Более половины граждан США считает, что Дональд Трамп вступил в сговор с Москвой, чтобы победить на выборах.
Как «было дело»? Летом 2016-го по заданию Кремля «русские хакеры» (да не простые, а правительственные) взломали чей-то сервер. Кстати, до сих пор неизвестно, чей. То ли Демократического национального комитета, то ли штаба Хиллари Клинтон. А неизвестно потому, что ФБР так и не получило отчета ни по одному из них. Какая разница, если и так понятно, что это сделали русские?!
В результате этой «беспрецедентной атаки на американскую демократию» в открытый доступ попала переписка партийного руководства и окружения Клинтон в ходе праймериз 2015–2016 гг. Выяснилось, что Демократический национальный комитет безбожно «затирал» в ходе внутрипартийного отбора кандидата Сандерса и всячески помогал кандидату Клинтон. Более того, мейнстримные СМИ согласовывали с членами штаба Хиллари большинство статей, посвященных ее кампании, и заранее передавали ей вопросы, которые будут заданы на предвыборных дебатах.
Какой следовало бы сделать вывод? Что Клинтон и все руководство Демпартии ни в грош не ставят внутрипартийную демократию, а медиа плевать хотели на собственную независимость и беспристрастность? Ничего подобного! Правильный вывод такой: коварные русские атаковали Америку. Целью их атаки было сделать президентом их агента Дональда Трампа. А Трамп вместе с его ближайшим окружением всячески помогал кремлевским кураторам, координируя с ними атаки на достойнейшую женщину и, если бы не Москва, неизбежную победительницу президентских выборов.
В ходе президентской гонки сотрудники штаба Трампа встречались с русскими оперативниками при подозрительных обстоятельствах. Прямо в помещении самого штаба! А кандидат Трамп призывал поладить с Россией и хвалил Владимира Путина. Считай, спалился!
Но некоторые несознательные граждане США, насмотревшись Fox News (даже не RT) и начитавшись Breitbart, стали задавать удивительно антиамериканские вопросы вроде: «А где доказательства?». Или: «А что незаконного во встречах с иностранными представителями?». Мол, Хиллари тоже много с кем встречалась в ходе кампании. Например, с Петром Порошенко. Она ему даже представила тех людей, что будут курировать «молодую европейскую демократию». А тот в ответ пообещал помочь с компроматом на Трампа. И, судя по расследованию издания Politico, не подкачал. Во всяком случае, дело Пола Манафорта наполовину построено на данных киевских товарищей.
Трамп ездил в Мексику и встречался там с президентом (теперь уже бывшим) Энрике Пенья Ньето. Но почему-то после этого его никто не назвал мексиканским агентом. Оба кандидата имели продолжительные беседы с египетским и израильским лидерами, но и тут никакого подозрения в сговоре не возникло. Да и вообще, если уж говорить о сговоре и иностранном вмешательстве, есть смысл обратить взор на Кей Стрит в Вашингтоне, где расположены офисы крупнейших лоббистских фирм. Столица США переполнена иностранными деньгами – израильскими, саудовскими, китайскими (заодно и тайваньскими), европейскими, латиноамериканскими и даже иранскими. По оценкам американских НКО, значительная часть этих денег используется или «в черную», или с грубейшими нарушениями законов о лоббизме.
В России очень часто говорят об имперских устремлениях Соединенных Штатов. Об их желании распространить свое влияние на весь мир и заставить всех плясать под свою дудку. В самой же Америке больше беспокоятся об иностранном влиянии на те решения (в том числе внешнеполитические), что принимаются в Вашингтоне. Специальные интересы других государств – это просто второе название политики «града на холме». Во всяком случае, именно этого больше всего опасаются граждане заокеанской сверхдержавы. После ядерной войны и роста налогов.
Расчет тех, кто сочинил «русское дело», был почти безошибочным. Если к сонму влияющих на политику Капитолия и Белого дома присоединятся еще и русские... Что ж, тогда жди беды. Первые сообщения (они родились в ходе совместного мозгового штурма руководства штаба Клинтон и менеджмента CNN) о «российском вмешательстве» не могли не вызвать у части американского общества леденящего душу ужаса. Тем более что Россией руководит «офицер КГБ»...
На президентских дебатах Хиллари назвала Трампа «русской марионеткой» и заявила: «Мы все здесь знаем, кто из нас является кандидатом Путина». Либеральные медиа аплодировали и ликовали. Сукиного сына наконец пригвоздили! Ему не отмыться. С ним покончено. Общенациональный рейтинг Дональда колебался в районе 45%. Опрос, проведенный с 9 августа по 1 сентября 2016 года газетой The Washington Post и интернет-агентством SurveyMonkey во всех 50-ти штатах, наглядно продемонстрировал, что у Трампа нет ни единого шанса стать президентом. У него попросту не будет необходимого количества выборщиков.
