Взгляд
21 октября, четверг  |  Последнее обновление — 21:44  |  vz.ru
Разделы

Гибель Ливии и выбор России

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай", научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Новый этап в развитии международной политики означает, что теперь Россия всегда должна быть готова силой отстоять свои принципы и верность союзническим обязательствам. На помощь международных институтов рассчитывать не приходится. Подробности...

Высокие цены на газ – это всерьез и надолго

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Если для Европы грядущий энергетический кризис может обернуться замедлением восстановительного роста экономики, дополнительным стимулом товарной инфляции, то для таких стран, как Украина и Польша, он может стать серьезным испытанием для власти и государственности. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Россия отказалась сжигать свои интересы на натовском леднике

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Решение Москвы о заморозке (а по факту разрыве) отношений с НАТО было абсолютно правильным и логичным шагом. Но теперь Кремль должен сделать второй шаг. Не менее правильный и логичный. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин: Поставки газа в Европу по «Северному потоку – 2» могут начаться послезавтра

    Главная тема


    Зеленский применил Черноморской флот против политических оппонентов

    «усложнит использование»


    В Киеве назвали последствия запуска «Северного потока – 2» для ГТС Украины

    «огромное количество»


    В АТОР рассказали о росте спроса на зарубежные туры

    ограничить контакты


    Россиянам рекомендовали в нерабочие дни остаться дома

    Видео

    поставки газа


    Европа потребовала от Газпрома стать благотворителем

    урегулирование в донбассе


    Зачем Россия зовет США в «Минск»

    200 долларов за баррель


    Нефть может повторить взрывное подорожание газа

    экстремистская организация


    Зачем Россия ведет переговоры с «Талибаном»

    Свадьба великого князя


    Глава канцелярии Дома Романовых: Монархия может возродиться через референдум

    украинский произвол


    Сергей Миркин: ОБСЕ страусиной позицией дискредитирует саму себя

    тайна гибели


    Тимур Шерзад: Почему взорвалась «Императрица Мария»

    американская империя


    Дмитрий Дробницкий: Когда в Америке закончится все

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к позиции антипрививочников?
    Святослав Шевченко

    Католицизм и православие столкнулись на белорусском майдане

    Святослав Шевченко
    Председатель комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии
    3 сентября 2020, 17:00

    В белорусских протестах есть и религиозный фактор. Точно так же, как он присутствовал и на украинском Майдане. В Белоруссии сегодня две самых заметных конфессии – православие и католицизм. Именно они борются за внимание митингующих. Вся проблема в том, что у Восточной и Западной церквей слишком разные взгляды на революцию.

    Мягкая сила

    В Белой Руси свыше 1700 общин Белорусской православной церкви и около 500 учреждений Римско-католической церкви. По разным статистическим данным, в стране 65–70% православных верующих и около 15–20% католиков. Причем свыше 60% всех католиков сосредоточены на западе Белоруссии, который граничит с Польшей – в Гродненской области, где проживает множество этнических поляков. Всего в стране около 400 тысяч поляков, подавляющее большинство которых, разумеется, католики.

    Польша давно простирает свое влияние на Белоруссию, которую видит своей геополитической буферной зоной. Именно поэтому Польша транслирует свои идеи через кабельное телевидение («БелСат»), радиостанции («Рация», «Полония», «Европейское радио для Беларуси»), интернет-сайты («Хартия-97», «Белорусский партизан», «Историческая правда») на белорусском языке, а также посредством фондов («Свободная Беларусь», «Польша – Беларусь», «Помощь полякам на востоке») и системы грантов, развивающих «демократию».

    Кроме этого, Римско-католическая церковь уже несколько лет рассматривается белорусскими властями в качестве польской «мягкой силы». Поскольку среди католического духовенства немало ксендзов из Польши, которые, по мнению уполномоченного по делам религии Белоруссии Леонида Гуляко, «пробуют заниматься политикой». В этой связи власти страны начали урезать квоту на въезд в страну иностранных проповедников, ратуя за появление национальных ксендзов.

    Критика режима

    Удивительно другое: некоторые православные белорусы искренне завидуют католикам, которые первыми и чуть ли не официально поддержали протесты – в лице, например, главы Римско-католической церкви в Белоруссии Тадеуша Кондрусевича, выступившего с резкой критикой режима Лукашенко. Во время акций протеста в Минске торжественно звонили колокола католического кафедрального собора.

    Свои заявления в поддержку белорусского протеста сделали и другие католические деятели, например мюнхенский кардинал и глава украинских греко-католиков. А на акции возле белорусского посольства в Москве можно было заметить веселого священника-францисканца.

    И для католиков, в отличие от православных, участие в политических акциях не является моветоном, потому что подобное в природе Римско-католической церкви, которая прошла исторический путь до христианского социализма, выступающего за солидарность с трудящимися.

