14 ноября, четверг  |  Последнее обновление — 19:33  |  vz.ru

Табу на разговоры о смерти мешают жить

Святослав Шевченко, Председатель комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии
Нам всем нужно лечиться от равнодушия. И начинать с малого – внимательности к ближнему. Ближний – это тот, кто сейчас находится рядом с нами. Возможно, именно в этот момент человек нуждается в поддержке или просто добром слове. Подробности...

«Малефисента» – это ментальная диверсия Голливуда

Антонио Грамши говорил, что прежде чем совершать мировую революцию, большевикам необходимо завоевать «царство культуры». Последователи Грамши неуклонно следуют его канонам, причем на самом базовом, фундаментальном, мифологическом уровне. Подробности...

Кто и как нам рассказывает «правду»

Андрей Бабицкий, журналист
Если вы видели странных людей, митингующих возле мэрии в Москве, то, значит, имеете представление о том наборе персонажей, которые задают тон на «Настоящем времени» - дочке американской пропагандистской машины под названием «Радио Свобода». Подробности...

Венеция ушла под воду

Венеция, знаменитый прибрежный город на северо-востоке Италии, снова оказалась под ударом стихии. На этот раз вода поднялась до рекордных за последние 50 лет значений и затопила исторический центр. На площади святого Марка не осталось ни голубей, ни туристов – уровень воды достиг 1 метра

Сборка первого серийного самолета Су-57

Появились кадры сборки первого серийного истребителя Су-57, проходящей в Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе им. Гагарина. Замминистра обороны Алексей Криворучко пообещал, что самолет поступит в ВКС уже к концу года, а в следующем году армия получит еще один такой истребитель

На Красной площади прошел марш в честь годовщины парада 1941 года

На Красной площади в Москве прошел марш в честь 78-й годовщины знаменитого парада 7 ноября 1941 года, который историки считают одним из важнейших эпизодов Великой Отечественной войны. Тогда около 28 тысяч советских солдат прямо с парада отправились на передовую

НОВОСТЬ ЧАСА:В Госдуме обсудят попытки создания в России баз по подготовке лидеров незаконных акций

Должна ли Россия "реинтегрировать" Украину

поставки вооружений

Эрдоган дал ответ на предложение США отказаться от С-400 за 100 миллиардов долларов

«это не болезнь»

В Совфеде назвали причину русофобии «маньяка» Туска

руки вверх

Блогеров возмутило объяснение Adidas по поводу перевернутого флага России на форме футболистов

Наама Иссахар и Алексей Бурков

Обмен «еврейской контрабандистки» на «русского хакера» имеет этическую проблему

Фонд нацблагосостояния

Россия защитит резервы от сильного доллара

провал переговоров

Самый страшный сценарий газового разрыва Украины с Россией

Украинский олигарх

Зачем Коломойский пугает Америку разворотом Украины к России

Стихи вождя или стихи поэта?

Домашнее насилие

Анна Долгарева: Соколова надо было посадить в 2008 году

Меч правосудия

Кот Скрипаля: «Аэрофлот» заболел болезнью Наполеона

Транзит власти

Геворг Мирзаян: Из госпереворота в Боливии надо сделать правильные выводы

Допустимо ли публичное кормление грудью?

Наука на пороге Церкви

Роман Плюта, председатель организации «Православный Союз»
           20 июля 2017, 18:50
        Фото: из личного архива

10 июля 2017 года на сайте Кольского научного центра РАН появилась новость о том, что центр возглавил доктор геолого-минералогических наук, профессор Сергей Кривовичев.

В самом по себе этом сообщении не было ничего удивительного, и вряд ли бы оно привлекло внимание СМИ, если бы не одно но: профессор Сергей Кривовичев по совместительству – диакон церкви Великомученика Пантелеимона в Санкт-Петербурге.

Впервые в истории научный центр Академии наук возглавил церковный служитель.

«Сегодня «просвещенный мир» как никогда нуждается в моральном и нравственном водительстве»

Отец семерых детей, диакон Русской православной церкви и одновременно член-корреспондент Российской академии наук и ученый с мировым именем через несколько дней после назначения дал первое интервью в новом статусе, в котором рассказал о вере и науке в своей жизни и их взаимном дополнении.

Так, ученый не считает, что теория эволюции как-то противоречит Священному Писанию – в Библии лишь «говорится, что Бог создал Адама из праха земного – это можно толковать по-разному».

Рассказал Сергей Кривовичев и о своем отношении к современным генетическим технологиям. «Мне кажется, что генная инженерия, а точнее терапия, имеет право на существование, если речь идет о лечении человека», – говорит диакон и профессор. Критически он относится лишь к созданию химер – организмов, состоящих из генетически разнородных тканей: «есть священные пределы, за которые человеку заходить нельзя».

Наука создавалась верующими людьми, уверен профессор – он перечисляет нескольких признанных ученых, не скрывавших своей веры в Бога: Исаак Ньютон, Леонард Эйлер, Майкл Фарадей, Макс Планк. И в их числе называет нашего современника, американского генетика Френсиса Коллинза, бывшего руководителем проекта по расшифровке генома человека.

Кроме значительного перечня достижений в области генетических исследований, Коллинз известен своей активной христианской позицией в научной среде. Он автор книги «Язык Бога: наука представляет свидетельство в пользу веры». Свою научную работу и открытия в генетике Коллинз рассматривает как «возможность прославления Бога».

Как-то Коллинза тоже спросили об эволюции и о христианах, которые ее отрицают, думая, что теория эволюции несовместима с представлением о Боге-Творце.

