8 декабря, четверг  |  Последнее обновление — 16:05  |  vz.ru

Для восстановления СССР необходим военный успех России на Украине

Александр Разуваев
Александр Разуваев, независимый фондовый аналитик
Не стоит упрекать некоторых наших партнеров по СНГ, что они сидят и ждут, чем кончится СВО. Таков удел этих стран – быть ведомыми более сильными государствами. Мы должны доказать, что входим в число мировых лидеров. Подробности...

Украина нуждается в возмездии

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Можно рассуждать, что мы не такие, как они. Можно говорить, что месть – это из Средневековья. Но месть – это способ заставить врага бояться. А пока на Украине не начнут дико бояться России, удары по Донецку и другим российским городам не прекратятся. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

В чем секрет венгерской аномалии

Венгрия, оставаясь участником НАТО и Евросоюза, принадлежит сейчас к Мировому большинству – подавляющему количеству стран мира, которые дружественны России просто потому, что не хотят полностью подчиняться ее противникам. Подробности...

Владимир Путин проехал по отремонтированному Крымскому мосту

Владимир Путин посетил Крымский мост, где идут восстановительные работы после теракта, произошедшего в октябре. Глава государства выслушал доклад вице-премьера Марата Хуснуллина и выразил надежду, что поврежденный железнодорожный путь на мосту окончательно восстановят к середине летнего сезона

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».

НОВОСТЬ ЧАСА: Высокоточным ударом уничтожено более 90 польских наемников ВСУ в Харьковской области

Францию учат жить без электричества

экспорт нефти

Дефицит электричества радикально изменил Украину

курсы валют

Почему уникально крепкий рубль останется только в 2022 году

конфликт стран НАТО

Турция грозит оккупировать важную часть Греции

захват власти

В организации госпереворота в Германии ищут «русский след»

сиюминутное совпадение

Тимофей Бордачев: В чем секрет венгерской аномалии

становление единства

Владислав Исаев: Не надо ставить идеологию впереди реальности

разблокированные возможности

Виталий Трофимов-Трофимов: «Творческая элита» не политически активна, а профнепригодна

Является ли для вас авторитетным мнение Аллы Пугачевой?

Новый химический элемент

Открыт новый химический элемент
    Ученые открыли новый химический элемент
       17 октября 2006, 17:55
    Текст: Геннадий Нечаев

Ученые из Ливерморской лаборатории им. Лоуренса (Калифорния) и Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна) заявили, что открыли новый химический элемент с порядковым номером 118 по периодической системе. Новый элемент предполагалось назвать московием, однако в Академии наук полагают, что «новорожденному» необходимо присвоить другое имя.

Согласно распространенному совместному заявлению сотрудников Ливерморской лаборатории им. Лоуренса (Калифорния) и Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна) эксперименты, проводившиеся на дубнинском ускорителе элементарных частиц в феврале – июне 2005 года, привели к открытию нового химического элемента с порядковым номером 118 по периодической системе.

На сегодняшний день элемент не имеет собственного названия, как и открытые ранее российскими физиками элементы № 113 и № 115. Как сообщалось ранее, новый элемент, замыкающий на сегодня Периодическую систему Менделеева, предполагалось назвать московием, однако в Академии наук РФ полагают, что «новорожденному» необходимо присвоить имя флерий – в честь основателя учения о сверхтяжелых (СТЭ, иначе трансурановых) элементах Георгия Николаевича Флерова, скончавшегося 16 лет назад.

Скандальное закрытие

Сверхтяжелые изотопы прекрасно производятся в нашей бесконечной Вселенной и безо всякого человеческого участия, например при взрывах сверхновых звезд

Присвоение собственных имен химическим элементам – прерогатива Международного союза теоретической и прикладной химии (ИЮПАК, International Union of Pure and Applied Chemistry). Впрочем, академики с представлением открытия до сих пор не торопились, памятуя сравнительно недавнюю скандальную историю с открытием и «закрытием» 118-го.

В 1999 году о синтезе нового элемента сообщила лаборатория Лоуренса в Беркли (LBNL), одна из крупнейших американских физических лабораторий. Несколько ядер элемента, содержащих 118 протонов и 175 нейтронов, якобы были получены при бомбардировке высокоэнергетичными ионами криптона свинцовой мишени.

Сомнения в научном сообществе зародились после того, как двум независимым группам из Германии и Японии так и не удалось повторить опыт. Группа авторов открытия из Беркли перепроверила свои результаты снова и обнаружила, что признаков распада 118-го элемента на самом-то деле обнаружено не было.