    Фото: Наталия Федосенко/ТАСС

    Теология освобождения

    Этот путь начался во Франции XIX века с печатных католических изданий либерального толка (L'Avenir, L'Ére nouvelle, Le Сorrespondent) на волне энтузиазма, вызванного Французской июльской революцией. Вокруг редакций стали группироваться верующие, среди которых стали появляться священники и даже епископы. Затем идеи перекинулись на католические СМИ и университеты Европы. Таким образом стало зарождаться движение, именуемое социальным католицизмом. Из него развились такие либеральные течения, как неотомизм, американизм, теологический модернизм, новая теология и прочие.

    Одним из самых радикальных течений стала теология освобождения, в которой Христос представлялся освободителем угнетенных, где христианская миссия сводилась к политической деятельности по поиску социальной справедливости и защите притесняемых. Свое развитие это учение получило в Латинской Америке, где католические священники шли рабочими на производства, чтобы разделить участь народа, и даже брали в руки оружие во время государственных переворотов. Яркой иллюстрацией стала сандинистская революция в Никарагуа, когда многие католические священники, последователи «теологии освобождения», оказались на определенное время министрами нового правительства.

    Мирное житие

    Православная церковь на Руси во все времена была хотя бы внешне аполитичной, а в периоды гражданских потрясений – контрреволюционной. По православному вероучению, первым революционером стал дьявол, а из людей – Адам и Ева. Именно поэтому верующие за православным богослужением просят «тихого и мирного жития», то есть избавить их от революций и переворотов. Потому что святые Восточной церкви в один голос утверждают, что справедливости на земле не существует. Тем не менее, в новое время в Русской православной церкви появились миряне и священники, которые не против примерить роль участников борьбы за справедливость. Они вместе с оппозицией подписывают «открытые письма» и даже участвуют в митингах протеста.

    Последние события в Белоруссии словно гильотиной разрубили полотно мнений верующих Русской православной церкви на две части. Равные или неравные – об этом должны рассуждать социологи. Этот факт можно невооруженным взглядом увидеть в социальных сетях, где визуализируются идейные баталии. Одни безоговорочно поддерживают митингующих белорусов, выступающих против нечестных выборов, насилия и несменяемости власти. Другие видят «оранжевые» сценарии, которые приведут к большой крови и к появлению на карте еще одной братской страны, заряженной ненавистью к России и всему русскоязычному.

    Разность подходов

    В этом проявляется та самая разность исторических подходов к протестам в Белоруссии. И христиане здесь не исключение из правил. Православные либералы широко раскрытыми глазами смотрят в будущее, в котором наивно жаждут видеть только позитив. Верующие консерваторы черпают вдохновение из прошлого, предпочитая учиться на ошибках минувших дней.

    Русская православная церковь пусть и в меньшем масштабе, но проходит путь, которым уже давно идут католики. В русском сегменте интернета уже давно действуют такие информационные рупоры православной либеральной мысли, как, например, «Православие и мир», «Богослов.ру», а сейчас к ним присоединились и некоторые телеграм-каналы. Примечательно, что на том же «Правмире» во время украинских событий 2014 года появлялись статьи, прославляющие госпереворот, например «Богословие Майдана». Вокруг этих площадок формируется группа православных либералов, среди которых немало священников, и даже епископов, симпатизирующих митингам протеста в России и на постсоветском пространстве.

    Гимн оппозиции

    В этой связи примечательно, что с резкой критикой своего правительства выступил глава Гродненской епархии архиепископ Артемий (Кищенко), а духовенство исполнило гимн белорусской оппозиции «Могутны Божа». Там же, в Гродно, состоялось шествие в поддержку протеста, в котором приняли участие священнослужители и верующие разных религиозных деноминаций – православные, католики, протестанты и иудеи.

    В свою очередь на провластном митинге в Гродно президент Белоруссии Александр Лукашенко, обратившись к священникам, призвал их остепениться и заняться своим делом. И намекнул, что государство на эти факты с безразличием смотреть не будет. Но дело даже не в Лукашенко, которого считают диктатором и дипломатически легкомысленным. А в попытке поймать чужую волну.

    Чужие речевки

    Проблема в том, что когда духовенство солидаризируется с какой-либо политической силой, это раскалывает верующих, для которых священники являются лидерами мнения. Потому что политика – это всегда борьба за власть, которая в том числе предполагает и антиконституционные кровавые сценарии.

    Получается, что православные должны молчать? Конечно, нет. Конструктивная критика допустима, опасно другое – протестовать за компанию, пробавляясь чужими речевками, поскольку у организаторов могут быть скрытые мотивы. Ведь мало кто захочет, чтобы его использовали в корыстных целях. Ибо, как приписывают Жоржу Жаку Дантону слова, якобы сказанные им перед казнью: «революция пожирает своих детей». И потом, самое главное дело православных верующих – это молитва.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •