Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Российские дипломаты обвинили Лондон в намеренной порче отношений с Москвой

4 марта, четверг  |  Последнее обновление — 09:20  |  vz.ru
Разделы

Сборная России по футболу – это аномалия

Андрей Сорокин
Андрей Сорокин, Публицист
Европейское первенство – это то единственное в мировом футболе место, где мы не чувствуем себя бедными родственниками и хроническими неудачниками. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Почему «тысячелетний рейх» не протянул и пятнадцати лет

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
3 марта 1933 года Адольф Гитлер провозгласил основание Третьего рейха – «подлинного немецкого государства», окончательно разрывающего (по крайней мере, на словах) связь с ненавистным веймарским прошлым. Но рейх, превозносившийся в нацистской пропаганде как «тысячелетний», не продержался и пятнадцати лет. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

Российские реки скоро будут по колено

Юрий Коробов
Юрий Коробов, эксперт в области экологии развития прибрежных территорий Волги, председатель совета директоров АО «Берега России»
Федеральный проект «Внутренние водные пути» стоит 306 млрд рублей. Но задача, которую он решает, грандиозна: не только увеличить количество грузов, перевозимых по российским рекам, но и остановить деградацию этих рек. Подробности...
Обсуждение: 48 комментариев

Каналы Венеции пересохли

Часть каналов Венеции пересохла из-за отлива, который привел к снижению уровня воды на полметра. Многие гондолы и лодки оказались на мели. Это затрудняет передвижение по городу. Навигация сохраняется на Гранд-канале, который тоже заметно обмелел
Подробности...

Планетоход Perseverance прислал первые фотографии с Марса

НАСА опубликовало фотографии, снятые исследовательским аппаратом Perseverance на Марсе. Миссия Mars 2020 стартовала с Земли в июле 2020 года, а 18 февраля планетоход приземлился в районе кратера Езеро. Главная задача миссии – забор образцов марсианского грунта, которые будут доставлены на Землю
Подробности...
Обсуждение: 80 комментариев

Мощнейшая метель заставила закрыть Крымский мост

Впервые в истории открытый в 2018 году мост через Керченский пролив оказался закрыт. В ночь на пятницу на Крым обрушился рекордный снегопад, вынудивший власти остановить движение по мосту. Для борьбы с непогодой мобилизовали бронетехнику и части Минобороны, Росгвардии и МЧС
Подробности...
17:52
собственная новость

Девять школ искусств Якутии оснастят в 2021 году в рамках нацпроекта «Культура»

Более 47,8 млн рублей получат девять районных детских школ искусств Якутии на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в 2021 году, сообщила пресс-служба Минкультуры Якутии.
Подробности...
11:55

В Якутии по нацпроекту решили открыть девять модельных библиотек

В Якутии выбрали девять библиотек, которые в этому году приобретут статус модельных по национальному проекту «Культура».
Подробности...
17:54

В шести горных селах Дагестана отремонтировали дома культуры

Дома культуры в шести горных селах Дагестана капитально отремонтировали в 2020 году по нацпроекту «Культура». Два из них уже открылись после капремонта, остальные планируется открыть до конца декабря, сообщила врио министра культуры Дагестана Зарема Бутаева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Российские дипломаты обвинили Лондон в намеренной порче отношений с Москвой

    Главная тема


    Россия начала с успехом кормить Китай

    международный скандал


    Киев обиделся на шутку премьера Словакии о передаче Закарпатья России

    испытательный полет


    Прототип Starship взорвался после приземления в Техасе

    экспорт демократии


    Эксперт: США не откажутся от тактики маленьких победоносных войн

    Видео

    «национальное предательство»


