Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевУспех изменений пенсионной системы был заложен 19 лет назад
В 1999 году в российской публичной политике появился Владимир Путин. В своем телеобращении к стране президент Борис Ельцин заявил о его назначении исполняющим обязанности премьера и о том, что видит его следующим главой государства. К этому времени уже несколько дней шла война в Дагестане – и Путин принял брошенный стране и ему вызов. Не уклоняется от решения острых проблем он и сейчас.
9 августа 1999 года (в тот день, когда Борис Ельцин подписал указ о назначении секретаря Совбеза и директора ФСБ Владимира Путина и. о. премьера и заявил, что именно Путин должен быть следующим президентом) появилось еще одно обращение.
Т.н. Исламская шура Дагестана распространила декларацию о восстановлении «Исламского государства* Дагестан». То есть отпавшая за несколько лет до этого от России Чечня попыталась начать процесс отделения от страны еще и Дагестана. Так что, принимая из рук Ельцина высшую власть – официально Путин станет и. о. президента через пять месяцев, а еще через три победит на выборах – Путин принимал и всю ответственность за решения вопросов войны и мира. Вторая чеченская война уже фактически шла – только не все еще это понимали.
Мог ли тогда Путин не воевать? Вопреки тому, как это видится из наших дней, конечно, мог – если бы не был Путиным. Потому что Чечня воспринималась как отделившийся ломоть. Последствия бездарно завершенной первой чеченской войны ощущались как позор, но никто во власти всерьез не думал о силовом возврате мятежной провинции. Олигархи и их либеральные партнеры во власти находились в шоке от последствий случившегося за год до того дефолта. Их позиции стали резко слабеть, и появилась реальная «угроза» прихода к власти после Ельцина блока из Примакова, губернаторов и коммунистов. Большинство действовавшей тогда федеральной элиты не хотело войны в Чечне. Считалось, что у нас нет армии, да и не было у них полного понимания опасности существования «независимой Чечни».
Так что, если бы Путин выгнал Басаева из Дагестана и на этом остановился – подвесив ситуацию с Чечней еще на несколько лет, благо Хасавюртские соглашения это позволяли – это было бы принято обществом и горячо одобрено тогдашней «элитой». В марте 2000 года Путина все равно избрали бы президентом.
- ЦИК одобрил идею о проведении референдума по изменению пенсионной системы
- Госдума расширила формат слушаний по пенсионной системе
- Эксперты объяснили слова Путина о пенсионном возрасте
Но для Путина такой сценарий был невозможен. Он понимал, какие риски несет для России нерешенная чеченская проблема. Существование неофициально отделившейся Чечни было подобно нахождению отравленной ядом стрелы в теле государства – с ее помощью был бы постепенно дестабилизирован весь наш Северный Кавказ, а потом ввергнута в войну и вся Россия. Путин пошел на решение чеченского вопроса – болезненное, непопулярное, тяжелое – потому что понимал, что, отложив его, он лишь усугубит проблемы для России. То есть якобы облегчит жизнь себе, но зато получит еще более запущенную ситуацию позже.
Вопрос о том, принимать вызов или нет, перед Путиным даже не стоял. Он колебался только до момента согласия на предложение Ельцина стать его преемником, а дальше уже всё было предопределено. Путин не мог не вернуть Чечню – потому что тогда он не был бы Путиным. Человеком, который взял на себя ответственность за восстановление территориальной целостности страны и устранение прямой угрозы ее существованию. Да, ставки в чеченской истории были именно такие – если бы Россия уклонилась от войны в 1999-м, она проиграла бы свое собственное будущее. Гангрена с юга поднималась бы все выше и выше, пока не привела бы к гражданской войне на национальной и религиозной основе.
К чему сейчас вспоминать начало путинского правления? К тому, что он никогда не уклонялся от ответственности и не откладывал на потом решение назревших и перезревших вопросов. Сейчас все говорят о пенсионной реформе – и ее необходимость понимается Путиным так же отчетливо.
«По большому счету, можно вообще ничего не делать даже в течение пяти, шести, семи и даже, может быть, десяти лет. В принципе, нам хватит возможностей обеспечивать поддержание пенсионной системы. Но что происходит и будет происходить на ближайшую, среднесрочную, отдаленную перспективу?
... Наступит момент, и довольно быстро, когда количество работающих сравняется с количеством неработающих и будет уменьшаться, и тогда либо пенсионная система лопнет, либо лопнут бюджет и резервные фонды, из которых мы сегодня финансируем дефицит пенсионной системы...
... И это может коснуться тех, кого сегодня может коснуться повышение пенсионного возраста. То есть все равно тогда сегодняшняя власть людей просто надует – и всё. Скажут: «А, всё хорошо, потерпим ещё лет пять–семь–десять». А этим не закончится, нужно будет все равно принимать какие-то кардинальные решения».
Путин предельно четко говорит о том, что дальше откладывать изменения пенсионной системы нельзя. Потому что тогда все может закончиться или финансовой катастрофой, или необходимостью принимать еще более жесткие решения. Дело не в том, какие предложения Путин поддерживает. Самое важное, что он считает категорически необходимым, – изменение нынешней, зашедшей в тупик пенсионной системы.
Так почему же он вместо реформы пенсионной системы не изменит весь социально-экономический уклад – говорят многие сторонники радикальных решений. Национализирует олигархов или хотя бы введет прогрессивную шкалу налогов, еще как-то изменит перераспределение национального дохода? Не вдаваясь в разбор вреда или пользы от тех или иных предлагаемых мер, можно сказать, что многие предложения по своей реалистичности можно сравнить с тем, как если бы в 1999 году Путину предложили сейчас же восстановить Советский Союз. То есть Россия в системном кризисе и разваливается, Кавказ горит – а Кремль должен заниматься воссоединением со Средней Азией и Закавказьем.
Нынешнее изменение пенсионной системы – болезненное, сложное, непопулярное – по своей сложности не идет ни в какое сравнение с кардинальными изменениями социально-экономического строя, которые предлагают Путину в качестве «волшебной альтернативы» пенсионной реформе. То есть ради решения сложной, но всё-таки локальной задачи предлагают устроить революцию сверху с непросчитываемыми рисками.
Путин на это не пойдет. Не потому, что так уж сильно любит капитализм, а потому, что хочет решать конкретные, назревшие проблемы и отвечать за последствия своих действий. В этом его сила – как 19 лет назад, так и сейчас.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