Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

1 июня 2006, 23:02 • Общество

Затерянный мир

Найден «затерянный мир» с неизвестными животными

Затерянный мир
@ GettyImages

Tекст: Андрей Весна

Израильские ученые обнаружили недалеко от города Рамле в Центральном Израиле пещеру с уникальной экосистемой. Пещера совершенно изолирована от внешнего мира и просуществовала в таком состоянии около 5 млн. лет. Ученые уже окрестили это место «затерянным миром». Там удалось обнаружить неизвестные науке виды животных – все они не имеют глаз.

Пещеру позволило обнаружить небольшое отверстие, открывшееся при разработке карьера, принадлежащего одной компании – производителю цемента, Nesher Industries. Оно вело на глубину в 100 м, где в известняке открылась полость, названная «пещерой Аялона». Пещера со всеми ответвлениями протянулась под землей на 2,5 км.

Место находки интересно тем, что над самой пещерой сверху огромный слой мела, не пропускающего воду, а ее размеры (с учетом ответвлений) достигают 2,5 км. Трудно представить, чтобы такие условия оказались благоприятными для жизни, однако ученым удалось обнаружить там восемь новых зоологических видов, сообщает Science Daily.

Неизвестные науке животные – четыре пресноводных и морских ракообразных и четыре сухопутных вида. Они имеют определенное родство с известными видами, но сильно отличаются от них, что уже подтверждено генетической экспертизой.

В пещере также нашли новый вид бактерий, которые служат низшим звеном в пищевой цепочке существующей на протяжении миллионов лет экосистемы и являются основным питательным субстратом для остальных жителей.

У всех найденных животных отсутствуют глаза. По мнению ученых, это говорит о том, что эволюция обитателей пещеры происходила своим собственным путем.

Представители всех обнаруженных видов, за исключением белого безглазого скорпиона, попали к ученым живыми. Тем не менее исследователи убеждены, что в пещере они найдут не только живых белых скорпионов, но и множество других уникальных видов.

«Наша находка – только начало того, что обещает оказаться примером фантастической вариативности жизни», – комментирует открытие доктор Ханан Диментман из The Alexander Silberman Institute of Life Sciences.

Разработки карьера над пещерой, получившей название «Аялонская» по имени долины, под которой она находится, будут прекращены. Ученые надеются, что им удастся сохранить изолированную ранее от воздействия извне экосистему в первозданном виде. Однако это очень сложная задача, ведь, будучи единожды нарушенной, изолированная система, скорее всего, потеряет свой уникальный баланс и в итоге попросту перестанет существовать.

В современном мире, где практически каждый уголок земного шара уже исследован и проанализирован, открытия изолированных систем с неизведанными живыми формами – явление довольно редкое. Тем не менее в феврале этого года группа американских исследователей обнаружила в тропических лесах горного района Новой Гвинеи еще один подобный «затерянный мир». Место, которое ученые назвали «эдемским садом», населяют ранее неизвестные человеку виды животных и растений.

На этот раз новый мир расположен не глубоко под землей, а на ее поверхности. «Эдемский сад» площадью примерно 300 тыс. га расположен на склонах гор Фоджа в западной части Новой Гвинеи. Район труднодоступен для человека, исследователи добрались туда на вертолете.

Первозданная природа и обилие нетипичной для остальной части острова флоры и фауны объясняются не только отсутствием людей – местные племена, живущие у подножия гор, не испытывают недостатка в пище и не стремятся освоить территории наверху, – но и изоляцией, в которой происходило развитие сотен видов растений и животных.

Ученые обнаружили в «эдемском саду» более 20 неизвестных ранее видов лягушек, четыре новых вида бабочек, пять неизвестных науке видов пальм и множество растений, которые еще предстоит классифицировать. Исследователи также повстречались с шестиперой райской птицей Берлепша, считавшейся вымершей, и несколькими видами древесного кенгуру – одного из редчайших сумчатых животных на земле.