Взгляд
24 сентября, четверг  |  Последнее обновление — 22:58  |  vz.ru
Разделы

Рижские шпроты пали жертвой грязных денег

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Прибалтийские республики за последние десятилетия создали-таки с нуля одну очень важную и финансово «жирную» сферу, работавшую на российский и в целом постсоветский рынок. Речь идет о банках. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

У американцев на Меркель есть очень сильный компромат

Татьяна Жданок, латвийский математик, первый русский депутат Европарламента
Чем шокировала резолюция Европарламента? Беспрецедентное вмешательство во внутренние дела России! Как ни крути, а тему русофобии после такого голосования не обойти. Россия сейчас виновата во всем плохом, что делается. Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

Новояз определяет за вас, о чем и как вы думаете

Андрей Перла, Политолог
Подобно старинным крестьянам, современный человек, хотя и окончивший школу, колледж, институт – знает очень мало слов. И поскольку у него в запасе мало слов, у него в кругозоре мало вещей и явлений, которые словами стоит называть. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

В Британии выпустили монеты с Винни-Пухом и Пятачком

В Великобритании выпустили ограниченным тиражом 50-центовые монеты с иллюстрациями Эрнеста Шепарда к сказке Алана Милна «Винни-Пух». Первая из коллекционных монет изображает медвежонка с горшочком меда, на следующих двух изображены Кристофер Робин и Пятачок
Подробности...

Опубликованы кадры перехвата российскими истребителями трех самолетов ВВС США над Черным морем

Российские военные обнаружили над акваторией Черного моря три американских бомбардировщика, которые приближались к госгранице со стороны Украины. Для их идентификации и недопущения нарушения рубежей в воздух пришлось поднять четыре истребителя – два Су-27 и два Су-30 – из состава дежурных сил ПВО Южного военного округа
Подробности...

Лесные пожары окрасили небо над Калифорнией в оранжевый цвет

Из-за дымки небо над Сан-Франциско окрасилось в оранжевый цвет. Многие высотные здания почти не видно из-за окутавшего их смога
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Постпред США заклеймила позором Совбез ООН

    Главная тема


    Российские самолеты получили шанс потеснить Boeing и Airbus

    заявка Америки


    Выдвижение Путина на Нобелевскую премию вызвало «бешеную реакцию» США

    акции протеста


    Жители Минска пожаловались на митингующих

    «Раздута мышка»


    Роднина высказалась об уходе фигуристов от Тутберидзе

    Видео

    инцидент на учениях


    Кто заставил Су-35 стрелять по своим

    борьба с колонизацией


    Новые способы порабощения стран опаснее старых

    американские санкции


    Когда настанет идеальное время для достройки «Северного потока – 2»

    «Дело Навального»


    Кто привез секреты «Новичка» на Запад

    чужие


    Дмитрий Грунюшкин: Почему эмигрантам стыдно быть русскими

    кризис в Белоруссии


    Алексей Алешковский: Сердца требуют не перемен, а переворотов

    распад и хаос


    Андрей Бабицкий: Уйдет ли Европа с исторической сцены

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Вам нравится новый логотип Сбербанка?
    Денис Селезнев

    Шевченко оказался бы на стороне Донбасса

    Денис Селезнев
    блогер
    9 марта 2018, 11:48

    9 марта исполняется 204 года со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко. Большинству, конечно же, он известен как поэт. Несколько меньше о нем знают как о художнике, и уж почти никто не воспринимает Тараса Григорьевича политиком.

    А между тем он стоял у истоков первой на Украине (или Малороссии, кому как больше нравится) политической партии. Да и вообще, похоже, одной из первых в Российской империи.
      
    Правда, партия эта просуществовала всего год, пока ее не разгромили, да и входили в нее лишь 12 человек. Тем не менее она стала тем гнездом, из которого выпорхнули все украинские политические движения. Какие-то из них существуют и до сих пор.

    Итак, в начале 1846 года вокруг Киевского университета сложилась организация, вошедшая в историю под названием «Кирилло-Мефодиевское братство».

    Основателем стал преподаватель русской истории Николай Иванович Костомаров, в будущем – член-корреспондент Петербургской академии наук и действительный статский советник.

    Однако душою братства был, несомненно, Тарас Шевченко, к тому времени уже избавившийся от крепостной зависимости и набиравший популярность поэт.

    Фото: Петр Сивков/ТАСС

    Кроме них в братство вошли выпускники Киевского и Харьковского университетов, преимущественно выходцы из Полтавской губернии из числа дворян – потомков казацкой старшины.

    В наше легкое на оскорбления время кое-кто вылепил из Шевченко образ едва ли не тупоумного алкоголика, который только и делал, что потягивал водочку да поругивал москалей.

    Только вот решение вступить в братство, рискуя подвергнуться репрессиям и сломать себе жизнь, значительная часть участников принимали именно после знакомства с Тарасом Шевченко, и среди них была преимущественно состоятельная дворянская молодежь. Вероятно, впечатлялись умением пить и сквернословить.

    Не меньшее впечатление Шевченко производил и на тогдашних малороссийских миллионеров, которые после знакомства с поэтом десятилетиями помогали любым предприятиям украинской интеллигенции.

    Но ключевое значение для новой партии все-таки имела не его способность заводить знакомства. Творчество Шевченко стало той формой, которая помогла выразить суть идей и политических требований.

    Основной их набор был типичен для тогдашнего либерального движения: устранение крепостного права, принятие конституции, введение парламентаризма и выборной должности главы государства, гражданские права, включая свободу слова, печати, совести и т. д.