Коллинз ответил: «любой, кто изучает ДНК, знает факт, что мы на уровне ДНК на 98.4% идентичны с шимпанзе, этого достаточно, чтобы не игнорировать этот факт». Христианин и ученый Френсис Коллинз считает, что теория эволюции, как мы ее понимаем – это «творческая схема» Бога, а сама эволюция – «довольно удивительный творческий акт».

Не раз приходилось ученому отвечать и на вопросы о генетических исследованиях и генной инженерии – ведь в июне 2000 года именно Коллинз представлял миру результат расшифровки генома человека, а наряду с ним это событие анонсировали президент США Билл Клинтон и британский премьер-министр Тони Блэр – такова была эпохальность этого международного научного проекта.

«Говорить, что генетическая инженерия является неприемлемой вследствие ее потенциала создания некоторых этических дилемм, является самым неэтичным вообще», – считает Коллинз.

«Я думаю, что религиозный человек должен играть решающую роль в принятии решений, диалоге о том, что является этичным в использовании генетики, а что нет. Ученые не имеют однозначной позиции в этом вопросе», – говорит он.

И правда! Не верующий ли человек – «боящийся Бога», служитель и член церкви – способен вершить нравственную историю человечества?..

Это очень здорово, что сегодня в мире начинает звучать голос верующих ученых – надеюсь, он будет звучать все громче и громче. И что особенно важно, это не только голос богословов или философов, но и самых настоящих естествоиспытателей.

Христианство долгие века несло культуру, просвещение и науку. Множество открытий, заложивших научную основу современной цивилизации, было совершено монахами и церковными учеными – вспомним хотя бы Николая Коперника, бывшего священником.

В России труды по гелиоцентрической системе Коперника перевели и опубликовали тоже монахи – Чудового монастыря в Кремле: иеромонах Епифаний (Славинецкий) в 1655 году осуществил перевод трактата, содержащего изложение системы Коперника под заглавием «Зерцало всея вселенныя, или Атлас новый».

Автор первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий свои знания тоже получал в монастырских библиотеках – сначала в Ниловой пустыни, а затем в Иосифо-Волоколамском монастыре.

В московском Симоновом монастыре, куда Леонтий был отправлен для обучения в столичной академии, на искушенного в математике монаха обратил внимание Петр Первый, повелением которого Магницкий в 1701 году был назначен преподавать математику в школу «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук», созданную Петром в Сухаревой башне.

Распространенное мнение об «историческом противостоянии» религии и науки частью преувеличено, а частью является откровенной ложью. Ни европейские протестанты, ни православная церковь никак не были связаны с гонениями на науку.

Действительно, эпизоды с попытками контролировать науку и запрещать определенные теории имели место в католицизме. То же учение Коперника было официально запрещено католической церковью вплоть до 1836 года. Однако не стоит забывать, что западная церковь предпринимала эти действия в стремлении получить и вполне светскую, политическую власть на Западе.

Пожалуй, именно благодаря такой позиции католическая церковь в итоге оказалась повинной в том, что Европа, цивилизованная и просвещенная христианством, христианство затем отвергла – процесс этот начался с французских деятелей эпохи Просвещения, а заканчивается тем, что мы имеем в европейских странах сегодня...

В России же ничего подобного не было и быть не могло. Да, бывали отдельные «очаги сопротивления» наукам среди духовенства, особенно из среды старообрядцев, но позиция просвещенного духовенства и церковного руководства в отношении образования была однозначной.

Тот же Епифаний (Славинецкий) вовсе не какой-то подпольщик, а достаточно значимый церковный деятель той эпохи – поэт, оратор, богослов, один из соратников патриарха Никона. Перевод труда о системе Коперника он осуществил именно по личному указанию патриарха.

Всего же в Москве Епифанием было составлено более 150 сочинений, как переводных, так и своих. Среди них – переведенные им «Анатомия» Везалия и «География» Иоганна Блеу, а также собственные «Филологический словарь» и словарь «Лексикон греко-славяно-латинский».

Даже первое в России высшее учебное заведение – Славянско-греко-латинская академия, выпускниками которой стали многие известные люди России, в том числе Михаил Ломоносов, целиком церковное предприятие, где преподавателями были монахи, а занятия проводились в древнем московском Богоявленском монастыре.

Русская православная церковь дружна с наукой и сегодня. Патриарх Кирилл – частый гость в научном сообществе. И речь не только о визитах в вузы и встречах со студентами, и даже не о появлении в России научной специальности «теология» или кафедре теологии в МИФИ.

Малозаметной для СМИ осталась прошедшая в июне нынешнего года встреча предстоятеля Русской церкви с профессорами московских вузов. Говорили на самые разные актуальные и интересующие ученых темы. В том числе и о генных технологиях – «демаркации морально оправданных технологий и морально неоправданных», как выразился один из участников встречи.

Сегодня церковь востребована в обществе и призвана в научный мир. Новые поколения ученых, препарирующие самые основы нашего мироздания – атомы и гены, оказались наедине с ворохом не разрешенных человечеством духовных дилемм, без ответов на которые нынешняя цивилизация напоминает обезьяну с гранатой. Достигнутая человеком небывалая власть над природой таит в себе все больше угроз – и для природы, и для него самого.

Сегодня «просвещенный мир» как никогда нуждается в моральном и нравственном водительстве...

И не пора ли сегодня ученым всех отраслей шире распахнуть для себя церковные двери и попытаться с помощью тысячелетней истории и морального авторитета христианства ответить на все то огромное количество нравственных и мировоззренческих задач, которые ставит современная наука?