Почему Израиль против сирийского перемирия?

@ с личной страницы facebook.com

20 июля 2017, 13:00 Мнение

Почему Израиль против сирийского перемирия?

В процесс передела Ближнего Востока активно вовлечены все без исключения. Каждый хочет получить свою долю вновь разрезаемого пирога. Так как же поступить максимально по справедливости, не навредив своим интересам?

Павел Волков Павел Волков

публицист

Как сообщает The Washington Post, Дональд Трамп решил свернуть программу военной подготовки и поставок оружия т.н. сирийской умеренной оппозиции.

Очевидно, что, так же как и недавнее заявление Макрона о том, что свержение Асада более не является приоритетной целью Франции, сделанное по итогам визита Трампа, решение о прекращении поддержки сирийских повстанцев является результатом договоренностей, достигнутых на гамбургской встрече российского и американского президентов.

Несколько странностей

Как известно, 7 июля Владимир Путин и Дональд Трамп встретились на саммите «двадцатки», после чего в Сирии наконец-то удалось ввести режим перемирия. В принципе, все четыре ключевых пункта, на которых настаивала российская сторона, были приняты.

Речь идет о хотя бы краткострочном признании легитимности власти Башара Асада, создании «зон безопасности», использовании российской военной полиции для патрулирования территорий разграничения и сохранении за проамериканскими «Демократическими силами Сирии» тех областей, где они по факту базируются.

#{smallinfographicright=773669}Касательно зон деэскалации на севере Идлиба, в районе Хомса и в Восточной Гуте все решили еще 4 мая в Астане. Оставался главный камень преткновения – юго-запад, а именно провинции Дераа, Кунейтра и Эс-Сувейда, граничащие с Израилем и Иорданией.  

Учитывая, что оговоренные в Гамбурге условия оказались вполне приемлемыми для всех сторон, с 9 июля перемирие вступило в силу. Обеспечивать безопасность в трех провинциях, а также гуманитарный доступ будет российская военная полиция при координации действий с США и Иорданией. В Аммане создается специальный мониторинговый центр для налаживания контактов с контролирующими значительную часть указанных территорий оппозиционерами.

Большую часть провинции Эс-Сувейда, граничащей с Иорданией, контролируют войска Асада. А вот на границе с израильскими Голанами (провинция Дераа) находятся, прежде всего, проамериканские оппозиционеры, а также два анклава ИГ и «Джебхат ан-Нусры*», которые, как и следовало ожидать, отклонили предложение о соблюдении режима прекращения огня.

Несложно сделать вывод, что в зоне деэскалации у Голанских высот продолжатся боестолкновения, а значит, и прилеты снарядов на израильскую территорию. Раньше израильтяне реагировали на такие эксцессы ответным огнем (без разницы – по террористам, оппозиционерам или войскам Асада), но теперь в регионе будут действовать российские миротворцы, по которым можно ненароком попасть. Это проблема.

#{smallinfographicright=784692}Также несложно заметить еще один парадоксальный момент. Среди гарантов перемирия на граничащих с Израилем территориях самого Израиля нет. 

Да и вообще еврейское государство почему-то совсем не участвует в процессе мирного регулирования – его нет ни в женевском, ни в астанинском формате. Естественно, все схемы были выработаны без Тель-Авива, а значит, и без учета интересов Тель-Авива.

Между прочим, в той же Астане с проамериканской оппозицией не удалось найти общий язык по вопросу о четких границах зон присутствия каждой силы, поэтому обсуждение перенесли в Иран, еще сильнее повышая статус исламской республики в мирном процессе, откуда противник Ирана Израиль как бы совсем выпадает.

Создается странное впечатление, что израильтяне долго ни в чем не участвовали, но как только Россия и США со скрипом достигли соглашений, сразу появились на арене и начали создавать проблемы.

Баба Яга против

16 июля премьер Израиля Биньямин Нетаньяху через газету Haaretz выступил против российско-американского плана по перемирию. 

Его претензии заключаются в том, что данные соглашения якобы открывают Ирану возможность усиления своего военного присутствия в Сирии и даже дают ему карт-бланш на создание плацдарма для «священной войны» против еврейского государства. Нужна ли Ирану сегодня такая война – вопрос крайне спорный, но, тем не менее, в словах Нетаньяху есть доля здравого смысла.

Ведь и правда, миротворцы закроют приграничную зону с Израилем глубиной лишь в 20 км. Все, что дальше, контролируется Асадом, который вполне может позволить Ирану, как одному из важнейших гарантов перемирия, построить там авиационную, а может и морскую базы, об опасности которых сегодня твердят все израильские СМИ.

