней замкнуто само на себя. Несмотря на свою ограниченность, края как такового Вселенная не имеет – луч света, распространяясь в пространстве, должен через определенный (большой) промежуток времени возвратиться в исходную точку. Из-за этого эффекта, например, астрономы Земли могут наблюдать одну и ту же галактику в разных частях небосвода (да еще с разных сторон).

Можно сказать, что Вселенная – это зеркальная комната, в которой каждый предмет, находящийся внутри, дает множество своих зеркальных образов.

По данным моделирования, результаты наблюдений свидетельствуют о том, что Вселенная представляет собой набор бесконечно повторяющихся додекаэдров – правильных многогранников, поверхность которых образована 12 правильными пятиугольниками. Именно такую форму имеют знакомые всем футбольные мячи.

Если результаты будут подтверждены, наши взгляды на Вселенную будут нуждаться в серьезной коррекции. Во-первых, она окажется относительно небольшой – около 70 млрд световых лет в поперечнике. Во-вторых, становится возможным наблюдать всю Вселенную целиком и убедиться в том, что в ней везде действуют одни и те же физические законы.