Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Дания вышла на антироссийскую «передовую»

Председателем Евросоюза на ближайшие полгода стала Дания. Ее поведение говорит о том, что противостояние с Россией станет приоритетом датской политики.

9 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем нам цензура

В наши дни возродить цензуру невозможно даже чисто технически. Государство не обладает монополией на информацию – и уже никогда не сможет ее восстановить. Когда со смартфона вы можете вещать хоть на весь мир – почту, телеграф, да и типографии захватывать бессмысленно. Так стоит ли пробовать?

19 комментариев
Илья Ухов Илья Ухов Кадышева в Казани работает на Русский мир

Недавний тур певицы Надежды Кадышевой, кстати, уроженки Татарстана, запомнившийся тем, как на ее малой родине поколение «зумеров» лихо отплясывало под хиты вроде «Течет ручей» или «Виновата ли я», показал, что жители республики включены в общерусское культурное поле.

6 комментариев
12 июня 2025, 20:10 • Политика

Немецкие сказки про «зеленых человечков» в Эстонии служат низким целям

Немецкие сказки про «зеленых человечков» в Эстонии служат низким целям
@ Bernd von Jutrczenka/dpa/Global Look Press

Tекст: Дмитрий Бавырин

Глава внешней разведки Германии Бруно Каль перед своей предполагаемой отставкой заявил о наличии твердых доказательств того, что Россия хочет проверить страны НАТО на единство и может послать в Эстонию «зеленых человечков». С чего это вдруг?

Немецкую разведку принято считать организацией обстоятельной и серьезной. Штази была силой, которой боялись – и с стороны ФРГ ей тоже противостояли совсем не дураки. Но в плохие времена серьезным людям подчас приходится заниматься несерьезными вещами. Вот и глава Федеральной разведывательной службы Германии Бруно Каль запугивает европейцев атакой «зеленых человечков» на Эстонию.

В данном случае речь идет не об инопланетянах. То, что инопланетный разум может заинтересоваться Эстонией, еще менее вероятно, чем вторжение подобного разума.

Каль называет «зелеными человечками» тех, кого в России в 2014 году называли «вежливыми людьми»: они появились на улицах Крыма незадолго до его возвращения в родную гавань. В будущем глава германской разведки ждет наших «вежливых людей» также в Эстонии. В его картине мира они появятся там под предлогом «защиты якобы притесняемых русских меньшинств».

«Мы абсолютно уверены и имеем доказательства разведки, что Украина – это лишь один шаг на пути к Западу.

В Москве есть люди, которые больше не верят, что пятая статья НАТО о коллективной обороне работает. И они хотели бы это проверить», – утверждает Каль.

Самое отвратительное в речи этого вроде бы серьезного человека – это, разумеется, «якобы притесняют». Например, в тот же день в Таллине переименовали Русский театр, поскольку такое название «вызывает отторжение у части граждан». Интересно, если бы на фоне войны в Газе по требованию общественности переименовали все еврейское, Каль счел бы это притеснением, – или для немцев подобное норма?

Важно понимать, что Каль – это не Кая Каллас. Не пена, вынесенная на берег истории. Он возглавляет немецкую разведку с 2016 года, что значительный срок, подразумевающий солидный опыт. Но ведет он в себя в данном случае совершенно несолидно, так как обслуживает не государственные интересы Германии, а интересы руководства партии, в которой состоит. То есть канцлера Фридриха Мерца и его Христианско-демократического союза (ХДС).

Стратегия дальнейшего развития ФРГ, по Мерцу, довольно проста. Первый шаг – взять в долг много денег. Второй шаг – вложить их в предприятия оборонного характера с целью расширения производства и номенклатуры вооружений. Третий шаг – продавать все это странам НАТО и другим союзникам, благо оружие растет в цене, а противостояние с Россией, как считает канцлер, это всерьез и надолго.

В качестве главного (после США) производителя вооружений для ВСУ и пока еще первой экономики ЕС Мерц также планирует претендовать на лидерство в европейской группе «ястребов» и сторонников войны с Россией до последнего украинца. Эта конкуренция за роль дежурного по шестой палате сама по себе не слишком значимый фактор политики, но другой политики пока что нет: в Европе официально готовятся к войне с Россией, это линия Еврокомиссии и секретариата НАТО.