Если Иран сможет создать для себя сухопутный коридор через Ирак в Сирию и соединиться с «Хезболлой» в 20 км от Голанских высот, расстановка сил для Израиля сложится неприятная.  

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев в своем «Фейсбуке» назвал демарш Тель-Авива неразумным, т.к. намерения Ирана лишь гипотетические, зато договор дает надежду на завершение гражданской войны. Он также назвал Иран важным участником мирного процесса, без которого проблему решить нельзя.

Если курды или друзы хотят  жить вместе, кто имеет право им мешать? (фото: Goran  Tomasevic/Reuters)

Если курды или друзы хотят жить вместе, кто имеет право им мешать? (фото: Goran Tomasevic/Reuters)

Представитель Белого дома Шон Спайсер отреагировал иначе, сказав, что у США и Израиля есть взаимная заинтересованность в невозможности Ирана закрепиться в Сирии, но, как говорится, Минским соглашениям альтернативы нет. В смысле Гамбургским.

Обсуждаться, конечно, еще все будет не раз, тем более готовится новая встреча Путина и Трампа по сирийскому вопросу, однако пока есть то, что есть, и слава Богу.

Выходит, Израиль, в целях собственной безопасности занимавшийся поддержанием войны арабов друг с другом в Сирии в незатухающем состоянии, сам себя перехитрил.

Займи он четкую позицию, как в военной, так и в переговорной миротворческой деятельности, сейчас на границе с Голанами уверенно бы стояли либо благодарный Асад, либо контролируемая американцами оппозиция. Вместо этого там калейдоскоп разных сил, в том числе невменяемых ИГ и «Джебхат ан-Нусры», плюс российская военная полиция.

Конечно, нельзя сказать, что Израиль вообще ничего не делал для обеспечения своих интересов.

6 июля британская The Times, ссылаясь на источники на Ближнем Востоке, сообщила, что Израиль собирается создать на Голанах 50-километровую «стерильную зону» (без Ирана и «Хезболлы») с восточной границей за городом Дераа, что Нетаньяху даже обсуждал с Трампом и Путиным. Но пока, как мы видим, ничего не вышло.

И все-таки, как может реализоваться гипотетическая иранская угроза?

Экс-глава Совета национальной безопасности Израиля и советник премьер-министра по вопросам безопасности Яаков Амидрор заявил, что война Израиля с Ираном станет неизбежной, если коридор Иран – Ирак – Сирия все-таки возникнет. А первым шагом в создании этого коридора он считает согласованное РФ и США перемирие.

По мнению же бывшего главы МИД Израиля Шломо Бен-Ами, Тегеран намерен создать по границе с Иорданией т.н. шиитский полумесяц от Ирака до Сирии и Ливана. И тут ключевой силой становится «Хезболла».

Партия Аллаха

«Хезболла» воюет против ИГ на стороне Асада с 2012 года. За это время организация получила уникальный боевой опыт, а также не имевшееся у нее раньше вооружение, которое Иран до сих пор перебрасывал по морю или через аэропорт в Дамаске.

Если же пресловутый коридор возникнет, оружие пойдет по суше и Израиль больше не сможет отслеживать поставки и бомбить их с воздуха. Плюс непонятно, на каком основании это можно будет делать, даже если удастся отследить.

Ведь если раньше такие вещи можно было списать на хаос гражданской войны, то во время официального перемирия да при наличии зон деэскалации никто бомбить уже ничего безнаказанно не сможет.

Лидер же «Хезболлы» Насралла совсем недавно заявил, что на акт агрессии со стороны Израиля будет ответ в виде выступления тысяч бойцов всего мусульманского мира. Израильские военные только подтверждают такую возможность, указывая на наличие 30 000 добровольцев из Пакистана и Афганистана, которых вооружает и тренирует «Хезболла».

Также сообщается, что «Партия Аллаха», у которой в 2016 году имелось 20 000 бойцов и 25 000 резервистов, а также 120 000 ракет и система тоннелей, ведущих на израильскую территорию, перебросила войска из Сирии на южную границу Ливана, опасаясь нападения Израиля.

Некоторые представители шиитской организации вообще говорят, что война может начаться до конца лета.

The Washington Times пишет, что переброска сил «Хезболлы» связана не только с антиизраильской политикой, но и с конфликтами, которые у ливанской структуры начали возникать с Асадом. Речь идет о якобы существующем со стороны России и пророссийской сирийской элиты прессинге Башара Асада в плане сохранения светского характера Сирии.

Наличие таких разногласий само по себе вполне логично. Очевидно, что Иран и «Хезболла» далеки от идей светского государства, это подчеркнуто религиозные, исламские силы. Тем не менее на открытую конфронтацию с Россией они идти ни в коем случае не будут, чего нельзя сказать о конфронтации с Израилем.

