Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
20 февраля 2020, 17:15 • Вопрос дня

Кто и зачем компостирует тела умерших?

Кто и зачем компостирует тела умерших?
@ Elaine Thompson/АР/ТАСС

В 2020 году в американском штате Вашингтон вступит в силу первый в мире закон, разрешающий пускать тела умерших людей на компост. Хотя идея, конечно, не нова.

Компостирование трупов – по сути, «новая-старая» технология естественного разложения тел, только в современном варианте процесс происходит не подолгу и в земле, а в течение месяца-двух и в специальной капсуле.

Конечно, тела умерших, похороненных естественным образом, то есть в гробах, и так превращаются в компост, ведь они перегнивают – на первый взгляд это кажется очевидным. Однако на самом деле существует несколько проблем. Для экологии. 

Сейчас в мире наиболее популярны два вида погребения, и они всем хорошо известны – похороны в гробу и в урне (кремация). Причем последние данные говорят о том, что кремируют все чаще. К примеру, в США в 2010 году на этот вид погребения приходилось 40% от всех похорон, в 2015-м он уже вышел вперед, а к 2050-му, согласно прогнозам, кремировать будут около 80% всех умерших. И это в столь религиозной стране, как США. На другие виды погребений через 30 лет будет приходиться всего 5%, уверены в местной похоронной ассоциации. 

Однако, судя по всему, на расклад сил здесь вполне может повлиять тренд на экологичность. Климат на планете меняется, и эти изменения атакуют человечество по всем фронтам. Отсюда и множество экологических инициатив даже в похоронной области. Одна из них – как раз компостирование тел. 

Идея пришла в голову бизнесвумен и дизайнеру из Сиэтла Катрине Спейд. В 2018 году она основала компанию, продвигавшую идею превращения тел скончавшихся людей в полезный грунт. Схему разрабатывали совместно с учеными из Университета штата Вашингтон – им удалось найти шестерых доноров, согласившихся пожертвовать свои тела для испытаний. Тела, завернутые в саван, помещали в специальный контейнер в форме трубы, после чего добавляли слой из щепы, соломы и различных трав вроде люцерны. Тело находилось там в течение четырех–семи недель – в зависимости от веса покойного. Чтобы ускорить процессы разложения, в контейнере поддерживалась температура в 55 градусов Цельсия, а кроме того, туда периодически добавляли воздух: он «подгонял» микробов. И еще трубу периодически вращали. В итоге, по заверениям исследователей, разлагались и кости, и даже зубы. На выходе получалось около 0,76 кубометра почвы, пригодной для посадки растений. Что с ней делать – близкие смогут решить сами. Авторы проекта предлагают, например, посадить в ней цветок или дерево.  

Властям штата идея понравилась, даже несмотря на протесты католиков, и с 1 мая 2020 года в Вашингтоне официально будет разрешен такой вид похорон. И это неслучайно – штат Вашингтон считается одним из наиболее передовых в похоронном плане, там уже давно лидерство за кремацией, а по числу так называемых зеленых кладбищ он занимает третье место в США после Калифорнии и Нью-Йорка. 

При этом компостирование близких будет недешевым удовольствием – услуга обойдется примерно в 5 тыс. долларов. Это, конечно, меньше средней цены на стандартное погребение в обычном гробу (9 тыс.), но куда дороже кремации (1–2 тыс.). Если переводить на московские цены, то «компост» будет стоить примерно в 12 раз дороже, чем кремация (318 тыс. против 25 тыс. рублей). 

Но кремация тоже вредит экологии – в первую очередь из-за вредных выбросов в атмосферу. В Китае, например, где ежегодно умирают по несколько миллионов человек, эта проблема стоит действительно остро. При этом ущерб все же не так велик, как от обычных похорон. В 2014 году голландские ученые подсчитали, что одно стандартное погребение вредит экологии на 63 евро, кремация – на 48. Если говорить о похоронах в гробу, то в эту цифру входит все подряд – производство древесины, надгробий, бальзамирование тела, не разлагающиеся в почвах металлы и прочее. Хуже всего дело обстоит с бальзамированием – только в США в почву после таких похорон ежегодно попадают десятки миллионов литров токсичных жидкостей вроде формальдегида.

Так что на этом фоне активно стали развиваться «зеленые» кладбища – без бальзамирования тел, деревянных гробов и больших надгробий. Выглядят они как обычная лесная роща или луг – с именными табличками либо на могилах, либо, например, на общей стене. Людей хоронят завернутыми в саван, или же в плетеных или картонных гробах – они быстрее разлагаются. В России, к слову, таких кладбищ нет. 

Есть и другие альтернативы компосту. Например, разлагаемые биокапсулы – итальянские дизайнеры предлагали помещать в них умерших в позе эмбриона, закапывать в землю и сажать сверху дерево. В итоге сейчас компания продает обычные биоразлагаемые урны по 500 евро – сажать деревья предлагается уже над ними. Есть также экстравагантная идея – одевать покойников в специальный «грибной» костюм, который должен способствовать росту на теле грибов, нейтрализующих вредные пестициды, возникающие при разложении. 

Самый же реальный пока вариант – и он уже разрешен в 20 штатах США и в Великобритании – это ресомация, щелочной гидролиз (alkaline hydrolysis). Его еще называют «водной кремацией» – тело помещают в большой аппарат, который затем заполняют смесью гидроксида калия и трех сотен литров воды. Жидкость нагревают до 152 градусов Цельсия, и через полтора часа плоть полностью растворяется. Остаются лишь кости. Их перемалывают, как и при обычной кремации, и затем отдают белый прах родственникам. Эксперты уверены, что пока это наиболее экологичный способ – на фоне сжигания тела в крематориях, при котором в атмосферу попадает около 400 кг углекислого газа, здесь воздействие на природу минимизируется системой фильтрации оставшихся после растворения тела жидкостей. Единственный минус, который и отторгает большую часть потенциальных клиентов, – эти жидкости затем спускают в канализацию.