Такой исторический выбор кажется неочевидным многим европейцам: раньше они с Россией торговали, не зная особых проблем, а исходящей от нее угрозы до сих пор не чувствуют. Поэтому идею исходящей с востока угрозы распространяют, внушают, вдалбливают из каждого утюга с упором на тот самый пятый пункт договора НАТО о коллективной обороне. Если какой-нибудь немец или француз не верит, будто Россия может напасть на Германию или Францию, пусть поверят, что Россия может покуситься на Прибалтику, за которую немцам и французам придется впрягаться из-за принципа атлантической солидарности.

Другими словами, лучше сейчас пожертвовать уровнем жизни и окончательно перейти в режим второй холодной войны, чтобы напугать Россию, чем реально воевать с ней потом из-за Эстонии.

Это – пропаганда, а глава немецкой разведки один из утюгов-ретрансляторов. Для его должности это по большому счету позорно, но фокус в том, что должность свою Каль, вероятно, покинет. Германские СМИ приписывают Мерцу намерение назначить на место главы разведки посла ФРГ на Украине Мартина Егера, а Каля отправить послом в Ватикан.

То есть Каль позорится напоследок – скорее как партиец, чем как разведчик. Или же хочет понравиться Мерцу, чтобы отговорить его от рокировки. Предыдущего канцлера Олафа Шольца отговорить, например, удалось, хотя он принадлежит к совсем другой партии – СДПГ, он оставил идеологически чуждого Каля в должности.

Что характерно, при Шольце «разведданные» Каля не особо вдохновляли немецкое правительство на переход к военной экономике, а сам глава разведки не злоупотреблял запугиванием немцев байками про нападение России на Прибалтику, чтобы не вызвать раздражение канцера. Но при новом канцлере такое приветствуется – и Каль творчески ввел в оборот «зеленых человечков в Эстонии», хотя раньше натовцы рассказывали в основном про интервенцию русских в Литву ради создания коридора из Белоруссии в Калининградскую область.

Сам Мерц недавно заявлял, что «защита Вильнюса равнозначна защите Берлина», а «защита Литвы – это защита Германии и всей Европы». Новый канцлер, когда что-то говорит, явно не чувствует, как это звучит, а звучит это, как геббельсовская пропаганда: в 1944 году из Берлина про Литву заявляли ровно то же самое.

Нынешняя Германия готовится к первой со времен нацистов масштабной милитаризации – и опять под предлогом угрозы с востока.

По закону жанра мы, как сторона «зеленых человечков», должны все эти инсинуации отрицать и высмеивать, благо ведется немецкая игра с прозрачными целями и позорным образом. Вроде бы ответственный человек и глава серьезной организации несет по кочкам чушь перед переездом на пенсионерскую должность в Ватикан, где сможет исповедаться за продажу души Фридриху Мерцу.

Однако этот жанр себя изжил. Складывается впечатление, будто любые слова о том, что Москва не собирается воевать с НАТО на территории альянса, а Прибалтика для России – отрезанный ломоть, воспринимается этой самой Прибалтикой как разрешение на любую мерзость в отношении русских. Мол, твори, что хочешь – Россия все равно не применит силу.

И они творят, что хотят. Они входят во вкус.

Окончательного выдавливания всего со словом «русский» из публичного пространства прибалтам будет мало. А далеко ли от следующей остановки до этнических чисток, вопрос спекулятивного характера, который все равно надо задавать. Многое из того, что пять лет назад казалось в Европе дичью, теперь уже норма.

Безнаказанность потакает социопатии, поэтому прибалтийские соседи России должны ясно понимать, что членство в НАТО не дает им индульгенции на любую русофобскую мерзость. Страх перед Россией, если пытаешься навредить ей или ее людям – это здоровое и полезное чувство. Мудрость, которая в Прибалтике доступна не всем (из-за дефицита йода или по другой какой-то причине).

Но это не делает «зеленых человечков» герра Каля менее сказочными персонажами. У России есть более эффективные и технически продвинутые средства для усмирения тех, кто потерял последний страх. Не то чтобы применение таких средств уже стало вероятным сценарием. Но некоторые европейцы слишком стараются, чтобы все-таки стало.