«Несокрушимая свобода» положила конец романтическому глобализму с надеждой на единые правила, уважение к правам человека и малых стран, «невиданную личную свободу» и «свободу информации». Свобода проиграла «безопасности», а безопасность трансформировалась в контроль и принуждение.
3 комментарияУкраина отбивается от собственных граждан, желающих покинуть российские тюрьмы
«Это чужие преступники, совершившие преступление на чужой территории. Почему они должны содержаться за счет российского бюджета?» Так крымские правозащитники обосновывают, почему должны быть переданы Киеву граждане Украины, находящиеся в местных СИЗО и колониях. Однако Украина их не принимает – ведь, по мнению Киева, они и так отбывают наказание на территории Украины.
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова в четверг призвала Киев забрать осужденных граждан Украины, отбывающих наказание в Крыму.
Это чужие преступники, совершившие преступление на чужой территории. Почему они должны содержаться за счет российского бюджета?
«Их не забирает Родина, мы предлагаем. Они совершили преступления как граждане Украины – на территории ранее Украины. И сегодня нет оснований содержать их на территории другого государства, – посетовала уполномоченный. – Но реакции пока такой не наступило. Очень важно нам их отправить домой».
Глава минюста Украины Павел Петренко в ответ заявил, что таких патриотов среди заключенных давно не осталось. «Мы всех наших украинских граждан, кого мы смогли забрать из Крыма, забрали. Те, кто там изъявили желание остаться в связи с тем, что у них там жилье и родственники, они там остались», – цитировала его газета ВЗГЛЯД.
«Ну о чем вы говорите?! Это полная ерунда! – возразила министру в интервью газете ВЗГЛЯД уполномоченный по правам человека Крыма Людмила Лубина. – Мне сами заключенные показывали письменные ответы из Киева на свои просьбы забрать их из Крыма. Там было, по сути, сказано: «Это территория Украины. Сидите дальше». За эти два года и три месяца, вот пока мы в России, официально экстрадиции вообще ни одной не было, насколько мне известно».
Крымский омбудсмен напомнила, что по этому поводу еще предшественница Москальковой Элла Памфилова тоже обращалась к своей украинской коллеге Валерии Лутковской с предложением об экстрадиции. «На это ей ответили, что Крым – это Украина, а значит, они и так уже отбывают наказание на Украине. Тогда их отправили отбывать наказание на территорию материковой России, их еще раз предложили забрать Киеву, но Киев и оттуда их не принял», – посетовала Лубина.
Кроме граждан Украины, пояснила она, на полуострове сидят и те, кто не определился с гражданством. «Некоторые нарочно теряют документы и умудряются даже получить приговор суда без паспорта. Это хотят потом выйти уже с российским паспортом», – пояснила уполномоченный. По ее данным за апрель, всего в местах лишения свободы в Крыму насчитывалось 380 граждан Украины или лиц без документов.
- Почему колония № 1 Симферополя почти наполовину опустела
- Крымским заключенным пообещали российскую амнистию
- Авария показала уязвимые точки крымской энергосистемы
- Итальянский регион признал Крым частью России
- Антон Крылов: И всё-таки наш!
- Украина и Европа обеспокоились визитом Берлускони в Крым
- Названа сумма затрат на проект Крымского моста
«В Крыму один СИЗО на весь полуостров и две колонии, – добавил в комментарии газете ВЗГЛЯД источник, знакомый с ситуацией в местных учреждениях ФСИН. – Одна строгого режима в Симферополе, одна общего – в Керчи, в них примерно равное количество, по 600–700, заключенных. Скорее всего, 380 – это завышенные данные, это больше не украинцы, а люди без документов. Действительно, есть такая практика, когда люди «теряют» паспорта во время следствия».
Две омбудсвумен нашли общий язык
Тем временем через несколько часов после категоричного заявления Петренко в Киеве чуть скорректировали позицию. «Я выражаю свою полную готовность начать активные действия по перемещению лиц с территории оккупированной АР Крым», – заявила в публичном обращении к Москальковой ее украинская коллега Лутковская.
«Это конструктивный подход, потому что права человека не имеют границ и не имеют политической окраски. И очень важно вести диалог и добиваться защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в соответствии с международными конвенциями», – ответила ей заочно Москалькова в интервью РИА «Новости».
Она уточнила, что ей пока не приходилось контактировать с Лутковской. «В настоящее время в СИЗО № 1, который расположен в Симферополе и является единственным на территории Крыма, содержатся 16 украинских граждан. И вместе с Министерством юстиции мы будет искать форму решения вопроса, если украинская сторона так быстро и, можно сказать, позитивно откликнулась на наше предложение», – обрадовалась уполномоченный.
«Это чужие преступники»
С юридической точки зрения судьба многих заключенных остается запутанной, признается Лубина. «В Крыму могут быть осуждены граждане России за преступления, которые они совершили где угодно, либо неграждане России, если совершили преступление в Крыму, даже в то время, когда он был украинским. Ведь потерпевшие от их преступлений – это теперь граждане России, – сообщила она, ссылаясь на разъяснения Верховного суда РФ. – Но в наших колониях на момент вступления в РФ оставались и граждане Украины, которые совершили преступление на материковой части Украины. Они просто отбывали здесь наказание».
Никто из них не принял гражданство России, и Киев их тоже отказывался забирать – таким образом, получалось, они сидят незаконно, посетовала Лубина. «Это продолжалось полтора года, пока Верховный суд не разъяснил, что можно в их случае тоже «приводить в соответствие» и они тоже могут отбывать наказание в России.
В качестве примера она также привела дело банды из 14 человек, которых год назад осудил Верховный суд Крыма, в том числе и за убийства, совершенные из корыстных побуждений – как на материковой Украине, так и на полуострове.
«Дело сегодня рассматривает Верховный суд РФ. Часть этой банды – восемь человек – совершали преступление и там и там. Но шесть человек не совершали преступлений в Крыму и не принимали гражданство России. Теперь они отказываются принимать российское гражданство и требуют суда на Украине. Некоторые из них даже занимаются членовредительством, чтобы обратить на себя внимание. Но куда бы они ни писали, куда бы я сама ни обращалась по их поводу, Украина их не принимает», – рассказала Лубина.
То есть граждане Украины Киеву не нужны, тем более если они оступились и стали преступниками, отмечает она. «В принципе, они не нужны и России. Это чужие преступники, совершившие преступление на чужой территории. Почему они должны содержаться за счет российского бюджета?» – риторически спрашивает крымская правозащитница.