Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

19 комментариев
17 апреля 2013, 08:41 • Политика

«Никому не нужен провал России»

Николай Злобин: Никому не нужен провал России

«Никому не нужен провал России»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

«Два президента еще будут встречаться до сентября. По настроениям в Вашингтоне чувствуется, что американские элиты хотят, чтобы Россия была успешным председателем Большой двадцатки. Сейчас никому не нужен провал России», – сказал газете ВЗГЛЯД политолог Николай Злобин. Он считает, что в ответ на письмо Барака Обамы Кремль должен предложить Вашингтону свою повестку дня.

Анонимный высокопоставленный чиновник США сообщил изданию «Коммерсант», что в письме, которое накануне было передано президенту России Владимиру Путину советником президента США Барака Обамы Томом Донилоном, говорится о том, что обе страны должны сконцентрироваться на 27 главных общих задачах и не отвлекаться на мелкие раздражители. Эти пункты касаются экономики и безопасности.

России нельзя сводить отношения с Америкой к чисто политическим, потому что это делает очень уязвимыми от ситуации типа сирийской, ливийской. От любой революции где-то

«В письме есть предложения на ближайшие месяцы (до встречи президентов в июне и сентябре) и годы (до конца президентского срока Барака Обамы). Мы рассматриваем его как своего рода рабочий план», подчеркнул источник. Аноним отметил, что США российская сторона дала понять, что ответит на послание Обамы.

Помощник президента Юрий Ушаков, встретившийся с Томом Донилоном, заверил, что в Москве оценили «позитивные сигналы» со стороны США.

Одним из главных шагов по «размораживанию» отношений станет возобновление встреч в формате «2+2» министров обороны и иностранных дел. Последние переговоры в таком формате проходили в 20072008 годах. Они стали основой для подписания в 2010 году нового Договора об СНВ-3.

О том, как могла бы Москва реагировать на письмо Обамы, газете ВЗГЛЯД рассказал глава расположенного в Вашингтоне Центра глобальных интересов Николай Злобин.

ВЗГЛЯД: Николай Васильевич, в письме содержится 27 пунктов, совместная работа над которыми отвечает, по мнению Вашингтона, потребностям обеих стран. По информации газеты «Коммерсант», в письме затрагиваются такие вопросы, как противоракетная оборона, сокращение ядерных арсеналов, нераспространение ОМУ, ядерные программы КНДР и Ирана, обстановка в Афганистане, в Сирии, наращивание взаимных инвестиций и товарооборота. Какие теоретически возможны компромиссы у Москвы и Вашингтона по этим пунктам?

Николай Злобин: Россия должна предложить свою повестку дня, и ей не обязательно соглашаться на американскую и строить двусторонние отношения в рамках той повестки, которую предлагает Белый дом. Важно понять, насколько, предлагая эту повестку, Белый дом обладает опорой внутри страны, в первую очередь в Конгрессе. Если предложения носят умозрительный характер и не обладают шансами на поддержку в Конгрессе, в том числе на финансирование и политическую поддержку, то это не самый продуктивный путь работы.

Все инициативы все равно рано или поздно окажутся в Конгрессе. Там их надо утверждать, финансировать, проходить комитеты и комиссии. Все это неплохо бы выяснить, прежде чем включаться в диалог.

Николай Злобин (Фото:  ИТАР-ТАСС)

Николай Злобин (Фото: ИТАР-ТАСС)

Для России важна, совершенно очевидно, экономическая сторона отношений. Она явно не схватывается. С этим надо разбираться. Пока не будет серьезной экономической базы у этих отношений, которая существует у Америки и Китая, то отношения сильно будут зависеть от политической волатильности, от того, что происходит ежедневно. И это не самая благоприятная обстановка для отношений. Нужна серьезная финансовая подушка, чтобы отношения приносили странам прибыли, создавали рабочие места, инвестиции, новые технологии.

России нельзя сводить отношения с Америкой к чисто политическим, потому что это делает очень уязвимыми от ситуации типа сирийской, ливийской. От любой революции где-то, разногласия, любого закона, который примут в том или ином парламенте. Нужно, чтобы у России в Америке были мощные группы, заинтересованные в улучшении отношений. Сегодня этого нет ни там, ни там.

