Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе – больше характерно для молодежи.

Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 марта 2006, 00:05 • Общество

Цивилизацию погубил вулкан

Ученые обнаружили погибшую цивилизацию

Цивилизацию погубил вулкан
@ The Seattle Times

Tекст: Мария Подольская

В среду стало известно, что международная экспедиция вулканологов на одном из островов в Индонезии откопала под трехметровым слоем пепла хижину. Ученые уверены, что это часть цивилизации, которая была уничтожена в результате самого мощного извержения вулкана за всю историю человечества. В результате погибло около 177 тысяч человек и были стерты с лица земли три царства – Пекат, Сангар и Тамбора.

Международная совместная экспедиция Центра вулканологии и снижения геологических рисков Индонезии и американских вулканологов нашла под трехметровым слоем вулканического пепла аналог итальянской Помпеи. Цивилизация была уничтожена извержением вулкана Тамбора. Это произошло почти 200 лет назад – 10 апреля 1815 года.

Специалисты проанализировали данные и назвали извержение Тамбора самым мощным в истории человечества. Уже точно определено, что оно по своей мощности во много раз превосходило извержение Везувия, уничтожившее в I веке нашей эры Помпею, и в четыре раза было сильнее извержения вулкана Кракатау, произошедшего в 1883 году.

Тогда, в 1815 году, в Индонезии на острове Сумбава вулкан выбросил на высоту 43 км свыше 350 млн. тонн двуокиси серы. Температура пепла в момент извержения превышала 500 градусов по Цельсию. В результате погибло около 177 тысяч человек и были стерты с лица земли три царства – Пекат, Сангар и Тамбора.

Кстати, извержение вулкана имело и международные последствия. Начавшаяся в результате этого в атмосфере планеты химическая реакция привела к тому, что в следующем, 1816, году, получившем прозвище «год без лета», заморозки нанесли огромный ущерб урожаям практически во всем мире – от Америки до Франции и Германии.

Необычная культура местных жителей привлекала западных путешественников еще с начала XVIII века, рассказал вулканолог из университета Род-Айленда Гаральдур Сигурдсон. Их язык больше всего напоминал те, которыми пользуются в Индокитае, а не в Индонезии. «Но извержение уничтожило этот язык – вот каким сильным оно было», – говорит Сигурдсон. Об устойчивых связях жителей острова с Вьетнамом говорит и найденная нынешней экспедицией керамика.

Археологические находки на месте раскопок (nationalgeographic.com)

В результате начавшихся два года назад раскопок ученым с помощью радара удалось «заглянуть» под землю и обнаружить скрытый вулканическим пеплом город, где два века назад жили около 10 тысяч человек. Особенно важной находкой стал стоявший на сваях дом с бамбуковыми стенами и крышей из пальмовых листьев, внутри которого экспедиция обнаружила скелет заживо сгоревшей женщины, тянущейся к расплавленной стеклянной бутыли.

Однако сделанная вулканологами находка представляет интерес не только для историков и лингвистов. Участники экспедиции также изучили распределение вулканического пепла, размеры его частиц и их удаленность от кратера вулкана. На основании данных будет создана компьютерная модель, которая поможет предсказывать выбросы при извержении вулканов, рассказал вулканолог университета Род-Айленда Стивен Кэри.

Также в начале февраля сообщалось, что совместная экспедиция австралийских, американских и индонезийских специалистов сообщила об обнаружении во внутренней долине хребта Фоджа на западе индонезийской части острова Новая Гвинея множества новых, неизвестных ранее науке видов животных и растений, включая гигантские цветы и редкого древесного кенгуру. Среди других открытий – оранжевый медоед: первый новый вид птицы, найденный на Новой Гвинее более чем за 60 лет.

«Это было настолько близко к райскому саду, насколько это вообще возможно на земле», – говорит один из руководителей экспедиции, вице-президент Меланезийского центра сохранения биологического разнообразия КИ Брюс Билер. «Первая же птица, которую мы увидели в нашем лагере, относилась к неизвестному ранее виду. Там изобиловали крупные млекопитающие, истребленные в других местах охотниками практически до полного исчезновения», – сказал он.