    Почему пограничный договор с Россией приводит в ярость эстонских политиков

    мэр Вентспилса


    Латвия избавилась от главного сторонника диалога с Россией

    голубое топливо


    Что ждет российский газ после зимних рекордов

    гигантский госдолг


    Китай способен вызвать крах долговой пирамиды США

    местечковый тоталитаризм


    Андрей Манчук: На Украине наступил 1937 год

    страна без будущего


    Петр Акопов: Америку уже лишили будущих поколений

    особый словарь


    Дмитрий Дробницкий: Как понять язык глобального начальства

    90-летний юбилей


    Альфред Рубикс: Горбачев был под каблуком

    на ваш взгляд


    Как со временем изменилось ваше отношение к Михаилу Горбачеву?
    Тимур Шерзад

    Война с природой в Арктике не была напрасной

    Тимур Шерзад
    журналист
    5 октября 2020, 08:56

    90 лет назад, 5 октября 1930 года, советские исследователи завершили открытие Северной Земли. То был самый разгар процесса покорения Арктики. Тридцатые – время, когда что-то наконец-то начало получаться по-настоящему, но за это все еще приходилось платить немалым количеством человеческих жизней. Тем не менее наши предки все чаще (хоть и не без потерь) выходили в этом противостоянии победителями.

    Покорить Севморпуть

    С XVII века Россия обладала не совсем очевидным и закованным во льды богатством – Северным морским путем, проходящим по арктическим водам. Это был вдвое более короткий путь из Тихого океана в Атлантический, чем стандартный вариант c огибанием Африки. Километры экономились даже при использовании Суэцкого канала, но за прохождение через него требовалось платить и ждать в очереди.

    Но Арктика была регионом суровым, и оперировать в ней можно было только при помощи ледоколов. Мощности последних в 30-е хватало вовсе не на что угодно, и большая часть судов тратила на прохождение арктической трассы по две навигации. Просто потому, что никто не успевал дойти до «безопасной точки» до того, как все замерзнет опять.

    Понимая, что перед ними потенциально золотая жила, власти и ученые как Российской империи, так и Советского Союза ломали головы над тем, как бы убрать льды с Севморпути. Кто-то (еще со времен империи) предлагал перегородить плотиной Берингов пролив, «извлечь» на поверхность теплые глубоководные течения и смягчить арктический климат. Кто-то, в 40-е – разбомбить льды атомными бомбами. А кто-то, в 60-е, даже предлагал колоть ледники на части и буксировать их кораблями в теплые южные моря.

    Ни одна из этих радикальных идей в итоге так и не «взлетела», зато в 30-е активно пробовали другую идею – так наладить прохождение Севморпути, чтобы успеть за одну навигацию. Иногда это получалось, а иногда дело оборачивалось серьезными проблемами. Как, например, с пароходом «Челюскин», в октябре 1933-го задавленным льдами в Чукотском море. Не проскочил.

    В процессе разгрузки погиб один человек, но в итоге на льдине удалось организовать лагерь – большую часть полезных вещей удалось вытащить на лед до того, как пароход раздавило льдами окончательно. На этом льду оказалось более сотни человек – в основном это были полярники и члены их семей.

    Фото: РИА Новости

    Нагрузка тогдашних самолетов, навигация в северных широтах и навыки посадки на лед делали полеты к лагерю делом опасным, а вывоз пассажиров – долгим. Запихнуть в один самолет пять–семь человек считалось большой удачей – при этом в дело активно шли подцепляемые к крыльям «человеко-контейнеры», придуманные для нужд воздушно-десантных войск. В итоге двухмесячной эпопеи всех вывезли, но это было только началом – Севморпуть еще только предстояло покорить «по-настоящему».

    Не дойдем, так долетим

    Летчики и аэронавты, пожалуй, были теми, кто привнес в освоение Арктики один из самых серьезных вкладов. В 30-е годы в сложной ледовой обстановке затирались даже ледоколы и ледорезы. А самолет открывал новые и многообещающие горизонты.

    В конце 20-х советские летчики почувствовали себя значительно увереннее. Они, стартуя с ледоколов (и садясь на лед), внесли значительный вклад в спасение потерпевшей крушение экспедиции к Северному полюсу на дирижабле «Италия». Несколько итальянцев погибло, но большую часть вытащили именно советские ледоколы – а самолеты помогали в поиске.

