Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевДиалог получился непростым
Депутаты задали Медведеву самые неудобные вопросы
Атмосфера в зале Государственной думы во время выступления Дмитрия Медведева была не самой дружелюбной. Депутаты, как и ожидалось, обрушились на гостя с критикой: требовали уволить как минимум трех членов Кабинета. Премьер тщательно скрывал волнение, демонстрируя готовность отражать вызовы. Но на некоторые уступки думцам, похоже, все же пошел.
Дмитрий Медведев впервые на посту главы правительства отчитался перед депутатами о деятельности правительства за год. До него эту конституционную обязанность трижды исполнял тогдашний премьер, ныне президент Владимир Путин.
Есть министры, которые производят положительное впечатление. Это министры энергетики, культуры, связи, финансов. И все
Заранее было известно, что диалог будет непростым. В течение последних недель все оппозиционные фракции и даже некоторые единороссы предупреждали, что требуют отставки министра образования Дмитрия Ливанова.
Кроме того, в КПРФ и «Справедливой России» указывали на «плохую управляемость» правительственного аппарата, а представители Общероссийского народного фронта публично сетовали, что их «острые» вопросы премьеру не прошли через отбор президиума фракции «Единой России».
Неумолимая логика истории
Впрочем, встретили Медведева в Госдуме все равно не без почестей: накануне вечером технический персонал до блеска натирал полы и тщательно пылесосил красные ковровые дорожки. Больше, чем обычно, набралось в здании журналистов. Ровно в полдень в кулуарах Госдумы появился сам Медведев, через несколько минут он уже стоял за трибуной. Видимо, рассчитывая понравиться всем присутствующим, он широко улыбнулся. Свою речь Медведев начал с напоминания о том, что он сам, будучи еще главой государства, заложил традицию отчетов правительства перед нижней палатой.
«Не скрою, я рад, что стоял у истоков этой традиции (отчетов перед нижней палатой), вносил соответствующие предложения, поддержанные потом нашим парламентом, – сказал премьер, пожав слегка плечами и, как бы сам удивляясь, приподнял брови. – Правда, я не думал, что буду сам его представлять, но в этой жизни за все поступки, которые совершил, надо отвечать. Такова неумолимая логика истории».
Сам доклад премьер начал со сравнения экономической обстановки в России с «куда более худшими» макроэкономическими показателями других ведущих стран. Премьер поделился с депутатами успехами с демографической ситуацией в стране, объяснил коррупцию «состоянием мозгов» в обществе и напомнил, что принят ряд важных законов для борьбы с ней.
В целом во время своего почти двухчасового доклада премьер-министр держался уверенно, по-хозяйски раскидывая руки на трибуне. Зал внимательно слушал и не сказать чтобы дружно, но все же аплодировал примерно каждые 10 минут (всего 11 раз). Завершив выступление, Медведев неожиданно выразил готовность отвечать, не ограничиваясь регламентом, на сколько угодно и какие угодно вопросы. Впрочем, все равно создавалось впечатление, будто ему стоит больших усилий побороть волнение.
Дорога со встречным движением
Депутаты не постеснялись задавать «неудобные» вопросы. Так, вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР) с ходу поставил вопрос об отставке Ливанова. Он раскритиковал деятельность Министерства образования и науки – в частности, мониторинг эффективности вузов, слияние учебных заведений и «истерию» вокруг диссертаций.
Медведев помрачнел, но грозно заметил в ответ, что министр – «не рубль, чтобы всем нравиться». «Министр, который нравится всем – это человек, который, скорее всего, не вполне справляется со своими обязанностями», – сказал Медведев, подчеркнув, что министр должен общаться со всеми своими партнерами, включая депутатов, чья обязанность заключается в том, чтобы критиковать членов правительства.
- Дмитрию Медведеву предстоит отчет перед Думой
- В парламенте готовятся к отчету главы правительства
- Путин надеется на консенсус между Медведевым и Госдумой по вопросам экономики
- Медведев рассказал, кто олицетворяет власть в России
- Песков прокомментировал видео, на котором Путин пригрозил министрам отставкой
- Медведев призвал министра Ливанова прислушаться к критике депутатов
- Песков: Путин в целом позитивно оценил отчет Медведева в Госдуме
- Эксперты раскритиковали правительство Медведева
Однако министры, признал Медведев, должны учитывать критику и быть к ней готовыми: они должны аргументировать свою позицию, а не «сваливаться в пикировку». Это, по словам премьера, «дорога со встречным движением».
Говоря об эффективности вузов, Медведев призвал оценить состояние высшего образования критически. «Есть такие вузы, и вы, коллеги, об этом знаете, ну, в них стыдно зайти. Я иногда смотрю на того, простите, кто там лекции читает – и грустно становится», – заметил премьер.
По поводу последних скандалов вокруг диссертаций Медведев согласился, что система «Антиплагиат» – не истина в последней инстанции, хотя признал, что качество работ гуманитарного цикла за последние годы упало, так как их стало очень много. По его словам, и в точные науки «пробралась эта зараза». «Надо наводить порядок, восстанавливать прежние системы экспертной оценки, отбора, чтобы специализированные советы работали как следует, чтобы защита для любого диссертанта, какой бы ни была его фамилия, была событием», – призвал он.
«Правительство не молчит, а сосредотачивается»
Обратился к премьеру и коммунист Сергей Штогрин, который заявил, что «за декабрь и март-месяц почти полмиллиона индивидуальных предпринимателей оставили свою деятельность и пошли или на биржу, или в тень».
