
Доклад Human Rights Watch о положении центральноазиатских мигрантов оказался созвучен с риторикой сторонников «многонационального» растворения России в иноплеменном окружении.
15 комментариевДоклад Human Rights Watch о положении центральноазиатских мигрантов оказался созвучен с риторикой сторонников «многонационального» растворения России в иноплеменном окружении.
15 комментариевКрещение, как рождение и смерть, может быть только однократным. Но вот осознание того, что оно означает, возрастание в вере – это процесс, который продолжается всю жизнь. Великий Пост – это время, когда мы возвращаемся к началу, к основаниям нашей веры, к тому, что задает неизменные ориентиры.
2 комментарияКиеву и Европе хороших новостей разговор Путина и Трампа не принес. Но должно пройти еще как минимум две переговорные фазы, прежде чем станет понятно, достижим успех либо всё обречено на провал.
11 комментариевМинобороны сделало покупку на 850 млн. рублей
«До 2015 года ВВС РФ приобретет 58 суперсовременных самолетов Су-34», – сообщил в Ульяновске вице-премьер РФ – глава Минобороны Сергей Иванов. Ранее, во время своего визита в Новосибирск в апреле этого года, Иванов заявил, что, помимо двух в 2006-м, в 2007 году армия купит 6 Су-34, а в 2008 – еще 10.
Современный, но без «супер»
58 закупаемых машин стоимостью 850 млн. рублей каждая – это всего лишь два полка по 24 машины плюс необходимый резерв
Впрочем, несмотря на заявление министра, суперсовременным Су-34 назвать сложно – прототип этого самолета под названием Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик) поднялся в воздух еще 15 лет назад, когда в производстве находился его предшественник – Су-24М последних серий, а в США интенсивно шло переоснащение частей ударной авиации самолетами F-15E Strike Eagle.
К настоящему времени было выпущено 8 прототипов и один серийный Су-34, включая морской ударный вариант Су-32FN, предлагавшийся на экспорт в Индию и Индонезию. С тех пор концепция и назначение самолета изменились. Из истребителя-бомбардировщика (способного помимо ударных задач вести маневренный воздушный бой) самолет переквалифицировался в чистый фронтовой бомбардировщик.
Создатели Су-34 решили, что их самолет не должен вести ближний маневренный бой (которому к тому же в недостаточной мере обучены пилоты ударных машин в ВВС любой страны мира, хотя бы потому что это пилоты ударных машин), так как это могло бы снизить его потенциал в действиях по наземным целям.
К тому же к этому времени появились новые Су-30 и модернизированные Су-27СН, способные решать задачи, присущие истребительно-бомбардировочной авиации. В концепции созданного для маловысотного прорыва высокотехнологичной ПВО Су-34 была сделана ставка не только на уклонение (под радиолокационным горизонтом) от активных средств ПВО противника, но и на огневое противодействие этим средствам, как и истребительной авиации, причем противодействие без втягивания в оборонительное маневрирование и связанной с этим маневрированием потери темпа, чреватой если не поражением (сбитием), то срывом согласованного по времени и месту удара по цели.
Концепция боевого применения Су-34 предусматривает при встрече с воздушным противником в случае срыва встречной ракетной атаки на сближении не переход к ближнему маневренному воздушному бою (как это делают пилоты истребителей-бомбардировщиков, в том числе F-15E, сбросив для уравнения маневренности ракетно-бомбовую нагрузку куда попало), а обстрел проскочившего в заднюю полусферу и пытающегося развернуться, для того чтобы «пристроиться в хвост», истребителя ракетами, запускаемыми в заднюю полусферу носителя. Способ пуска ракет воздушного боя «задом наперед» был отработан на одном из прототипов Су-35. Для этого на бомбардировщике имеется мощная РЛС, установленная в хвосте.
В ожидании пятого поколения
![]() Су-24 |
Чтобы создать такую машину, проектировщикам, по словам генерального конструктора Су-34 Ролана Мартиросова, пришлось трижды полностью пересмотреть состав его бортового оборудования, причем последний раз уже в этом году. «Самолет имеет очень хороший резерв для дальнейшего развития – у нас есть большой запас по весу». Господин Мартиросов также сказал, что самолет изначально создавался как цифровой и обладает высокой выживаемостью в боевых условиях.
Однако 58 закупаемых машин стоимостью 850 млн. рублей каждая (по словам командующего тактической авиацией Михайлова) – это всего лишь два полка по 24 машины плюс необходимый резерв. Как говорится, маловато будет. Особенно по сравнению с ожидаемыми закупками новейшего американского истребителя-бомбардировщика F-35 (до тысячи машин, возможно, и более). Поэтому для поддержания военного потенциала ФБА ВВС придется искать временный выход.
Между тем на сегодняшний день основу ФБА составляют около 300 бомбардировщиков Су-24 и их дальнейшее развитие – Су-24М. Самолеты эти устарели и морально, и физически. Мало того что элементная база авионики самолета, совершившего первый полет в 1973 году, в начале XXI века – это позавчерашний день, так и двигатели АЛ-21Ф-3 для них больше не выпускаются.
Очевидно, что более старые Су-24 (многие из которых помнят еще небо Афганистана и первую чеченскую кампанию) ожидает утилизация. Судьба варианта «М» остается под вопросом. С одной стороны, недавно Министерство обороны заказало НАПО два самолета, модернизированных до стандарта Су-24М2, однако объем модернизации пока неизвестен.
Но по словам компетентных авиационных инженеров, на многих машинах этого типа начались отказы расположенных внутри самолета специальных соединений, которые не подлежат вскрытию и ремонту при проведении капитального ремонта, – при выходе их из строя любая машина идет под списание. Между тем, как свидетельствует факт заказа МО модернизированных машин, возможности для их «омоложения» еще имеются.
В связи с этим к 2015 году наиболее реалистичной представляется следующая структура ФБА ВВС России: при наличии двух полков Су-34 как основной ударной силы в строю остаются 100–150 самолетов Су-24М2 (возможно, с заменой не только авионики, но и двигателей) плюс – при необходимости наращивания группировки – два или три полка на самолетах Су-27СН/Су-30МКК или бомбардировщиков промежуточной дальности Ту-22М3.
Такая структура может сохраняться до появления на вооружении ВВС РФ ударных машин пятого поколения, дополненных беспилотными ударными аппаратами, создание которых предусмотрено Федеральной авиастроительной программой до 2015 года. А Су-34, судя по всему, суждено быть переходной к пятому поколению машиной. И не стоит этого опасаться – смена поколений самолетов в современной авиации происходит уже не годами, а десятилетиями.