Олег Хавич Олег Хавич Киев и Варшава вместе обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни», основываясь на обещаниях главы МИД Украины. Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.

10 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Почему детские книги становятся опасными

Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ-любовью. Издательский бизнес активно штамповал такого рода литературу. Под нее даже целевую аудиторию обозначили: «молодые взрослые».

34 комментария
30 августа 2018, 19:50 • Политика

Василий Орлов: Сделать все, чтобы люди оставались

Василий Орлов: Сделать все, чтобы люди оставались
@ с личной страницы на facebook

Tекст: Юрий Васильев,
Амурская область – Москва

«Государство на Дальнем Востоке предпринимает не просто серьезные – титанические усилия, чтобы здесь шло мощное, прорывное развитие», – говорит и. о. губернатора Амурской области Василий Орлов. Глава региона наглядно показал спецкору газеты ВЗГЛЯД, почему люди уезжают из области – и что нужно сделать, чтобы они вернулись.

– Извините за жесткость, – говорит жителям Ромненского района Василий Орлов. – Разозлили с утра.

Утром в Благовещенске заседала комиссия. Предмет – трансграничная канатная дорога над Амуром, Благовещенск – Хэйхэ. Проект в Амурской области ведут последние лет пять, вроде выходят на реализацию. Но, объясняет и. о. губернатора, возникли вопросы к инвестору. Вопросы самые банальные: а сможет ли потянуть.

– Я почему разозлился: ну нет денег – зачем лезть в проекты международного масштаба? – говорит Орлов. – Лицо страны же. Начнем ковыряться, закончатся деньги, будем вынуждены тащить этого инвестора, как упирающегося осленка за узду... Нет денег – нечего лезть. Принципиальный вопрос. Точка. Найдем другого инвестора.

– Но канатке быть?

Стопроцентно. Канатке – быть. Когда-то, еще будучи министром экономики Амурской области, я считал техническое обоснование этого проекта. Стоит он около двух с половиной миллиардов, вполне окупаемый. Даст хороший пассажиропоток: однодневный, двухдневный туризм. В Хэйхэ отличный аэропорт, на такой аттракцион со всей Поднебесной туристы слетятся.

Малороссия Дальнего Востока

В дипломе у Василия Орлова значится «преподаватель, референт-переводчик». Язык – китайский: и. о. главы Амурской области – кажется, единственный из коллег, кто умеет на нем говорить. Ценно и само по себе, и тем более для региона, где Россия и Китай смотрят друг на друга с набережных Амура – а если для соседей, то Хэйлунцзяна. Но и канатка, и грядущий полноценный трансграничный мост, и сама жизнь с Китаем за рекой – отдельные темы для отдельного репортажа (ждите в сентябре).

Международный мост через Амур с китайской стороны (фото: instagram.com/va.orlov)

Международный мост через Амур с китайской стороны (фото: instagram.com/va.orlov)

А пока – за окном Ромны, основанные в 1900-е крестьянами из Малороссии. В частности – переселенцами из нынешней Сумской области Украины, откуда топоним и переехал вместе с людьми. В основном – такими же дальневосточниками, как и Орлов: четвертое поколение, если вести отсчет с «дальневосточных гектаров» от премьер-министра Петра Столыпина.

К восьми тысячам жителей Ромненского района ведет убитая грунтовка в сторону от федеральной трассы. Два десятка километров, на контроле уже пять лет. «Среди чиновников злодеев нет» – один из любимых ответов Василия Орлова на многие «Почему?». В данном случае мешает цена вопроса: около 700 миллионов рублей, и этих денег в региональном бюджете нет. А собственных доходов у ромненцев – чуть более четверти.

На сцене дома культуры – и. о. губернатора, несколько региональных министров и большой экран с остальными коллегами по областному правительству. Видеотрансляция, полагает Орлов, куда эффективнее, чем выезжать всем амурским кабмином за несколько сотен километров: расстояния в «Амурке» большие, путь Благовещенск – Ромны не исключение.

– Эти животные проходят всюду, топчут, ломают, – продолжает отчет о текущих районных проблемах глава администрации Ромненского района Анатолий Опаленко. – Ходят целый день и очень часто пропадают. Нужны более жесткие меры к нерадивым хозяевам, которые отпускают своих животных.

– Когда в Ромнах будет баня? – кричат из зала. – С 1 мая баню закрыли, и помывке конец.

