18 января, вторник  |  Последнее обновление — 16:54  |  vz.ru

Как прорывали блокаду Ленинграда

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
18 января 1943 года в ходе операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. Враг все еще стоял под стенами города, но снабжение жителей продовольствием стало куда лучше. Почему удачей закончилась именно «Искра», что ее отличало от попыток 1941 и 1942 годов? Подробности...

Принцам нельзя дружить с сутенерами

Сергей Худиев
Ситуации, когда мужчина уверен, что все было добровольно, он получил то, что хотел в обмен на деньги или еще какие-то проявления покровительства, а женщина потом вспоминает, что подверглась насилию, в условиях «свободной любви» возникают неизбежно. Подробности...

Судьбу Америки решили масоны

Владимир Можегов
17 января родился Бенджамин Франклин – символ Америки, человек, которого там почитают как величайшего из американцев. Политик, дипломат, изобретатель, учёный, философ, писатель, масон, бизнесмен, создатель газетной сети. Кем только не был этот великий человек! Подробности...

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов

Циклон завалил снегом Южно-Сахалинск

В Южно-Сахалинске третий день продолжаются обильные снегопады из-за сильного циклона. Уже выпала месячная норма осадков. Власти города ввели режим чрезвычайной ситуации. Коммунальщики работают в круглосуточном режиме. На расчистку улиц брошена не только спецтехника, но и военные

Первый российский Ту-160М поднялся в воздух

В России с аэродрома Казанского авиационного завода совершил первый полет ракетоносец Ту-160М. Этот самолет был собран с нуля. Он сможет нести новые виды вооружений, в том числе перспективные

НОВОСТЬ ЧАСА: Собянин сообщил о продлении ряда ограничений в Москве

Каким будет конец Америки

визит в Москву

Глава МИД Германии заявила о чувстве стыда у Могилы Неизвестного Солдата

приглашение в Британию

Пушков разъяснил мотивы Британии для приглашения Шойгу в Лондон

опасные кресты

Во время урагана с Софийского собора в Киеве упал трехметровый крест

Силы на подходе

Как ВМФ России должен давить на США

визит в Москву

Германия рискует потерять особую роль в отношениях России с Западом

бывший сотрудник КГБ СССР

В Британии нашли кандидата в новые Скрипали

проект ТАПИ

Талибы решили усилить свою власть газопроводом

борьба двух русофобов

Порошенко ненароком оказал России большую услугу

символ страны

Владимир Можегов: Судьбу Америки решили масоны

война против всех

Сергей Миркин: США готовятся к гибели майданной Украины

центральноазиатская весна

Владимир Прохватилов: Исламисты угрожают всей Центральной Азии и России

Сталкивались ли вы с телефонными мошенниками?

Цивилизацию погубил вулкан

В Индонезии нашли аналог итальянской Помпеи
       2 марта 2006, 00:05
    Фото: The Seattle Times
    Текст: Мария Подольская

В среду стало известно, что международная экспедиция вулканологов на одном из островов в Индонезии откопала под трехметровым слоем пепла хижину. Ученые уверены, что это часть цивилизации, которая была уничтожена в результате самого мощного извержения вулкана за всю историю человечества. В результате погибло около 177 тысяч человек и были стерты с лица земли три царства – Пекат, Сангар и Тамбора.

Международная совместная экспедиция Центра вулканологии и снижения геологических рисков Индонезии и американских вулканологов нашла под трехметровым слоем вулканического пепла аналог итальянской Помпеи. Цивилизация была уничтожена извержением вулкана Тамбора. Это произошло почти 200 лет назад – 10 апреля 1815 года.

Специалисты проанализировали данные и назвали извержение Тамбора самым мощным в истории человечества. Уже точно определено, что оно по своей мощности во много раз превосходило извержение Везувия, уничтожившее в I веке нашей эры Помпею, и в четыре раза было сильнее извержения вулкана Кракатау, произошедшего в 1883 году.

Тогда, в 1815 году, в Индонезии на острове Сумбава вулкан выбросил на высоту 43 км свыше 350 млн. тонн двуокиси серы. Температура пепла в момент извержения превышала 500 градусов по Цельсию. В результате погибло около 177 тысяч человек и были стерты с лица земли три царства – Пекат, Сангар и Тамбора.

Кстати, извержение вулкана имело и международные последствия. Начавшаяся в результате этого в атмосфере планеты химическая реакция привела к тому, что в следующем, 1816, году, получившем прозвище «год без лета», заморозки нанесли огромный ущерб урожаям практически во всем мире – от Америки до Франции и Германии.

Необычная культура местных жителей привлекала западных путешественников еще с начала XVIII века, рассказал вулканолог из университета Род-Айленда Гаральдур Сигурдсон. Их язык больше всего напоминал те, которыми пользуются в Индокитае, а не в Индонезии. «Но извержение уничтожило этот язык – вот каким сильным оно было», – говорит Сигурдсон. Об устойчивых связях жителей острова с Вьетнамом говорит и найденная нынешней экспедицией керамика.

Археологические находки на месте раскопок (nationalgeographic.com)

В результате начавшихся два года назад раскопок ученым с помощью радара удалось «заглянуть» под землю и обнаружить скрытый вулканическим пеплом город, где два века назад жили около 10 тысяч человек. Особенно важной находкой стал стоявший на сваях дом с бамбуковыми стенами и крышей из пальмовых листьев, внутри которого экспедиция обнаружила скелет заживо сгоревшей женщины, тянущейся к расплавленной стеклянной бутыли.

Однако сделанная вулканологами находка представляет интерес не только для историков и лингвистов. Участники экспедиции также изучили распределение вулканического пепла, размеры его частиц и их удаленность от кратера вулкана. На основании данных будет создана компьютерная модель, которая поможет предсказывать выбросы при извержении вулканов, рассказал вулканолог университета Род-Айленда Стивен Кэри.

Также в начале февраля сообщалось, что совместная экспедиция австралийских, американских и индонезийских специалистов сообщила об обнаружении во внутренней долине хребта Фоджа на западе индонезийской части острова Новая Гвинея множества новых, неизвестных ранее науке видов животных и растений, включая гигантские цветы и редкого древесного кенгуру. Среди других открытий – оранжевый медоед: первый новый вид птицы, найденный на Новой Гвинее более чем за 60 лет.

«Это было настолько близко к райскому саду, насколько это вообще возможно на земле», – говорит один из руководителей экспедиции, вице-президент Меланезийского центра сохранения биологического разнообразия КИ Брюс Билер. «Первая же птица, которую мы увидели в нашем лагере, относилась к неизвестному ранее виду. Там изобиловали крупные млекопитающие, истребленные в других местах охотниками практически до полного исчезновения», – сказал он.