Информационную войну Россия ведет скорее эмоционально, по принципу «ты сам не прав», чем играя на противоречиях «той стороны». Запад же выбрал стратегию блокады, традиционно английскую, отработанную в Наполеоновские войны, только теперь место Франции уготовано России.
Нужно создать образ России, озабоченной теми же угрозами, что и США
Эта стратегия эффективна в случае полной непроницаемости антироссийского занавеса. Вроде позиционной войны, где окопы напротив друг друга уходят к горизонту, лобовые атаки не приносят видимого результата, но в итоге победа достается обладателю наибольшего ресурса. При сравнении ресурсов России и Запада становится очевидным, что такая форма противостояния будет проигрышной.
Наша задача – расколоть единый антироссийский фронт, найти на Западе сторонников здравого смысла в правительствах и влиятельной общественности, способных действовать вопреки антироссийскому тренду. Зачем меряться силой с противниками, если можно сталкивать их лбами там, где намечаются противоречия в интересах, и использовать вес и силу одного против веса и силы другого?
Работать по линиям напряжений тектонических плит мировой политики, где малейшие усилия вызовут последствия десятикратно большие, чем затраченные Россией.
Например, Ближний Восток и Турция. Наш интерес сейчас – предотвратить наземную операцию Саудовской Аравии и Турции в Сирии. Она невозможна в двух случаях – отказе ее поддержать США и отказе координации турок и желающих повоевать арабов. Значит, «разводить» их – задача российских СМИ.
Первое. Характер Эрдогана как будто создан в помощь «разводкам». После поездки спецпредставителя президента Обамы к курдам он хамит, требуя выбрать, с кем Штаты – с Турцией или «террористами-курдами», называет вторжение 2003 года в Ирак ошибкой.
Обама никогда не слышал от союзных лидеров, что он «с террористами».
Прекрасный момент сигнализировать американцам – история с Су-24 показала, что Эрдоган сначала делает, а потом думает, если думает вообще, что с ним нельзя иметь дело. Если турецкий хвост станет вертеть собакой, то втянет США и НАТО в свои непредсказуемые игры.
Второе. Надо будить тревоги арабского мира – что передел границ Сирии, Ирака и Курдистана может быть осуществлен турками как наиболее боеготовым членом НАТО на Востоке – по принципу ледокола и при нейтралитете Вашингтона.
#{smallinfographicright=781990}Этот сценарий настолько угрожает всем остальным на Ближнем Востоке, что будет масса желающих его провалить. На эмоциональном уровне будить арабов – «Османская империя наступает!».
На арабских землях, где очень глубокая, уходящая в толщу тысячелетий историческая память, эти экскурсы в прошлое напоминают, из-за кого хорошо живут арабы.
Третье направление по Турции – это разрушение единства позиций Турции и ЕС в отношении России и Сирии. Мало кто из российских СМИ обратил внимание на шантаж Европы Турцией по беженцам. ЕС уже заплатил ей три миллиарда евродани за уменьшение этого потока. Европа в качестве заложника Стамбула – вряд ли это понравится европейскому налогоплательщику.
Нужно открывать на это глаза тем, у кого они еще не открылись. И распространять публикации о традиционном друге арабов – СССР и США – всегда выбирающих Израиль.
Необходимо поддержать настроения некоторых правительств стран ЕС наложить вето на продление санкций против РФ, канализировать негатив по беженцам на Германию и США, поддержать усиление национальных правительств.
И наоборот, немцам нужно говорить о том, что растущая Германия не нуждается в заокеанской суфлерской будке, США сдерживают влияние Германии в глобальной политике. Интересы Германии не на Востоке, куда ее США снова ведут на бойню, а на Западе – в переделе третьего мира с участием Германии. Немцы хотят это услышать и должны услышать.
Самый большой ущерб блокаде России могут нанести те, кто ее задумал – США. Сейчас, в предвыборную кампанию, закладываются векторы политики первых лет нового президента США.
Нужно предложить общественному мнению США образ России – оппонента, но партнера, другого полюса, но той же христианской цивилизации, имеющего иные интересы, но одного врага, что и Штаты. Нужно не дать возобладать на выборах антироссийской повестке.
Нужно создать образ России, озабоченной теми же угрозами, что и США – мусульманский терроризм, деструкция мира, распад устоявшихся после Второй мировой связей, неуправляемые процессы в мировой экономике, возникновение других проектов мироустройства, все из которых угрожают Pax Americana, но некоторые и российскому видению, как следствие недоговоренностей основных военно-политических игроков.Кто из наших СМИ несет эти семена на поля Америки? Надо понимать, что время полувоенное – в битве идей и мнений. Проигрыш в информационной войне, скорее всего, приведет к войне мировой с нашим участием, победа или хотя бы ничья – снимет горячую войну с повестки.
В свое время англичане победили Германию в небе Лондона, потом везде, создав эффективный штаб, где в режиме реального времени на огромном ящике с картой Англии и мира осуществлялась координация всех ресурсов. И в СССР во время войны горячей и во время войны холодной происходило эффективное дирижирование общественным мнением в стране и за рубежом. К сожалению, про свой штаб мы знаем в сотни раз меньше, чем про британский.
Нужна координация в режиме реального времени, в виде мягкого информирования для СМИ, в которых нет доли государства, и на уровне пожеланий – где оно присутствует. Конечно, тема скользкая, конечно, исторический опыт показывает, что координаторов потянет в крайности, но сейчас на дворе крайность противоположная.
Время, отпущенное России, настолько уплотнилось, что ленивый гламурный самотек 2000-х в делах СМИ и государства – как припарки. Нас быстро затягивают в конфронтацию, градус растет не по дням, а по часам. Кто еще пару месяцев назад подумал, что государственная Би-би-си предъявит России и нашему президенту обвинения такой наглости – выстреливая фильм за фильмом?
Выбор невелик – надо определить цели, задачи – и за работу! Нам уже есть что сказать, и правда все чаще на нашей стороне.