– Скоро... – отвечает Опаленко. Обычная коммунальная история: долги в три миллиона рублей – отопление, электричество; новые хозяева; тяжелые переговоры о долговом наследии....

– Точнее? – вступает Василий Орлов. – Так, на аппаратный контроль.

Несколько голов из Благовещенска утвердительно кивают со сцены ромненского ДК.

– Зачем объединили педиатрию и терапию? – на повышенных тонах спрашивают областную власть из зала. Тут крыть нечем: объединили. А скоро еще и один из корпусов Ромненской районной больницы под жилой фонд отдадут. Потому что квартир – для тех же молодых специалистов, тех же врачей – не хватает, а детские койки стоят пустыми по 100 дней в год. Тратиться на их содержание – или все же ужаться и сэкономить? Вопрос, полагает Василий Орлов, в том, какой из вариантов ответа помогает дальнейшему развитию. Или хотя бы не мешает ему.

«Вокруг космодрома будет полноценный город»

Василий Орлов: Вот вам яркий пример – уже не ромненский, но не менее показательный. Населенный пункт на 200 человек. Пункт этот постоянно затапливается. Нужно 600 миллионов рублей на дамбу, берегоукрепительное сооружение. При этом каждый год – отток, отток, отток людей оттуда.

ВЗГЛЯД: Куда едут?

В. О.: Проблема не только Дальнего Востока, а общемировая тенденция: экономика мегаполисов. Все стягивается к крупным городам, за редкими исключениями. И у нас, и в Китае, и в Европе.

Или возьмем бамовские поселки – ту же Тынду, знаменитую на весь Союз. В советское время были спланированы и построены мощные котельные с большим расходом топлива – для крупных муниципалитетов. Сейчас они не нужны, но без них не обойтись. И, соответственно, без дотаций тоже. Нагрузка на бюджет?

ВЗГЛЯД: Если нет развития, то разумеется.

В. О.: Так есть и развитие! Вот Циолковский – ЗАТО близ космодрома Восточный. Там только что построена котельная на куда больший город, чем есть сейчас. 180 миллионов в год дотаций – разница между тем, что люди платят, и тем топливом, которое там будут жечь. Но при этом город развивается, и есть перспектива, что котельная выйдет на самоокупаемость – потому что вокруг космодрома будет полноценный город.

А есть населенные пункты, где огромные котельные, но людей с каждым годом все меньше. И бросить мы не можем ни пункт, ни котельную. Что является огромной проблемой – прежде всего для ЖКХ.

ВЗГЛЯД: А если – как вариант – предложить людям переселяться внутри региона?

В. О.: Не комильфо – раз. Политически безграмотно – два.

С точки зрения политики, новостей дня – хорош тот губернатор, который открывает населенные пункты. А не тот, который закрывает.

Хотя за два–три года субсидий можно спокойно этим людям купить квартиры где-нибудь на юге.

ВЗГЛЯД: И как поступать?

В. О.: Не готов на себя принимать такие решения. Все это надо обсуждать. С жителями поселков – это в первую очередь. Как и с коллегами. Не быстрое решение, точно не на ближайшую перспективу. По моей логике, все это должно быть добровольно. Это раз. Два: нужно понимать – и, соответственно, выверять – сколько людей останется в регионе. Очень часто бывает, что люди получают выплаты и остаются, но и с этими людьми необходимо считаться.

ВЗГЛЯД: Таких много?

В. О.: Достаточно. Пример: Мазановский район, многодетная семья. Подтопления регулярные – и сейчас, и пять лет назад. В 2013 году получили компенсацию, купили дом в другом месте, потом его продали. Живут все там же – и, разумеется, оказались в нынешнем составе подтопленцев. В очереди на компенсацию.

ВЗГЛЯД: С какой стати, простите?

В. О.: Формально да. Но что вы нам-то делать прикажете? Сказать: «Вы уже получали»? По-человечески это будет неправильно... Так что кто куда переедет, и переедет ли – вопрос не быстрый, и обсуждать его надо с самых различных сторон. А лучше – сделать все, чтобы люди оставались.

«Сначала перестаньте пить»

Свободненский район, Амурская область. Дорогу преграждают два черных внедорожника – с мигалками и транспарантами «Большая ширина». За ними, вдоль по трассе – сигарообразные силуэты. Дальше не проехать, нужно в объезд – опять же по грунтовым проселкам. Петляя минут десять, выходим в тыл кавалькаде – к двум таким же черным замыкающим. Только на транспарантах – «Большая длина».

