Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

8 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

19 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

31 комментарий
5 июля 2017, 21:30 • Политика

США придется признать поражение в решении «проблемы КНДР»

США придется признать поражение в решении «проблемы КНДР»
@ KCNA/Reuters

Tекст: Петр Акопов

На саммите «Большой двадцатки» в Гамбурге одной из главных тем станет так называемая корейская проблема. Что делать с ракетно-ядерными испытаниями, проводимыми КНДР? Последние успешные запуски прошли во вторник, и теперь Пхеньян теоретически может поразить цели на американской территории. Похоже, в этом деле Трамп сам загнал себя в политический тупик.

Проведенные во вторник испытания вызвали споры среди экспертов. Одни считают, что КНДР испытала межконтинентальную баллистическую ракету, другие, что ракету средней дальности. Делаются расчеты траектории, и у одних выходит более 5000 км, а у других – до 7000 или даже 8000. Расстояние до Аляски от КНДР как раз 5500 – и как раз с этой цифры и начинается дальность полета МБР. В любом случае, если не это, то следующее испытание подтвердит наличие у Северной Кореи МБР.

США громогласно заявляют о том, что их терпение кончилось, а Россия и Китай предупреждают о неприемлемости любых попыток силового решения проблемы

Так что теоретически КНДР получила возможность поразить территорию США. И хотя она не собирается этого делать, сам факт успешной разработки такой ракеты становится важнейшим элементом как глобальной политики, так и внутриамериканской борьбы за власть. Дело в том, что в новогоднем обращении лидер КНДР Ким Чен Ын обещал разработать МБР, на что Трамп отреагировал заявлением о том, что «этого не случится». И теперь это произошло – то есть Трамп, как и Обама в 2013-м с Сирией, сам себя подвел к черте, за которой его слова превращаются в ничто.

Тогда Обама обещал применить силу против Сирии в том случае, если Дамаск использует химическое оружие – и в рамках провокации такая «химическая атака Асада» вскоре была организована. Не важно, что сирийская армия не применяла отравляющие вещества – Обама был подведен к черте, когда ему оставалось лишь отдать приказ о массированном ракетном ударе по Сирии. Этого, как известно, не произошло – войны на самом деле не хотел сам Обама, да и Россия сумела сделать так, чтобы спасти лицо американского президента (организовав вывоз сирийского химоружия). Сейчас ситуация такова, что спасти Трампа никто не может. Точнее, это придется делать ему самому.

Дело в том, что своим заявлением по поводу северокорейской МБР он сделал заведомо невыполнимое обещание. Неважно, понимал ли это сам Трамп (в тот момент еще не вступивший в должность президента США), но это прекрасно понимали в Москве и в Пекине, и этого не могли не понимать компетентные американские аналитики и разведчики. Уровень развития северокорейской ракетной программы к этому времени был уже таков, что вопрос успешного испытания МБР был делом месяцев, а не лет. И самое главное – Северная Корея развивала свою ядерную и ракетную программу самостоятельно, и ни одна страна в мире не может заставить ее отказаться от нее. Именно в наличии ядерного оружия и средств его доставки на большое расстояние Пхеньян видит главную гарантию сохранения своего суверенитета. Американцы воевали с КНДР в 50-е, угрожали ей за ядерную программу в 90-е, включали ее в «ось зла» в нулевые – и все эти годы проводили учения у ее границ.

То, что запугивать Пхеньян бессмысленно, понял бы даже идиот – эта страна выстояла в 90-е годы в условиях обрушения соцлагеря, неурожаев и давления единственной тогда сверхдержавы – но Вашингтон продолжал делать вид, что верит в возможность заставить Пхеньян уступить. Пхеньян много лет находится под международными санкциями, а переговоры о решении ракетно-ядерной программы (с участием шести сторон – КНДР, Южной Кореи, США, России, Китая и Японии) прерваны еще в прошлом десятилетии.

При этом новый лидер, молодой маршал Ким Чен Ын, ставший у руля в конце 2011 года, форсировал ракетно-ядерную программу. Он видел, что американцы делают с теми, кто разоружается в одностороннем порядке (в этом же году была уничтожена Ливия и убит Каддафи, в свое время отказавшийся от разработки ядерного оружия). Северная Корея, конечно, и так неплохо вооружена, но только ядерное оружие дает настоящие гарантии ненападения. Которые США так и не удосужились дать стране, которую в начале 50-х «вбомбили в каменный век».

Став президентом, Трамп уделял северокорейской теме первостепенное внимание – он сделал ее центром своей встречи с главой Китая Си Цзиньпином. Попросив Китай надавить на КНДР, Трамп в ответ пообещал более выгодные «условия сделки» по торговле и пошлинам. Неважно, верил ли сам Трамп в то, что Китай будет требовать от Пхеньяна приостановить испытания, но вел он себя именно как человек, который надеется на это. Трамп гневался, писал о том, что разберется с Кимом, отправлял в регион министров и авианосцы, в общем, бушевал.

Но при этом настоящей целью Трампа было получение уступок от КНР. Он хотел, чтобы Пекин, желая загладить предсказуемую «неудачу» на корейском направлении, согласился в итоге на более выгодные для США правила двусторонней торговли.

Китайцы, впрочем, вскоре поняли блеф Трампа. И вместе с Россией перешли к активным действиям. Если первые месяцы Москва и Пекин просто говорили о том, что обе стороны – и США, и КНДР – должны пойти на взаимные уступки (одни – отказаться от военных учений, другие – заморозить испытания), то теперь уже подобные предложения выносятся на уровень Совбеза ООН. Об этом сообщил в среду Сергей Лавров, заявивший, что сегодня же в Нью-Йорке на СБ ООН «Россия и Китай свою инициативу подробно представят и будут продвигать»:

«Инициатива комплексная. Прежде всего, она подчеркивает необходимость полного выполнения резолюций СБ ООН, но отмечает, что в этих резолюциях речь идет не только о требовании прекратить ракетно-ядерные испытания со стороны КНДР. В ней содержится констатация необходимости возобновления мирных переговоров и нахождения исключительно политико-дипломатического решения нынешней ситуации на Корейском полуострове.

Для России и Китая совершенно ясно, что любые попытки оправдать силовое решение, используя как предлог резолюции СБ ООН, неприемлемы и приведут к непредсказуемым последствиям в этом регионе, который соседствует и с РФ, и с КНР. Как неприемлемы и попытки экономического удушения КНДР.

Исходим из того, что задача, которая поставлена СБ ООН и с которой согласились все участники шестисторонних переговоров, заключается в денуклеаризации всего Корейского полуострова и не может и не должна использоваться для того, чтобы под ее прикрытием пытаться сменить режим в Северной Корее».

Все предельно ясно: хватит нагнетать страсти, пора садиться за стол переговоров. Обращаются при этом Москва и Пекин именно к США. Именно США должны отказаться от агрессивной и провокационной риторики в адрес КНДР, чье руководство воспринимает свою страну как осажденную со всех сторон крепость.

Действительно, ждать больше нечего. В Южной Корее пришел к власти новый президент, сторонник диалога с Севером, Япония хочет улучшать отношения с Россией, да и с Китаем ей пора ослаблять напряжение. КНДР практически добилась того, чего хотела – продемонстрировала всем наличие у нее МБР. Можно приступать к переговорам. Их результатом в идеале должно стать соглашение о гарантиях ненападения, подписанное США и КНДР – следствием которого может быть приостановка как ядерно-ракетной программы, так и военных учений США на юге Корейского полуострова. Как максимум – мирный договор между КНДР и США, но об этом сейчас сложно даже мечтать. Но сам факт начала подобных шестисторонних переговоров уже будет огромным шагом в правильную сторону.

А что же Трамп?

«Эра стратегического терпения с северокорейским режимом провалилась. Честно говоря, это терпение кончилось», «режим Северной Кореи создает неимоверные проблемы, и с этим надо разбираться. И, вероятно, разбираться быстро» – вот что он говорил за последние дни. Что сейчас может сделать Трамп? Отправить авианосцы, провести новые учения? Но это лишь ослабит и позиции США на будущих переговорах, и их репутацию. Ведь все в мире понимают, что США не будут развязывать новую корейскую войну, ставя под угрозу жизни миллионов северных и южных корейцев и десятков тысяч собственных солдат в Южной Корее. 

В ближайшее время Трампу придется признать, что северокорейская карта отыграна – как минимум в его нынешней партии с китайцами. При этом просто спустить все на тормозах или сделать вид, что ничего не было, Трамп, естественно, не может.

И в этой ситуации единственным приемлемым выходом для него является согласие на российско-китайскую инициативу, то есть на возобновление шестисторонних переговоров. Это позволит новому президенту «сохранить лицо» и перейти к обсуждению с Путиным и Си Цзиньпином действительно важных, а не надуманных, проблем международной повестки и глобальной безопасности.

Северная Корея стала ядерной и ракетной державой – это нужно признать всем, кто хочет действительно решить так называемую корейскую проблему. В первую очередь, самим американцам, чьими усилиями она и была создана.

..............