После этого LBNL публично признала, что ошибка произошла по вине одного из сотрудников, которого и уволили с работы. В американской прессе сообщалось, что им стал эмигрант из Болгарии Виктор Нинов – он был первым автором статьи, в которой сообщалось об открытии.

На сей раз проверка была произведена более тщательно, да и методика эксперимента была иной. Исследователи сообщили, что ядро нового элемента образовалось в результате бомбардировки мишени из элемента калифорния ионами изотопа кальция.

В поисках «острова стабильности»

На этой компьютерной модели схематически показаны атомы элемента 118, перемещающиеся в ускорителе по направлению к детектору частиц (фото llnl.gov).
    Собственно, все эти достаточно дорогостоящие «игры» с синтезом химических элементов, срок жизни которых не превышает десятых и тысячных долей секунды, затеяны не на пустом месте. Дело в том, что дубнинские физики достаточно давно высказали теорию о существовании «островов стабильности», которая подразумевает, что СТЭ могут быть намного стабильнее обычных трансуранов: сроки их полураспада могут составлять от нескольких минут до нескольких лет.

Согласно расчетам физиков-теоретиков, остров стабильности начинается в районе 120-го элемента системы Менделеева. Правда, по словам руководителя ОИЯИ Юрия Оганесяна, при определенных соотношениях нейтронов и протонов в ядре стабильность может наступить намного раньше. «Мы получили цепь последовательных альфа-распадов элементов 115, 113, 111, 109, 107 и 105. Вся цепочка распада заняла у нас сутки! Притом что элементы, синтезированные ранее, жили сотые доли секунды!» – отметил Оганесян.

Кстати, по расчетам ученых, у сверхтяжелых элементов, таких как № 400, должна наблюдаться «пузырьковая» структура: ядра таких элементов должны быть полыми внутри. А следовательно, и химия таких элементов должна быть чрезвычайно необычной. Очевидно, что эти эксперименты носят прежде всего космогонический характер.

«Речь идет о современном понимании строения атомного ядра – как основы всех веществ нашего материального мира, – говорит старший научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики, член-корреспондент РАН Юрий Абов. – Мы как бы исследуем кирпичики, из которых состоит Вселенная, или их сочетание при формировании той или иной области Вселенной».

«Предполагается, что эти сверхтяжелые элементы могут обладать неожиданными свойствами, которые оказали решающее влияние на процесс образования атомов элементов таблицы Менделеева в начальной стадии формирования галактик, когда при сверхвысоких температурах сталкивались атомные ядра», – комментирует Абов сообщение об открытии.

«Незнакомцы» погубят планету?

Ускоритель RHIC, наиболее мощная из существующих в мире установок такого типа, может породить «незнакомцев», так называемые strangelets – новый тип материи

Строго говоря, сверхтяжелые изотопы прекрасно производятся в нашей бесконечной Вселенной и безо всякого человеческого участия, например при взрывах сверхновых звезд. Но вот чего точно не наблюдается во Вселенной, так это «мирного сосуществования» сверхтяжелых изотопов с обычным твердым веществом ни на одной планете ни в одной планетной системе. И в этом пока никем не опровергнутом факте некоторые эксперты усматривают опасность экспериментов со сверхтяжелыми элементами.

Вкратце суть опасений такова: что случится, если изотоп в количестве нескольких молекул, живущий микросекунды, в течение наносекунд начнет не спонтанно делиться, как положено существующим, ранее известным изотопам тяжелых химических элементов, а, наоборот, начнет неконтролируемо поглощать атомы других химических элементов и вызовет спонтанный процесс превращения обычного земного вещества в более стабильное сверхплотное? Такое, из которого, как считают, состоят сверхплотные космические объекты: белые карлики и нейтронные звезды.

Заметим, что такие опасения высказывают не только дилетанты от физики на разных околонаучных интернет-форумах. Так, директор уже упоминавшейся LBNL Джон Марбургер поручил комитету ученых исследовать возможность катастрофического бедствия при реализации проекта поиска новых СТЭ.

В его предупреждении к другим физикам отмечалось, что присутствует риск того, что ускоритель RHIC, наиболее мощная из существующих в мире установок такого типа, может породить «незнакомцев», так называемые strangelets – новый тип материи, состоящей из «странных кварков» (Strange quarks), субатомных частиц, поведение которой будет непредсказуемым.

Джон Нельсон , профессор ядерной физики из университета Бирмингема, возглавляющий английскую научную команду на RHIC, отметил, что шансы несчастного случая чрезвычайно малы, но необходимо их оценить. «Большой вопрос заключается в возможном исчезновении планеты в мгновение ока. Удивительно неправдоподобно, что может быть такой риск, но я не могу доказать обратного», – добавил он.