«Только ленивый уже не высказался по этой проблематике, но правительство у нас молчит», – посетовал Штогрин. Напомним, что правительство в последние недели вновь подверглось критике за повышение почти вдвое страховых взносов для малого бизнеса, что привело к массовому уходу предпринимателей в тень.
«Правительство не молчит, а сосредотачивается, – начал было оправдываться Медведев, но тут в зале раздался смех, и он поправился, – позицию свою формирует». Правительство, по его словам, принимая решение по страховым взносам, не ставит перед собой цель «задушить» малый бизнес, а специальные налоговые режимы направлены как раз на то, чтобы ему «дышалось лучше».
«Правительство – это ведь коллегиальный орган, поэтому нельзя допустить того, чтобы непродуманные решения попали к вам, уважаемые коллеги-депутаты, а вы потом на правительство ругались», – отбился Медведев.
Депутат-эсер Михаил Емельянов раскритиковал экономическую политику Кабмина и спросил премьера, «не пора ли менять» министров, ответственных и за эту сферу. «Это зависит от того, какую экономику мы хотим построить. Если совсем закрытую, то, наверное, пора менять, и не только этих министров, но и вообще курс развития страны. Но мы, вообще-то, стараемся строить открытую экономику», – осадил эсера премьер.
При этом сидевшая за спиной Емельянова его коллега по фракции, актриса Елена Драпеко неожиданно захлопала на последних словах Медведева. Казалось, будто в споре с премьером Драпеко поддержала не однопартийца, а его оппонента на трибуне. Зааплодировали и другие. Позднее Емельянов дал газете ВЗГЛЯД свое толкование этого эпизода. По его версии, аплодисментами его коллеги как раз и хотели призвать Медведева «изменить экономический курс».
В общей сложности премьер ответил на 12 вопросов. Они оказались не столь жесткими, как ожидалось, а на любой упрек Медведев отвечал достаточно жестко, как будто намекая на прочность своих политических позиций.
Несколько одобрительных слов
После ответов на вопросы депутатов Медведев пересел в президиум, а на трибуне его сменил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Особый акцент в своей речи он сделал на проблемах селян.
«А кто будет заниматься подъемом сельского хозяйства? Неужели «потомственный хлебороб» Дворкович и «юрист-животновод» Федоров? Из семи его заместителей почти никто всерьез агропромышленным комплексом не занимался, из 14 руководителей департаментов только двое имеют профессиональное представление об этой работе. Одновременно Россагролизинг превратили в филиал прокуратуры, а в правлении Россельхозбанка тоже не видно ни знатных банкиров, ни аграриев», – заявил Зюганов.
При этом сам вице-премьер Аркадий Дворкович в это время невозмутимо сидел в правительственной ложе, глядя куда-то вниз – вероятно, в свой планшет.
Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский начал свое выступление с шутки. «Вы нам по регламенту не даете время похвалить правительство. Поэтому вынуждены только ругать 10 минут», – предупредил он. Спикер Сергей Нарышкин поймал шутку на лету и тут же пообещал добавить минуту – для похвал.
«Есть министры, которые производят положительное впечатление. Это министры энергетики, культуры, связи, финансов. И все», – перечислил «ради объективности» Жириновский и перешел к критике.
«Болотная. У меня вызывает подозрения, как они вышли все организованно, так массы не выходят. Кто-то организовал, и не только с Запада», – сказал политик, намекнув на то, что «это делают структуры, находящиеся в России, в правительственных кругах». «И деньги идут оттуда, из бюджета страны», – добавил он. В итоге особой похвалы правительство так от него и не дождалось, о чем не преминул в конце напомнить ему Нарышкин.
В отличие от других, лидер фракции единороссов Владимир Васильев выступил в более сдержанных тонах, но его пытались перекричать оппозиционеры. «Понятно, что всех и во всем удовлетворить невозможно. В то же время, и это было сделано в разной форме, и в форме критики, и в форме признания достигнутого, и в самом отчете прозвучало, что сделано действительно немало», – вступился за правительство Васильев, не обращая внимания на шум в зале.
Следуя призывам своих коллег из фракции, избранных по квоте Народного фронта, Васильев все же поднял нашумевшую тему промилле.
«Нельзя допускать нетрезвого человека к управлению автомобилем. Между тем, близкие к нулю пропорции не определяются никаким прибором», – заявил он под аплодисменты, скорее всего, «фронтовиков», и добавил, что уже готовятся предложения, которые решили бы взвешенно данную проблему.
В свою очередь лидер фракции эсеров Николай Левичев заявил, что «экономика изношена и технически, и нравственно». «И по всему видно, что опасность осенней рецессии вполне вероятна. И если это случится, мы просто вынуждены будем ставить вопрос о доверии правительству», – пригрозил он. Впрочем, особого страха аудитории он, похоже, внушить не смог.
Снова взяв слово, Медведев поочередно ответил лидерам фракций. На этот раз он казался еще более уверенным, видимо, радуясь, что выдержал экзамен на прочность. На радость «фронтовикам» он наконец сделал уступку по поводу промилле, но «ничтожную», согласившись, что в крови водителя может содержаться если не 0,3 промилле, как раньше, то 0,1 промилле. По поводу зимнего времени на уступки премьер идти отказался.
Завершая свое общение с думцами, Медведев вежливо заметил, что подобный анализ, «пусть даже и нелицеприятный, полезен для формирования позиции».