    Спасали отечественные пилоты и американцев – например, известный в 30-е летчик Леваневский «вытащил» и вернул на Аляску потерпевшего крушение авиатора Джеймса Маттерна. Леваневский ненадолго стал героем в США – и именно поэтому в августе 1935-го его поставили во главе перелета в США через Северный полюс. Правда, в тот раз полет отменили из-за технической неисправности самолета АНТ-25.

    По возвращению из неудавшегося полета Леваневский так крепко поругался с конструктором самолета Туполевым, что обвинил того во вредительстве в присутствии Сталина и впредь отказался летать на его машинах. В каком-то смысле это его и сгубило – в августе 1937-го он попытался совершить арктический полет в Америку на еще «сыром» бомбардировщике ДБ-А, и в итоге пропал без вести.

    Ирония судьбы заключалась в том, что всего за несколько месяцев до этого экипажам знаменитого Чкалова и опытнейшего Громова все-таки удалось совершить сенсационный перелет через Северный полюс. Причем на том самом АНТ-25, который отверг Леваневский.

    Дрейф в неизвестность

    Чтобы осваивать Арктику, неплохо про нее побольше знать. Мерить глубины, брать на пробы и делать анализ состава воды – и так далее. Если проводить наблюдения на берегу – картина будет неполной. Корабль затрет льдами. Отвлекать ледокол – дорого, да и опасно для тех, кому он может пригодиться для спасения жизни. И тогда в СССР решились на смелую, но перспективную идею – основать научную станцию на льдине, в районе Северного полюса. А когда льдину понесет, можно будет собрать больше данных.

    В мае 1937-го «Папанинскую четверку» (по фамилии старшего группы) успешно высадили на льды Северного полюса. Все шло плюс-минус хорошо – а вот в новом 1938 году начались серьезные проблемы. Льдина двигалась в теплые воды быстрее, чем было рассчитано – и на «Большой земле» начали лихорадочно собирать помощь, пока исследователи не утонули.

    Папанинцев успешно подобрали ледоколами, но Арктика все равно нашла себе жертв. Ими оказался экипаж полужесткого дирижабля «СССР-В6» – самого крупного советского летательного аппарата легче воздуха. Дирижабль даже не успел достигнуть побережья – он протаранил в тумане гору Небло на Кольском полуострове. Погибли 13 человек из девятнадцати.

    Новая эра

    Арктика продолжала дорого продавать себя человеку – люди гибли. Не как на большой войне, но все равно пугающе регулярно. Но в 50-е и 60-е в этой борьбе наметился окончательный перелом. Первой ласточкой стали вертолеты – запускаемые прямо с борта ледоколов, они позволяли приземлиться на любой пятачок и зависать в воздухе. Для ледовой разведки и спасения людей – идеально.

    Правда, поначалу были неувязки – зарплату летчикам считали за километры. А так как летает вертолет часто, но не очень далеко, год спустя оказалось, что получают полярные пилоты, как, цитирую, «водитель трамвая в Москве». Но позже это, конечно же, исправили.

    Другим радикальным средством стали атомные ледоколы. Наконец-то была получена принципиально новая мощность, позволявшая ломать по-настоящему толстые льды и самостоятельно выбираться из «ледового плена». Ну и, конечно, здорово помогали новые технологии связи, навигации, более легкие и эффективные сплавы и ткани.

    За последнее столетие в нашей стране менялись многие вещи. Но последовательное желание развивать Арктику осталось прежним. Сегодня Россия продолжает наращивать атомный ледокольный флот – на данный момент уникальную вещь на планете в принципе. Рано или поздно страна освоит Арктику настолько, что право морского прохода через нее будет приносить в бюджет деньги, сопоставимые с пушниной в эпоху покорения Сибири или с сегодняшними нефтью и газом.

    Севморпуть станет всерьез подпитывать силы и расширять возможности России. И тогда станет окончательно понятно – столетия исследований и жертвы храбрецов прошли не зря.

    Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •