Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

21 комментарий
3 апреля 2008, 16:36 • Политика

Работодателям нужны кадры

Бизнес хочет диктовать условия вузам

Работодателям нужны кадры
@ spek.keytown.com

Tекст: Мария Светлова

В четверг в Госдуме состоялась дискуссия, в ходе которой выяснилось: основной проблемой отечественной экономики бизнесмены считают не коррупцию и административные препоны, а кадровый голод. Работодатели готовят свою систему профессиональных требований, которая должна «учитываться при образовании». А депутаты предлагают создать для университетов законодательные условия «для занятий инновационной деятельностью».

В четверг члены думского Комитета по науке и наукоемким технологиям, их коллеги из Комитета по образованию, а также приглашенные на Охотный ряд эксперты обсуждали кадровую проблему в приложении к инновационному развитию нашей страны.

Во многих вузах уже появились специальности «инноватика», «управление инновациями», «менеджмент высоких технологий

Как рассказал исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Свинаренко, в прошлом году основным «тормозом» прогресса отечественного бизнеса коммерсанты назвали именно нехватку квалифицированных сотрудников.

Кадровый голод потеснил с первой строчки антирейтинга даже коррупцию и налоги, которые раньше лидировали в списке предпринимательских антипатий.

По словам Свинаренко, проблема заключается в том, что образовательные стандарты, по которым готовят специалистов в разных областях, не всегда отвечают требованиям, которые работодатели предъявляют к этим специалистам.

Кроме того, каждый год появляются новые технологии. Столь оперативно менять стандарты обучения, понятно, невозможно. Значит, особое внимание надо обратить на систему дополнительного профобразования (ДПО).

По словам замминистра образования и науки Юрия Сентюрина, чиновники это тоже прекрасно понимают. Поэтому не так давно Госдума рассматривала закон о ДПО.

Кроме того, полемизируя с бизнесменами, Сентюрин рассказал, что вузы достаточно «оперативно реагируют на новые тенденции». И во многих университетах и академиях уже появились специальности «инноватика», «управление инновациями», «менеджмент высоких технологий» и тому подобные.

Также Сентюрин не разделяет страхов по поводу трагической гибели ПТУ. Замминистра уверил, что количество колледжей и их учеников остается неизменным многие годы. «Другое дело качество», – аккуратно заметил чиновник.

Не упустил замминистра и возможности похвалить парламентариев. По его словам, в прошлом году депутаты приняли в три раза больше «образовательных» законов, чем в 2005 году. Причем все одобренные документы отличает «глубокое качество».

Первый зампред думского Комитета по образованию Юрий Карабасов согласился, что «с точки зрения законодательного обеспечения инновационного развития России какие-то шаги уже сделаны». Тем не менее, вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов не теряет своей актуальности.

«Надо создать среду, где будут расти кадры. Надо позаботиться об уровне образования», – считает Карабасов.

По словам депутата, в зарубежных вузах раз в три года, следуя за современными темпами развития технологий, меняется вся техника. Причем, происходит это не по прихоти ректоров и профессоров, а по «требованию общества».

«У них есть задача отправлять студентов на передовые предприятия», – говорит единоросс. Наши институты о подобном марше в ногу со временем пока даже не помышляют. Более того, в последние годы университеты все меньше занимаются научными изысканиями, которые и двигают прогресс.

«Мы законодательством вырубаем желание университетов заниматься инновационной деятельностью», – посетовал Юрий Карабасов. По его словам, сейчас вуз не может ни запатентовать открытие, ни открыть малое предприятие, чтобы использовать свои наработки, ни уж, тем более, продать патент на изобретение. Так что «уровень нашей инновационной деятельности на сегодня» в мировом объеме инноваций составляет всего 0,3%. На первом месте по этому показателю стоят США с 30%. Китайцы отвоевали 6%, индусы – 5%.

«Надо развязать возможности вузов для занятия инновационной деятельностью», - уверен единоросс.

Кроме того, Карабасов считает, что для подготовки востребованных специалистов наша система образования должна тесно «взаимодействовать с заказчиками – работодателями». С ним полностью согласны и сами работодатели.

По словам Андрея Свинаренко, после того, как вузы начали выпускать бакалавров и магистров, работодателям стало еще сложнее разобраться с реальной квалификацией вчерашних студентов.

Поэтому сейчас работодатели работают над созданием собственной системы профессиональных стандартов. И намерены добиваться, чтобы требования профстандартов «учитывались при образовании».

«Это значит, что работодатели должны в качестве полноправных членов войти в систему образования», – говорит Свинаренко.

Вице-президент РСПП отметил, что спонсорская помощь предпринимателей на разного рода обучение сотрудников «совпадает с расходами государства на образование». И работодатели готовы делать больше, но ограничены законодательством. В частности, оплатить курсы повышения квалификации они могут только штатным сотрудникам.

Пока бизнесмены жаловались на то, что вузы поставляют совсем не те кадры, которые им нужны, начальник научно-организационного отделения аппарата РАН Владимир Иванов вспомнил о школах. По его словам, знаний, которые сейчас даются в школах, недостаточно для поступления в большую часть вузов.

Так что единая система непрерывного образования, которую хотят выстроить в нашей стране, пока не складывается. Кроме того, такой школьно-вузовский разрыв – это дополнительная возможность для коррупционеров от образования пополнить свой карман.

..............