Я часто сталкиваюсь в Америке с вопросом, который изредка поднимается в истеблишменте, занятом внешней политикой. Вопрос примерно такой: «Вот у нас ухудшились отношения с Россией. Что теряет Америка?» И ответа нет. Ничего не теряет, в принципе. Что-то будет сложнее делать, что-то дороже, но это не кризис внешней политики, не кризис безопасности, не кризис экономики.

Вот это на самом деле неблагоприятно для России. Нужно, чтобы Америка теряла от ухудшения отношений с Россией. Этот фактор надо иметь в виду России, когда она будет вырабатывать свою повестку дня. А потерять Америка может, если эти отношения будут наполнены серьезным содержанием, а не просто политической риторикой и просто хорошими отношениями между президентами, которые фотогенично будут позировать на фоне красивых пейзажей.

Американская повестка дня вырабатывается исходя из того, на чем можно задеть Россию, судя из этих пунктов письма. А России надо понять, где важно Америке иметь хорошие отношения с Россией и расширять эту платформу, тогда компромисса будет гораздо легче достичь.

ВЗГЛЯД: Можно ли сравнить это письмо и знаменитое письмо Обамы Медведеву в марте 2009 года? Как известно, содержание того письма пресса очень быстро разгадала, даже не дожидаясь утечек – это была простая сделка: уступки по Ирану в обмен на уступки по ПРО. Насколько вероятно, что и в этом письме предложены какие-то простые «размены»?

Н.З.: Переписка такого типа имеет значение. В России письмо Путина было бы достаточно мощным. А в Америке президент не такая мощная фигура, у него много противовесов и сдержек. Он не может самостоятельно осуществлять политику хотя бы потому, что у него даже нет финансирования на свою внешнеполитическую деятельность. Ему обязательно надо искать компромисс внутри элиты.

Возможно, по некоторым направлениям совместной повестки Обама на политическом небосклоне достаточно одинок, и Россия может его или усилить, развивая сферы, где Обама одинок, или ослабить... Некий рычаг здесь, видимо, есть. Но в любом случае письмо американского президента – не документ, написанный человеком, который сидит в Кремле. Это не приказ для исполнения американского истеблишмента. Это важно понять. Это позиция администрации, а она отнюдь не единственный политический игрок на американской шахматной доске.

Позиция Конгресса может быть одной, позиция экспертного сообщества – другой, позиция гражданского общества – тоже другой, а позиция американских СМИ – совсем другой, как и позиция бизнеса и тем более военно-промышленного бизнеса. Здесь важно понять, насколько Обаме удалось обобщить эти позиции в письме, предложить некий общий вариант от имени Америки. Я думаю, что пока этого нет. Я не вижу здесь, в Америке, единства по отношению к России.

ВЗГЛЯД: Если верить утечке, в сентябре во время Большой двадцатки лидеры могут объявить о возобновлении формата «2+2», то есть регулярные встречи на уровне министров обороны и иностранных дел. Насколько важно возобновление хотя бы такого формата?

Н.З.: Два президента еще будут встречаться до сентября. По настроениям в Вашингтоне чувствуется, что американские элиты хотят, чтобы Россия была успешным председателем Большой двадцатки. Сейчас никому не нужен провал России в таком качестве. Мировая экономика в тяжелом положении. Кипр еще добавил. Европа нестабильная. Большая двадцатка, при всем при том, не очень влиятельный инструмент, но у России есть шансы собрать плоды.

Поэтому в Вашингтоне будут рады, если Россия успешно проведет Большую двадцатку, как, впрочем, и Большую восьмерку, где Россия будет председательствовать в следующем году. У России уникальная возможность влиять на повестку дня вне зависимости от российско-американских отношений.

Но, с другой стороны, надо иметь в виду, что в Америке есть настроения, что раз у России такая позиция по всем вопросам, то зачем мы с ней ведем переговоры о контроле за вооружениями? Тем более что на безопасность это по большому счету не влияет, потому что все равно, сколько у нас боеголовок – 1000 или 1800. Это вопрос статистики, а не безопасности.

Но при этом часть американской элиты говорит, что эти переговоры создают впечатление о том, что российско-американские отношения развиваются. Эти переговоры дают возможность Москве занимать статусную позицию. Они говорят: «Давайте бросим переговоры с Россией по поводу нераспространения ОМУ».