    Однако главной «фишкой» стала программа переустройства Российской империи, вернее ее ликвидация и создание на ее месте федеративного союза всех славянских республик, включая Украину, Россию, Польшу, Чехию, Сербию и Болгарию. Столицей нового государства должен был стать Киев как наиболее древний и священный славянский город.

    Право Украины стать центром вновь создаваемого государства было очень своеобразно обосновано в программном документе братства под названием «Закон Божий».

    Если коротко, суть его такова: Бог создал людей и заповедал им быть равными и иметь над собой только собственно Бога. Два древних народа – греки и евреи – вроде как были великими, но последние поставили себе царя, за что и были наказаны. Греки же, хоть и считались равными, владели рабами, а значит, тоже сбились с истинного пути. 

    За это их завоевал и покарал римский император. Потом Бог решил напомнить, кто на самом деле царь, и было пришествие Иисуса. И вроде бы немного одумались народы. Но греки (византийцы) оставили себе царя и пропали. А у романцев завелся папа римский, и они также не оправдали ожиданий.

    Не оправдали ожиданий и немцы, у которых хотя и был Лютер, но сохранились короли и господа. Даже французы не оправдали, так как они, несмотря на революцию и разгром господ, сделали своим идолом национальную гордость. У англичан другая проблема – они поклоняются наживе и торговле, а потому ведут много войн и губят как собственный народ, так и чужие.

    А вот у славян было все изначально не так.

    Издревле жили они как равные, без рабов и господ. А потом еще и веру истинную переняли. Но увы, вместе с хорошим переняли у своих учителей и привычку заводить царей и господ. В итоге образовалось Польское государство и Московское. А между ними, собственно, Украина.

    Поляки вроде и были склонны к демократии, но ударились в панство и народ стали мучить. Еще хуже произошло с великороссиянами: «И обезумел народ великороссийский и впал в идолопоклонство, ибо царя своего назвал земным богом и все, что царь скажет, считал хорошим».

    А вот на Украине шел совсем другой процесс: «Не любила Украина ни царя, ни пана, составила у себя казацтво, т. е. братство, куда каждый вступая, был братом других  был ли он прежде господином или рабом, лишь бы он был христианин; и были казаки между собою все равны».

    Постепенно число свободных и демократичных братчиков ширилось, и Польша с Москвой, испугавшись, разорвали Украину. Разорвали, потому что не поняли, чего же в действительности хотели казаки, а хотели они следующего:

    «Украина любила и поляков, и великороссиян как братьев своих и не хотела с ними разбрататься, а хотела она, чтоб все жили вместе, соединившись как один народ славянский в одном союзе неразделимо и несмесимо по образу Троицы божественной нераздельной и несмесимой, как некогда соединятся между собой все народы славянские».

    В итоге оказалась Украина в могиле. Но не умерла. А из могилы раздается ее голос, который призывает братьев к борьбе за свободу.

    И вот в Польше 3 мая 1791 года Сейм принимает Конституцию и поднимает знамя свободы. Но набросились на нее соседи и разорвали, как когда-то она сама рвала Украину.

    А в самой России поднимается движение декабристов: «И хотели они изгнать царя и дворянство уничтожить, учредить республику и всех славян соединить с нею по образу божественных ипостасей нераздельно и несмесимо; а этого Украина хотела и домогалась еще за 200 лет перед тем».

    Но это движение давит лютый сатрап и истребляет его.

    Заканчивается же это произведение вполне пророческим прогнозом о том, что однажды настанет день, когда поднимутся славянские народы и истребят и царей, и господ, и всякую аристократию, а люди станут равными. Сама же Украина станет республикой в составе нового Союза.

    По сути, в 1846 году Шевченко с Костомаровым предсказали создание Советского государства в 1922-м. 

    Нетрудно заметить, как романтизируется здесь казачество, которому приписываются совершенно не свойственные ему идеи демократии и равенства. Впрочем, это как раз и была созданная Шевченко (не только им, но им в наиболее полной мере) мифологическая форма для обоснования политических притязаний его современников и товарищей по интеллигенции. А само заявление о демократичности и свободолюбии станет с тех пор стержнем украинского национализма.

    Можно посмотреть, во что выродилась данная идея сегодня.

    Всякий, кто общался с активными майдановцами, не мог не заметить вот этих ноток превосходства украинцев в демократичности их Национального Духа.

    Бессвязный бунт против заворовавшегося Януковича подавался как некий апогей борьбы за свободу, битва за независимость и торжество добра, которая длится все с тех же казацких времен.

    Но дальнейшие события показали, что в реальности эти вполне благородные и прогрессивные для середины XIX века идеи в современном украинском исполнении превратились в полную противоположность.

    Шевченко мечтал о том, как не будет господ, и при этом Украиной правит кучка олигархов, да еще и как вассалы более крупных иностранных коллег.

    Братство проповедовало христианское всепрощение и любовь к славянским народам, а нынешнее украинство более всего, похоже, ненавидит всех своих славянских соседей.

    Шевченко и его товарищи провозглашали идеи федерализма, а украинский национализм готов убивать детей, лишь бы сохранить централизованную страну, где регионы являются бесправными донорами Киева.

    Свобода культуры и слова вылилась в тотальное поругание славянских же ценностей, истории, русского языка.

    И какую сферу ни возьми, везде современная украинская реальность прямо противоречит идеям тех, чьими именами они сегодня стремятся назвать побольше улиц, чтобы выдавить и затоптать память о деятелях периода Союза, о котором, собственно, и мечтал Тарас Шевченко.

    А потому нет и сомнений, что в нынешней борьбе Шевченко был бы за тех, кто не стал мириться с желто-голубым беспределом.

    Шевченко оказался б на стороне Донбасса.


    Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •