При «новом» Трампе американцы совершенно точно не смогут больше тратить на подкуп других государств мира, станут еще меньше давать и энергичнее требовать. При этом они могут более творчески отнестись к тому, за счет чего выживает и развивается их государство.
7 комментариевАппетиты Японии по поводу Курил становятся все скромнее
«Последние опросы общественного мнения показали, что больше половины японцев согласны и на компромиссный вариант, чего раньше не наблюдалось». Такими словами востоковеды комментируют итоги встречи президента России и премьера Японии, посвященные в том числе проблеме Южных Курил. Появились сигналы о том, что стороны как минимум сделали друг другу шаги навстречу.
«Мы не торгуем территориями», хотя «нам бы очень хотелось с нашими японскими друзьями найти решение этой проблемы», заявил в пятницу агентству Bloomberg глава российского государства Владимир Путин. Это заявление прозвучало за несколько часов до встречи российского лидера с японским премьер-министром Синдзо Абэ, состоявшейся во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума.
России необходима помощь Японии в модернизации экономики, для Японии же важно не допустить слишком тесного нашего сближения с Китаем
Говоря об острове Тарабаров (ставшем несколько лет назад китайским), Путин отметил, что Россия не отдавала эти территории Китаю, это были территории, которые являлись спорными и в отношении которых велись переговоры с КНР в течение 40 лет, передает РИА «Новости». «Хочу это подчеркнуть – 40 лет, и в конце концов нашли компромисс. Часть территории окончательно закреплена за Россией, часть территории окончательно закреплена за Китайской Народной Республикой», – сказал Путин. По его словам, это стало возможным благодаря высокому уровню доверия между Россией и Китаем. «И если мы добьемся такого же высокого уровня доверия с Японией», как и с Китаем, то «можем найти какие-то компромиссы», отметил российский президент.
Больше половины японцев «уже согласны»
Отношение к вопросу «северных территорий» и у правящих кругов, и у рядовых жителей Страны восходящего солнца заметно смягчилось, говорят эксперты обеих стран.
Теперь японская сторона готова на какой-то компромисс, сказал газете ВЗГЛЯД бывший глава евродепартамента МИД Японии, участник переговоров Владимира Путина и тогдашнего премьера Есиро Мори 2001 года, ныне – профессор Киотского университета Казухико Того. Он заметил, что Абэ не стал в пятницу делать никаких заявлений по итогам разговора с Путиным, но премьер явно хотел показать, что доволен тем, как у него строится диалог с российским лидером и что переговоры ведутся при полном взаимоуважении сторон. «Без этого чувства взаимного уважения ничего не появится», – подчеркнул бывший дипломат, добавив: «Но я чувствую, что он готов к какому-то компромиссу».
«Еще во время встречи тет-а-тет с Путиным в Сочи Синдзо Абэ говорил о том, что намерен использовать новый подход в переговорах, однако суть подхода не была раскрыта. Вполне возможно, что речь идет о передаче двух островов. Последние опросы общественного мнения показали, что больше половины японцев согласны и на такой, компромиссный вариант, чего раньше не наблюдалось», – сказал газете ВЗГЛЯД бывший посол России в Токио, завкафедрой дипломатии МГИМО Александр Панов, отметив, что Япония стремится установить добрососедские отношения с Москвой, поскольку не заинтересована в усилении связей России и Китая.
#{smallinfographicleft=469243}Если в свое время готовность к компромиссу демонстрировала только российская сторона, то теперь шаг навстречу готовы сделать и японцы, отмечает Панов. «Все это делалось не «вдруг». С самого прихода к власти Синдзо Абэ демонстрировал доброжелательный к России подход. Он был единственным из лидеров «большой семерки», посетившим Олимпиаду 2014 года в Сочи. Сейчас же его приезд во Владивосток продемонстрировал, что фактически Синдзо Абэ вышел из режима западных санкций. Собственно, конкретно Токио их против России и не вводил», – сказал бывший посол.
«И Россия, и Япония в любом случае заинтересованы во взаимном сотрудничестве. России необходима помощь Японии в модернизации экономики, для Японии же важно не допустить слишком тесного нашего сближения с Китаем», – вторит Панову старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин, добавив, что после длительного перерыва Москва и Токио, похоже, действительно возобновили работу над компромиссным вариантом.
Как писала газета ВЗГЛЯД, еще год назад в Токио политики обсуждали идею «большой сделки» с Москвой. Известный японский политик, бывший депутат парламента Мунэо Судзуки призвал тогда в обмен на Курилы признать Крым частью России и отменить санкции против России. Российские эксперты, правда, тогда же выразили сомнение в том, что США позволят даже просто обсуждать такой «размен».