«Если ракеты – то почему целиком, в сборке?» Мысль вполне допустимая, если учесть, что космодром Восточный расположен как раз неподалеку (о космодроме – и о жизни вокруг него – ВЗГЛЯД тоже напишет в сентябре). Но «Большая длина» и «Большая ширина» – это про оборудование для Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ). Две колонны: самая маленькая – 120 тонн, и самая большая – на 860. Идут чинно, благородно, со скоростью несколько метров в минуту.

К вечеру колонны появятся на площадке, где – помимо прочего оборудования – кран на 1600 тонн, один из четырех мощнейших в мире. Костяк строителей – судя по госномерам на технике – из Ямало-Ненецкого округа. Скорее всего, недавно покинули Сабетту – где в прошлом году сдали первую очередь завода по сжиженному природному газу.

А этот завод – один из крупнейших в мире – станет на магистральном газопроводе «Сила Сибири». По Амурской области – треть маршрута, более 850 километров. После переработки в Китай пойдет метан, российскому потребителю – гелий, сжиженные пропан и бутан. Первая очередь – уже через три года, инвестиций в ГПЗ – более 800 миллиардов рублей.

ВЗГЛЯД: Осталось понять одно, Василий Александрович: почему сам город Свободный – где, в частности, будут жить и работать пять тысяч сотрудников ГПЗ – пока что ничего от этого технологического прорыва не получил. И выглядит много хуже большинства российских городов, считающихся депрессивными.

В. О.: В Свободном я жил в 80-х: отец служил в пехотном полку, который прикрывал ракетные части. Пусть не обидятся коллеги, но и тогда этот город не сильно впечатлял – хотя в нем было 80 тысяч населения, а не нынешние 53. И военные. И ряд оборонных производств.

ВЗГЛЯД: И финские сапоги в магазинах.

В. О.: И чего только не, какого только дефицита не было. А вот – не впечатлил уже тогда, по сравнению с Благовещенском... Но сегодня у Свободного перспективы – огромные. Есть два города президентского внимания: Комсомольск-на-Амуре и Свободный. По Свободному работает проектное агентство «Стрелка» – и очень качественно, с современным европейским взглядом, лучшими практиками. Тут вам и перспективное пространственное развитие, и комфортная городская среда, и коммунальная инфраструктура, и безопасность... Все есть.

ВЗГЛЯД: Тоже денег нет?

В. О.: Тут как раз есть! В случае со Свободным государство дает достаточное количество денег, чтобы эти футурологические проекты реализовать...

То, что Свободный сильно отстает от желаемого – это бесспорно. Но самое главное, что там есть – это перспектива. Два грандиозных проекта рядом: трубопровод «Сила Сибири» и газоперерабатывающий завод. Специалисты говорят, что одно место в энергетике дает до 20 вакансий вокруг – сфера услуг, торговля, транспорт и так далее. Плюс семьи. И, что важнее всего, по мнению инвесторов, кадры выгоднее готовить здесь, чем привозить и релоцировать. Естественно, готовых специалистов сейчас тут нет – в Амурской области никогда не было нефтехимии. Но и у Газпрома, и у «Сибура» – планы по созданию грандиозной образовательной системы.

ВЗГЛЯД: Планы есть. И планы на местных есть. Но – как практически открытым текстом говорят потенциальные инвесторы – «сначала перестаньте пить и наматывать судимости». Учитывая традиции Свободного – центра Бамлага, Амурлага, а потом и Свободлага – не всем под силу.

В. О.: Не готов согласиться с этим тезисом – для начала из патриотических чувств. Да, темы есть, и проблемы есть. Хотя я не могу, исходя из статистики, сказать, что Амурская область – более пьющая, чем прочие регионы. К тому же, когда есть работа, появляется смысл жизни, и выпивка уходит на второй план.

ВЗГЛЯД: Соответственно, перед нами проблема курицы и яйца. Где найти должное количество первых «чистых», чтобы они вытянули за собой остальных.

В. О.: Для того и готовится система подготовки кадров, чтобы подтянуть прежде всего молодежь. Приучить их к интересному делу – до разочарования в жизни, за которым обычно следуют и бутылка, и ходка. Переоценить эти проекты в социальном плане – и ГПЗ, и «Силу Сибири», и тот же космодром Восточный, и чуть более отдаленный во времени газохимический завод – никак нельзя.