Еврейское же государство резонно беспокоится о том, что американцы, которые в последнее время активно проводят кульбиты по продолжению хаотизации Ближнего Востока (катарский кризис, поддержка курдов и многое другое), могут отпрыгнуть и дать стихии разгуляться по полной.

Отсюда и недовольство новым соглашением о перемирии, которое действительно создает вокруг Израиля двусмысленную обстановку.

Еще один актор

Недавно на Храмовой горе в Иерусалиме произошел кровавый теракт, в ходе которого арабы расстреляли двух израильских полицейских.

Вот только это были не просто полицейские, а друзы – представители небольшого арабского народа (примерно 1,5 млн человек), исповедующего очень специфический эзотерический ислам исмаилитского толка с верой в переселение душ и т.д.

Проживают друзы на севере Израиля (Галилея и Голанские высоты), на юге Ливана и на Юге Сирии (в Кунейтре и Эс-Сувейде), т.е. на тех самых территориях, о которых сегодня идет речь. Израильские друзы всегда были лояльны еврейскому государству и даже служат в его армии и спецназе. Правда, многие из них, особенно проживающие на Голанах, до сих пор имеют сирийские паспорта. 

Другое дело друзы ливанские, лидеры которых призывают своих братьев с Галилеи и Голан к панарабской консолидации и поддержке палестинцев в борьбе с Израилем. Насколько в нынешних условиях нестабильности эти идеи могут бросить ростки в общинах израильских друзов, сказать сложно.

Тем более, эзотерическая религия этого народа предполагает характерную для шиизма практику такия (благоразумное скрывание своей веры), которая позволяет, скажем, произносить шахаду (вроде исламского символа веры), делая в уме оговорку, которая лишает клятву священного смысла. Такая себе фига в кармане.

Может ли видимая лояльность израильских друзов быть формой такии? Учитывая, что их сирийские братья оказались как раз в 20-ти километровой зоне деэскалации вместе с «умеренной оппозицией», ИГ и «Джебхат-ан-Нусрой», учитывая связи ливанских братьев с Хезболлой и гипотетическое появление в будущем иранских военных баз совсем рядом с данной территорией…

В декабре 2015 года ВВС Израиля обстреляли пригород Дамаска, в ходе чего погиб член Национального фронта по освобождению Палестины Самир Кунтар. Все бы ничего, но Кунтар – представитель влиятельной общины ливанских друзов, воевавший в рядах «Хезболлы», в том числе против Израиля, с 1979 года.

Le Monde сообщила, что он возглавлял «сирийское сопротивление, целью которого было освобождение оккупированных Голанских высот» – группу, сформированную «Хезболлой» в 2013 году.

Лидер же друзской общины Ливана Валид Джумбалат заявляет, что соглашение Сайкса – Пико начала XX века о разделе Османской империи, которое одновременно создало современные государства Ближнего Востока и автоматически заложило их конфликты, похоронено.

По его словам, «сегодня начат процесс, который приведёт к образованию новых границ между меньшинствами. Между курдами и туркменами, между различными религиями и конфессиями. Этот процесс только начался, он будет идти очень долго, и я убежден, что границы Сирии и Ирака не останутся прежними». Также он осудил убийство Самира Кунтара, который «посвятил всю свою жизнь борьбе против израильской оккупации».

Сейчас же ясно одно – в процесс передела Ближнего Востока активно вовлечены все без исключения. Каждый хочет получить свою долю вновь разрезаемого пирога.

Вообще-то желание народа получить свое государство вполне справедливо и даже соответствует принципам ООН. Большинство конфликтов в регионе обусловлены чудовищной нарезкой территорий без учета этнических и религиозных моментов. Если курды или друзы хотят жить вместе, по справедливости, кто имеет право им мешать? Но эти проклятые интересы военно-экономических монстров...

Так как же поступить максимально по справедливости, не навредив своим интересам? С курдами более-менее ясно. Широкая автономия в составе Сирии позволит сохранить целостность САР и одновременно дать курдам заветную государственность, не слишком будоража опасения Эрдогана. Что называется, всем сестрам по серьгам.

С той же Палестиной все гораздо сложнее, а если всплывает еще и вопрос друзов? Но ведь и Израилю нельзя отказывать в праве на желание сохраниться. Поэтому и его претензии к нынешнему соглашению о перемирии вполне понятны.

Но политика – искусство возможного. Будет Тель-Авив активно добиваться своего – что ж, имеет право. А мы тем временем продолжим делать свое дело.

В истории всегда так – у кого больше сил по завершению войны, тот и получает больший кусок. Справедливо ли это? Не знаю. А какие есть еще варианты?

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............