«Включая вопрос северных территорий»
После встречи Путина и Абэ в пятницу во Владивостоке стало известно, что они совершили обмен – но пока не территориями, а только подарками. Японский гость преподнес Путину самурайский шлем, а российский лидер подарил ему длинный японский меч (катану) – один из двенадцати, использовавшихся во время церемонии интронизации императора Хирохито в 1928 году. Министр экономики Японии Хиросигэ Сэко, присутствовавший на встрече, заметил, что «премьер-министру Абэ не стоит применять катану на работе».
- Абэ пробил брешь в «изоляции» России
- Для согласия с Россией Японии нужно выйти из-под опеки США
- В Токио обсуждают идею "обменять" Крым на Курилы
- Россия может предложить Японии больше, чем острова
- Япония вооружается, готовясь к противостоянию с Китаем
- Россия может предложить новое решение спора о Курилах
«Они обсудили двусторонние вопросы и международные проблемы, включая вопрос северных территорий. У них была широкая и откровенная дискуссия», – сказал по итогам встречи лидеров представитель МИД Японии Ясухиса Кавамура, добавив, что новая беседа намечена на саммите АТЭС в Перу в ноябре.
Глава российского МИДа Сергей Лавров позднее подтвердил: «Конечно же, наши руководители обсуждали вопросы о мирном договоре, в соответствии с договоренностями, которые были достигнуты 6 мая в Сочи. Состоялись два раунда консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел», – сообщил он. По мнению Лаврова, Москва ощущает готовность Токио обсуждать вопрос совместной хозяйственной и гуманитарной деятельности на Курилах. По его словам, стороны условились продолжить консультации, результаты которых станут известны в ходе предстоящего визита российского руководителя в Японию.
Визит запланирован на 15 декабря, и два лидера вновь встретятся в префектуре Ямагути на юге острова Хонсю. Говоря о встрече в декабре, Лавров сообщил, что они «обсудят политические и экономические вопросы, в том числе мирный договор», также «стороны договорились работать, чтобы визит Путина был плодотворным».
Первый зампред комитета Совета Федерации Владимир Джабаров приветствует готовность Токио к переговорам. «Во всем мире, и в Японии в том числе, поняли, что навязывать свою позицию России в ультимативном тоне нельзя, и это не может не радовать», – сказал Джабаров газете ВЗГЛЯД. Сенатор тоже предполагает, что в том или ином виде стороны вернутся к обсуждению соглашения 1956 года, однако он исключает возможность обсуждения пункта декларации о передаче Японии двух островов. «Поскольку Путин заявил, что территориями не торгует, не думаю, что будет идти речь об обмене. Скорее всего, будет достигнуто соглашение о совместном использовании прибрежных вод, природных ресурсов, создании совместных российско-японских предприятий на островах», – предполагает сенатор.
Панов также не исключает, что речь пойдет не о прямой передаче, а о совместном хозяйственном освоении двух островов, о чем упоминал и Сергей Лавров, – или, например, как предлагала российская сторона в 1998 году, создании там свободной экономической зоны.
В отличие от российского сенатора, бывший японский дипломат Казухико Того все же надеется, что стороны начнут переговоры как раз вокруг статьи 9 совместной декларации 1956 года, которая предусматривает передачу Японии островов Шикотан и Хабомаи после заключения мирного договора, а параллельно могли бы идти переговоры по созданию на островах Кунашир и Итуруп совместной особой экономической зоны с юридическим статусом, приемлемым для обеих сторон. По словам Того, именно такой вариант предлагал еще президент Борис Ельцин во время визита в Москву премьер-министра Кэйдзо Обути в ноябре 1998 года, но японская делегация тогда отклонила предложение.
«Комплексное, многоуровневое соглашение»
«Подозреваю, будет очень сложное, комплексное, многоуровневое соглашение, и гадать о его подробностях бессмысленно. Единственное, полагаю, речь идет не просто об обмене островов на мирный договор и японские инвестиции, но о сложном развернутом пакете взаимных соглашений», – сказал Василий Кашин газете ВЗГЛЯД. Что касается общественной реакции, то, по мнению эксперта, она зависит от качества самого соглашения – в обеих странах его можно в итоге представить как общее достижение.
«Напомню также, что в российско-китайском соглашении от 2004 года также не была прописана «отдача территорий», оно официально лишь касалось «неразграниченных» с юридической точки зрения территорий, поделенных в итоге на равных началах. Соглашение, объективно выгодное России, вызвало тогда ропот как в китайских, так и в российских националистических кругах – и там и там говорили о сдаче территорий. Однако в том случае речь шла о безлюдных территориях. В случае же с Курилами мы имеем дело с территориями с населением», – полагает Кашин.
Впрочем, по его мнению, у россиян после Крыма сохраняется определенный кредит доверия к власти, поэтому разумное решение по Курилам не вызовет существенного возмущения.