Если это произойдет, то мы возвращаемся к тому, с чего я начал – тогда в этих отношениях почти ничего не остается. Экономики там нет, социального аспекта нет, большого обмена студентами, школьниками, культурного...

Поэтому это не очень хорошее развитие событий для России в первую очередь. Надо постараться сохранить любые форматы переговоров в области безопасности. Хотя бы с точки зрения статуса.

ВЗГЛЯД: Остаются ли шансы, что Обама и Путин успеют подписать в сентябре какие-то соглашения?

Н.З.: Пока не очень понятно, что они могут подписать. Пока никакого договора по большому счету нет. Но если после их первой встречи в июне будут какие-то сигналы, что есть тема, то это будет хорошим стимулирующим фактором.

Если нет, то представьте себе, что будут делать десятки тысяч людей с двух сторон, вовлеченных в переговоры по вооружениям, которые занимаются подсчетом ракет три десятилетия. Они больше ничего не умеют делать. Они считают ракеты, они их там двигают, пересчитывают, бесконечно встречаются. Если это все уйдет, в том числе в формате «2+2», то будет пустое место, потому что российско-американские отношения были заточены под безопасность.

Если президенты не дадут сигналы, что они хотят продолжать диалог о безопасности, то будет плохо. Нужно, чтобы российско-американские отношения были наполнены экономикой, были не по поводу третьих стран, таких как Сирия, Ирак, Восточная Европа, КНДР – это, конечно, важно, а по поводу России и США. А то, повторяю, очень часто эти отношения сводятся к тому, как Россия и США ведут себя в третьих странах. Это не совсем то.

И третье – проблема содержательной наполненности двусторонних отношений, в том числе вопросами обсуждения глобальной безопасности. Если Россия выйдет из этого диалога, то вопросами глобальной безопасности будет заниматься кто-то другой без нее. Москве это не нужно, да и миру от этого будет нехорошо.

ВЗГЛЯД: Инициаторы «акта Магнитского» – сенаторы Маккейн и Кардин, конгрессмен Макговерн уже пообещали в мае провести новые слушания, чтобы в итоге ужесточить «акт Магнитского», заставить Обаму расширить открытую часть списка. Каковы у них шансы на успех?Н.З.: У Конгресса своя позиция, а у президента – своя. В принципе, Конгресс может сделать что-то вопреки желанию президента, но при одном условии, что президенту нечем крыть. Но, как правило, президенту находится чем крыть. Белый дом работает над компромиссами. Сенаторы и конгрессмены представляют конкретные штаты, а не себя. В основном компромиссы идут на так: Белый дом говорит – вы снимите свои предложения по этому или смягчите их, потому что мы на это не пойдем, а в ответ мы рассмотрим вопрос расширения государственной программы по строительству мостов в вашем штате.

Обычно такая тактика работает. Вся американская политика построена на тактике компромиссов. А поскольку Россия и внешняя политика далеки от главных проблем Америки, мне кажется, у президента будет возможность предложить разные компромиссы сенаторам и конгрессменам, когда они захотят усилить «акт Магнитского».

Но эти компромиссы будут не в области отношений с Россией, а внутри чисто американской политики, что для того же Маккейна гораздо важнее того, как звучит «закон Магнитского».

Комментарии экспертов

Дмитрий Поликанов, вице-президент ПИР-центра
Дмитрий Поликанов, вице-президент ПИР-центра
Это хорошая форма, когда главы государств напрямую обмениваются посланиями и четко формулируют свои предложения и запросы. Это говорит о том, что есть некий уровень доверия и понимания, и что на это письмо будет адекватная реакция.<br>Если в письме будут предложены варианты, то наверняка компромиссные. По крайней мере, была подготовительная работа американской дипломатии за последние несколько месяцев, после прихода Обамы на второй президентский срок, американцы тщательно зондировали почву по поводу того, на какие уступки может идти Россия.<br> США уже поняли, что со «списком Магнитского» они несколько перегнули палку и создали на пустом месте очень серьезный раздражитель, который на самом деле эффективно не работает. Они хотели, чтобы каким-то образом было оказано давление, но по факту была негативная обратная реакция. Я считаю маловероятным в будущем расширение открытой части «списка Магнитского» // ВЗГЛЯД
..............