Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
1 октября 2018, 20:10 • Политика

Меркель хочет, чтобы Европа управлялась из Берлина и Парижа

Меркель хочет, чтобы Европа управлялась из Берлина и Парижа
@ Yves Herman/Reuters

Tекст: Петр Акопов

Ангела Меркель предложила создать в Евросоюзе свой Совет безопасности — в том числе и для преодоления трудностей при принятии решений по санкциям в отношении России. Неважно, что сейчас имеет в виду германский канцлер – проблемы с продлением санкций или же затруднения с началом их отмены. Важнее то, что Германия снова пытается перейти к следующему этапу евроинтеграции: к упрочению единства и управляемости Евросоюза. Получится ли это у Берлина?

Ангела Меркель не посещала нынешнюю сессию Генассамблеи ООН, на которой одним из центральных мероприятий стало заседание Совбеза под председательством Дональда Трампа. Не слушала она и речь президента Франции Макрона, который с трибуны Генассамблеи предложил реформировать Совет Безопасности, расширив его состав и ограничив возможности использования права вето постоянными членами.

У Меркель сейчас полно внутренних проблем – как чисто германских, так и европейских, потому что будущее Евросоюза является и вопросом немецкой внутренней политики. Проблемы в большой коалиции, на которую опирается правительство Меркель, лишь усугубляются: социал-демократы недовольны баварской ХСС, баварцы недовольны Меркель, да и позиции в собственной партии ослаблены после недавнего поражения ее кандидата на пост руководителя парламентской фракции ХДС. Канцлера уже в открытую называют «хромой уткой» как в самой Германии, так и в Европе.

Шансы на то, что Меркель усидит в своем кресле, уменьшаются еще и потому, что стремительно падает популярность всех партий правящей коалиции и растут симпатии к оппозиционным «Альтернативе для Германии» и левым. Выборы в местный парламент Баварии, намеченные на 14 октября, могут стать «днем икс» для начала нового внутрикоалиционного, а значит, и правительственного кризиса в Германии.

Но пока что Меркель упрямо строит планы на будущее. Причем не только германское, но и европейское.

Выступая в воскресенье в баварском Оттобойрене, она высказалась за создание Совета безопасности Евросоюза с целью «укрепления дееспособности и формирования нового порядка в вопросах внешней политики». По словам Меркель, внешняя политика, постоянно основанная на едином мнении, не может быть разумным решением в будущем. В качестве примера она указала на трудности при принятии решений о санкциях в отношении России.

Тут, впрочем, непонятно, что Меркель имела в виду – то ли сложно будет продлевать санкции, то ли, наоборот, отменять. Потому что в обоих случаях требуется согласие всех 28 стран ЕС. Но пока Берлину удавалось добиваться от всех единой позиции за продление санкций. Несмотря на то, что целый ряд стран – начиная с Австрии и заканчивая Грецией – неоднократно указывали на свое желание как минимум снять часть санкций, им аккуратно выкручивали руки и принуждали к «солидарности».

Впрочем, сейчас ситуация меняется. И не только потому, что Евросоюзу приходится все жестче вести себя с США и вообще готовиться к вероятным американским санкциям за торговлю с Ираном. Гораздо важнее, например, то, что новое итальянское правительство уже неоднократно давало понять, что оно будет настаивать на ослаблении санкций против России. А если Рим упрется, обойти его будет невозможно, а значит, нового продления санкций в конце года может и не быть.

Или, может быть, теперь Меркель, наоборот, готовится к ослаблению конфронтации с Россией и началу процесса снятия санкций? И боится, что в этом случае любая из стран – например, Польша или Литва – сможет заблокировать это решение?

На самом деле дело тут не в России. Точнее, вовсе не Россия является главной причиной инициативы Меркель. Берлин давно уже хочет перейти к следующей стадии евроинтеграции – политической, финансовой, внешнеполитической. Германии нужна по-настоящему единая Европа под ее руководством. Ну или с некоторым французским участием в управлении Старым Светом. Процесс евроинтеграции не просто застопорился в последние годы – стали набирать силу евроскептики, то есть сторонники ослабления ЕС путем реформирования Евросоюза в союз национальных государств.

На этом фоне все евроинтеграторы – а к ним относятся не только чиновники Брюсселя, но и Меркель, и Макрон – ищут пути реванша, то есть перехода к ускоренной евроинтеграции. Даже выход Великобритании воспринимается ими не как проблема, а как вызов – значит, нужно усилить центростремительные процессы, передать еще больше полномочий на наднациональный уровень или сделать так, чтобы общие решения принимались быстрее и были обязательными для всех.

Единый бюджет, единая оборонная политика – все эти темы в последнее время постоянно звучат из уст Меркель и Макрона. ЕС пытаются подвести ко взятию новой высоты евроинтеграции, и рассуждения о Совбезе – из этого же ряда.

И хотя пока обсуждаются несколько вариантов формирования нового еврооргана – например, на ротационной основе, когда в нем будут по очереди участвовать все страны ЕС, а некоторые основные страны, например Франция и Германия, будут иметь статус постоянных членов – ясно, в чем состоит смысл подобной затеи.

Германия и Франция будут определять внешнюю политику Евросоюза, а представленные в СБ в качестве непостоянных членов остальные страны будут вынуждены поддерживать то или иное решение. Ни Италия, ни Испания (следующие по размеру экономик страны ЕС) не смогут рассчитывать на постоянное членство в Совбезе. Потому что по уши в долгах и не обладают таким геополитическим весом, как Франция с Германией.

Другое дело, что подобный вариант не встретит поддержки у европейских правительств. Причем не только евроскептиков Италии. Например,

поляки и венгры вовсе не склонны отдавать свою внешнюю политику в ведение Берлина и Парижа, как до этого не хотели отдавать ее Брюсселю.

Общая внешняя политика ЕС невозможна и по причине разного отношения стран ЕС к России и США. Часть стран, та же, например, Польша, готовы выступать в качестве троянского коня Вашингтона в ЕС.

Верит ли сама Меркель в реалистичность своей инициативы? Конечно, ведь Берлин делает однозначную ставку на усиление евроинтеграции, подбирая разные варианты продвижения на этом пути. Идея Совбеза будет обкатываться и обсуждаться, но проблема в том, что сейчас ЕС вступает в предвыборный период. В мае пройдут выборы в Европарламент – на которых все предсказывают относительный успех евроскептиков. После этого слово «безопасность» будет звучать в Европе вовсе не в сочетании со словом «Совет». Нужно будет бороться за сохранение хотя бы нынешнего уровня евроинтеграции. И вовсе не факт, что германского канцлера, который будет этим заниматься, будут звать Ангелой.

..............