«Государство предпринимает титанические усилия»

ВЗГЛЯД: Когда ввели ЕГЭ, из Благовещенска стали массово уезжать выпускники. Школы тут всегда были хороши, «балльников» поставляют немало. За ними и мамы-папы потянулись в остальную Россию – «на Запад», как принято говорить. Что делать с теми, кто хочет не просто нового уровня жизни, но и нового качества работы на Дальнем Востоке?

В. О.: Только развивать экономику. Тогда те, кто уезжает за хорошим образованием «на Запад», станут возвращаться за хорошей работой домой. Как технократ, при этом, вновь подчеркну: люди тянутся в мегаполисы – не только у нас, но и во всем мире. Нравится нам, не нравится, но это так.

ВЗГЛЯД: А с точки зрения чиновника, призванного развивать Дальний Восток?

В. О.: А с этой точки зрения мы все гребем против течения. Государство на Дальнем Востоке предпринимает не просто серьезные – титанические усилия, чтобы здесь шло мощное, прорывное развитие.

ВЗГЛЯД: А если конкретнее?

В. О.: Если говорить об Амурской области, то здесь все относительно ясно. Есть шесть ключевых направлений. Три традиционных: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, энергетика. Мы – энергоизбыточный регион: не на каждой реке можно поставить электростанцию. А на наших реках – три мощнейших ГЭС, и в советское время планировали построить еще пять... Два направления – новые: космическая деятельность и газонефтехимия. И шестое направление – туризм. В перспективе – отличная точка роста. У нас две магистрали, Транссиб и БАМ. Отличные перспективы по золоту: у нас запускается второй в России автоклав. Вещь серьезная, дорогая, региональный инвестпроект – с большими льготами...

ВЗГЛЯД: А результат?

В. О.: Прелесть автоклава в том, что через него можно пропускать так называемые упорные руды – и добывать золото из них. Продолжим давать по 20 тонн в год, не снижая добычи и не беспокоясь о том, как поживают многократно перемытые золотоносные пески. Тот случай, когда видно, что помощь не по карманам рассовывается – а вкладывается в производство. Которое обеспечит казну налогами, а нас всех – рабочими местами на долгие годы. Как и остальные прорывные проекты.

В этом плане у нас, у страны – все готово, все будет.

Зона особого внимания

– Здесь 345 подписей, – торжествующе объявляет один из фермеров. Собрание в Ромнах дошло до проблемы дороги – той самой, 20 км убитого грунта. – Этот участок должен быть сделан в ближайшее время!

– Сколько у вас гектаров? – вдруг спрашивает Василий Орлов, не обращая внимания на аплодисменты. – 12 тысяч, понятно... И половина в аренде... А сколько вы платите за аренду, простите? 500 тысяч рублей в год? А теперь скажите мне, сколько бюджет недополучает от этой вашей аренды... Нет, мы не пересматриваем льготную ставку. И пересматривать не будем. Просто и региональный, и муниципальный бюджеты жалуются на недостаток средств. Так давайте хотя бы будем понимать, из чего он складывается. Помимо прочего.

– Извините за жесткость, – говорит Василий Орлов, обведя взглядом собравшихся.

ВЗГЛЯД: Не слишком ли резко объясняетесь с народом?

В. О.: Никуда не деться от этого, к сожалению. Нам никогда не хватит денег на все-все-все. Я прекрасно осознаю, в каком положении находится вся страна. Самое сложное – изменение ментальности. Многие люди живут воспоминаниями о советской плановой экономике. Не понимают, почему те заводы, которые работали раньше, развалились, почему те дороги остались вовсе без дорожной одежды. Надо объяснять, что и почему происходит. Кстати, вы после собрания слышали, что люди говорят?

ВЗГЛЯД: Одни ругаются. Другие говорят в духе «ну хотя бы не врет», этих побольше.

В. О.: Врать не вру, это точно. Меня за это ругают коллеги. Говорят мне: «Ты неполиткорректен» – и прочее. Врать не призывают, но говорят: «Ты помягче говори – мы, мол, рассмотрим ваш вопрос, и так далее». Ну а как рассматривать? Рассмотришь – не рассмотришь, а дорога как стоила 700 миллионов рублей, так и в лучшем случае столько же и будет стоить... Что ж, будем исходить из этого – и постепенно выбираться. Это Дальний Восток, зона особого внимания и доверия со стороны государства. Надо оправдать.

..............