Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Удачный год для правых евроскептиков

В 2025 году правые (иногда и левые) евроскептики, выступающие против вооружения Украины и разрыва с Россией, успешно выступили на выборах в Европе. Люди устали от того, что «системные» политики поставили внешнюю политику вперед внутренней на фоне явных трудностей внутри европейских стран.

0 комментариев
Александр Щипков Александр Щипков Кому нужен раздор между государством и церковью

Вместо опоры на православие и традиционные конфессии режиссер Владимир Бортко призывает внедрить в стране новую искусственную антирелигиозную идеологию, по принципу радикальных реформ в духе ранней советской власти.

36 комментариев
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Беда утраченного русского православного правосознания будет преодолена

Этот год стал годом прорастания общественного присутствия русского православного человека, общественного измерения его жизни именно как русского православного человека, а не только лишь как безэтнического и безрелигиозного гражданина.

5 комментариев
11 марта 2019, 18:50 • Вопрос дня

Сколько россияне переплачивают за ЖКУ?

Сколько россияне переплачивают за ЖКУ?
@ Алексей Смышляев/«Интерпресс»/ТАСС

Tекст: Михаил Мошкин

Когда мы привычно сетуем на то, что плата за «коммуналку» внезапно – и, главное, беспричинно – выросла, мы, похоже, недалеки от истины. В понедельник глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сообщил: потребители услуг ЖКХ по большинству позиций переплачивают вдвое.

В интервью НТВ главный борец с монополистами не скрывал эмоций. «Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше ста процентов себестоимости. Все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, – это все чушь собачья».

По оценке ФАС, примерно в трех четвертях российских регионов потребители переплачивают поставщикам благ, которых Артемьев уличил ни много ни мало в тарифном хулиганстве. Зачастую из-за «хулиганов» люди переплачивают вдвое. Более того, может быть и так, что в двух соседних областях, где «подготовка ресурса» производится в одинаковых климатических условиях, тарифы на воду могут отличаться в 54 раза.

Почему так происходит?

В профильном думском комитете разъясняют: определение тарифов ЖКУ – прерогатива регионального руководства. Точнее, так называемых регуляторов, как правило, это департаменты и управления регулирования тарифов и цен при региональных администрациях. Именно в их компетенции находится определение нормативов. Если тарифы недопустимо «задираются», то «виновник тут однозначно глава субъекта, потому что это его компетенция, а почему он это делает – это вопрос к конкретному губернатору», – пояснила радиостанции «Говорит Москва» глава комитета Госдумы по жилищному строительству и ЖКХ Галина Хованская.

Собственно, о личном факторе говорил и глава ФАС Артемьев: «Как правило, дальше, когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию и так далее».

У экспертов возникают вопросы и к самой «методе» определения тарифов. По сути способ их формирования оказывается «черным ящиком».

«Тарифы – точнее, их калькуляция – на сегодняшний день не являются прозрачными. Если вы попробуете зайти на сайт ресурсоснабжающих организаций, вы не увидите, из чего, собственно, состоит этот тариф. Это такая традиция у этих организаций: чем темнее, тем легче манипулировать этими данными», – сказал газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт по жилищному праву движения «За права человека» Виктор Федорук.

Собеседник привел пример: «В свое время Галина Викторовна Хованская, будучи депутатом Московской думы, очень долго пыталась получить калькуляцию тарифа за отопление в столице. И после длительных переписок с водоснабжающими организациями выяснилось: среди прочих расходов было и содержание баз отдыха для сотрудников этих организаций на морях нашей бескрайней Родины». Хотя очевидно, что такие расходы должны черпаться из прибылей организаций (и без того немалых), а вовсе не закладываться в тарифы тайком от граждан, возмущается эксперт.

«Но жадность настолько велика, что в тарифы загоняются расходы.

Проконтролировать это чрезвычайно сложно – ведь в тарифные комитеты и комиссии в регионах, как правило, не входят представители от плательщиков, то есть от народа.

Раньше два–три депутата входили в состав этих комиссий, и каким-то образом представляли наши с вами интересы, и могли бы отслеживать махинации, – отмечает Федорук. – Теперь таких норм нет, а люди привыкли, что тарифы растут один–два раза в год вне зависимости от инфляции».

Добавим, что у экспертов возникают вопросы и к самому антимонопольному ведомству. Замгендиректора ассоциации «Городская среда» Дмитрий Гордеев в комментарии газете ВЗГЛЯД назвал странным возмущение Артемьева. «Странно – ведь именно ФАС отвечает за методологию установления тарифов. Функциональный контроль за правильностью установления тарифов также осуществляет ФАС, и осуществляет уже несколько лет. И вдруг такое заявление», – заметил Гордеев. По его мнению, «слова Артемьева равнозначны признанию, что ФАС не вела должного контроля за всеми регуляторами, устанавливающими коммунальные тарифы».

На это в ФАС обычно отвечают, что «тарифное хулиганство» происходит на уровне местных властей и даже местного самоуправления. Вот и сейчас глава антимонопольного ведомства посетовал – ФАС туда «трудно дотянуться, так как у них (на местах – прим. ВЗГЛЯД) свои правовые полномочия».

Но справедливости ради заметим – тот же Артемьев рассказал о том, что именно его ведомство намерено сделать для решения проблемы. Во-первых, ФАС подготовила законопроект об основах тарифного регулирования. Документ сейчас проходит согласование в правительстве. Во-вторых, правительство уже внесло в Госдуму поправки в законодательство о ценах на электроэнергию. Поправки подразумевают: должна быть исключена возможность того, что тарифы будут расти быстрее тех параметров, которые правительство определило в прогнозах социально-экономического развития.

Вообще по инициативе Кабинета министров было внесено уже полторы тысячи поправок в законы о тарифах, напомнил Артемьев. Но он же признал, что этого недостаточно, ведь корень проблемы, как уже говорилось, на уровне региональной и даже местной власти.