Но «что-то пошло не так». Выборы выиграл несистемный республиканец, а не «неизбежная Хиллари». Виновны, конечно же, были русские. Но как они это сделали? Версия о подлоге силами вездесущих русских шпионов была отвергнута практически сразу. Не потому, что она была фантастической, а потому, что грозила вызвать негодование местных властей.
И тогда в ход пошел аргумент о русских троллях, которые, прикидываясь американцами, настраивали граждан друг против друга и распространяли фейковые новости о Хиллари Клинтон и вообще о либералах. Неожиданные победы Трампа в Огайо, Пенсильвании, Мичигане и Висконсине стали объяснять работой «фабрик троллей». И хотя Республиканская партия была с этим объяснением несогласна, ей пришлось выбирать, кому верить — спецслужбам США или Дональду. Тот все еще сомневался в том, что Россия имеет какое-то отношение к компромату на Хиллари и протестному голосованию штатов Среднего Запада.
И у него были на то основания. Во-первых, разведсообщество объявило ему войну еще до выборов. Его штаб прослушивали под надуманными предлогами. В прессу была слита информация о якобы имеющейся в распоряжении российских спецслужб изобличающей его информации. ФБР еще летом 2016 года начало контрразведывательное расследование, главной целью которого был Трамп. Основано оно было исключительно, по-русски говоря, на подставах и провокациях. И правоохранители совершенно не спешили разбираться с этим заговором. Наоборот, они в нем участвовали.
Во-вторых, Джулиан Ассанж — человек, который выложил переписку демократов в сеть —утверждает, что его источником не была ни одна госструктура. Он напомнил о подозрительном убийстве сотрудника Демократического национального комитета Сета Рича через пару дней после обнародования писем Клинтон и ее соратников. Преступление списали на неудачное ограбление. Оно до сих пор не раскрыто. То есть никакого взлома могло и не быть. Мог иметь место обычный инсайд.
Наконец, в-третьих, начатое в мае 2017-го расследование спецпрокурора Роберта Мюллера почти за два года не выявило не только никакой связи штаба (и администрации) Трампа с «русскими оперативниками», но и вообще никаких указаний на то, что Кремль пытался вмешаться в выборы в США. В активе у Мюллера лишь одно обвинение в адрес тринадцати российских граждан и трех юрлиц, которые, по утверждению прокурора, организовали одну из американских «фабрик троллей».
Все остальные результаты работы группы спецпрокурора сводятся к обвинениям в коррупции и лжи следствию (в ходе самого следствия). То есть не было бы расследования «русского дела», не было бы и обвинений. Более того, «несознательные граждане» все больше стали узнавать о заговоре внутри ФБР, минюста, ЦРУ и госдепартамента с целью сначала не допустить Трампа до власти, а затем подвергнуть его импичменту по сфабрикованным обвинениям.
Если руководствоваться объективными соображениями, «русское дело» пора закрывать. И открывать расследование в отношении так называемого «глубинного государства» в США. Но теория о «сговоре» Трампа с Кремлем все еще имеет большой политический потенциал. По сути дела, она является главным аргументом глобальной элиты против западных популистов. Причем, не только американских.
Оказывается, избиратели этому аргументу продолжают верить. С мая 2017 года агентства Reuters и Ipsos совместно проводят регулярные опросы американцев об их отношении к «русскому делу». Последнее такое исследование завершилось 4 марта 2019-го. Самый удивительный его результат состоит в том, что мнение граждан США практически не изменилось за прошедшие два года.
53% респондентов полагают, что Трамп сотрудничал с русскими в ходе выборов. При этом лишь 32% американцев твердо уверены в том, что никакого «сговора» не было. То есть и среди избирателей Трампа есть люди, которые допускают (хотя и не уверены в этом), что «что-то такое» все-таки было. Любопытно, что это никак не влияет на их отношение к президенту. Рейтинг одобрения Трампа находится все на том же уровне — 40-45%.
Если только Роберт Мюллер не напишет в своем отчете чего-то сенсационного — например, что Трампа завербовал лично Путин или что Мюллер сам все выдумал, — то, судя по всему, американцы так и останутся при своем мнении.
А это означает переизбрание Трампа в 2020-м. Что же касается «русского дела», то оно воспринимается в США исключительно как политическое. В том смысле, что его невозможно решить ни в ходе расследования спецпрокурора, ни в суде присяжных, ни даже на слушаниях об импичменте в Конгрессе. Это очень надолго. Ведь и следующий «неправильный» президент обязательно окажется «нашим агентом» для одних и главным патриотом Америки для других. И все это понимают.
Рано или поздно о «доказательствах российского вмешательства» начнут вспоминать, как о пресловутой пробирке Колина Пауэлла. В 2003-м шел спор не только и не столько об иракском ОМП. Сейчас тоже идет спор не о «русских хакерах».Американцы спорят о том, какая у них завтра будет элита. И каким будет мир лет через 20, после трансформации, симптомом, а отнюдь не инициатором которой стал Трамп. Спрогнозировать исход этого спора куда важнее, чем официальные результаты расследования Мюллера, выборов 2020 года и даже содержание следующего пакета санкций.