Взгляд
21 октября, понедельник  |  Последнее обновление — 05:33  |  vz.ru
Разделы

В спортзале надо выбирать женщин

Илья Переседов, журналист
Если часто ходить в спортзал, понимаешь, какая тотальная безотцовщина накрыла Россию. Большинство городских мужчин посещают зал вовсе не затем, чтобы стать сильнее и краше. Они оплачивают услуги тренера для того, чтобы какое-то время просто побыть рядом с большим и могучим мачо. Подробности...
Обсуждение: 46 комментариев

Кто выиграл от остановки турецкой операции против курдов

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Соединенные Штаты договорились с Эрдоганом официально прекратить военную операцию против курдов – но лишь после того, как американский интерес в ней был соблюден. Как, кстати, российский и сирийский. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Зеленский сделал выбор в пользу войны

Глеб Простаков, журналист
Политика президента Украины, на первый взгляд, иррациональна. На самом деле, «шаг вперед, два шага назад» – сознательная тактика президента, позволяющая ему не предпринимать ровным счетом ничего как можно дольше. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

    Дамбу прорвало в Красноярском крае

    Прорыв дамбы в Красноярском крае унес жизни 15 человек, столько же считаются пропавшими без вести. Трагедия произошла на технологическом водоеме золотодобывающей артели на реке Сейба
    Подробности...

    Представлен первый костюм для космических туристов

    Ричард Брэнсон, Virgin Galactic и Under Armour представили первый костюм для космических туристов. Комплект одежды включает в себя базовый слой одежды, основной костюм, специальную обувь, тренировочный комбинезон и куртку астронавта
    Подробности...
    Обсуждение: 14 комментариев

    Ким Чен Ын покорил священную гору на белом коне

    Северокорейский вождь Ким Чен Ын покорил священную гору Пэктусан (3 тысячи метров). Причем, как утверждает печать КНДР, вождь поднялся туда на белом коне. Его отец и дед тоже поднимались на гору, но только пешком
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:В США признали бесспорное лидерство России в Сирии

          Главная тема


          Новый конфликт на Ближнем Востоке угрожает интересам России

          «Россия вернула могущество»


          Британцы признали Путина самым влиятельным лидером на Ближнем Востоке

          «Это очень лично»


          Лавров назвал период в истории России, за который ему стыдно

          пришли и взяли


          На базе под Манбиджем нашли брошенный флаг спецназа США с надписью «Приди и возьми»

          Видео

          ближний восток


          Турецкая операция перевернула военную ситуацию в Сирии

          Фантомная неполноценность


          Откуда у Киева взялись мечты об «украинской Кубани»

          наркотики и проститутки


          Украина станет притоном для всей Европы

          Женевские конвенции


          Один из инструментов давления на Россию уходит в прошлое

          викторина


          Что вы знаете о русской водке?

          Сознательная тактика


          Глеб Простаков: Зеленский сделал выбор в пользу войны

          Стремительное движение


          Дмитрий Дробницкий: Москва не хочет быть полицейским на Ближнем Востоке

          Инциденты за границей


          Ирина Алкснис: Поездки за границу становятся опасными

          на ваш взгляд


          В каком союзе вы хотели бы жить?


          Шелковая удавка для России

          Дмитрий Евстафьев, политолог
             12 января 2016, 14:45
          Фото: Владимир Федоренко/РИА "Новости"

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Замечу, что я не просто скептически отношусь к перспективам партнерства с Китаем. Я очень скептически отношусь к Китаю вообще и исхожу из того, что интересы России и Китая близки к противоположным.

          «Поверьте, у китайцев сомнений, что мы сломаемся и к ним приползем, не было»

          Сильно не верю в какие-то концепции о том, что Китай нацеливается на противоборство с США. Китай (в середине 1990-х годов) сделал ставку на врастание в американоцентричную систему мировой экономики.

          И чтобы иметь туда «расширенный» доступ, пожертвовал многим. Например, концепцией «Китайского мира»: проектом экспансии в Азии с опорой на «хуацяо», то есть китайские общины в других странах. О ней, концепции «Китайского мира», в начале 1990-х годов не говорил только ленивый. Особенно в США, по интересам которых эта концепция била сильно и больно.

          Возможно, конечно, «Китайский мир» задумывался как «пужалка» и удачно был разменян на реальные экономические дивиденды. Но очевидно то, что Китай отдал много, но и получил тоже очень много. А главное, создал вектор, по которому при всех издержках идет уже 20 лет.

          И никаких признаков, что Китай начал сомневаться в этом векторе, нет. Поколение китайских политиков и технократов выросло, имея перед глазами именно этот вектор. Другой вопрос, что через 20 лет китайцы, поднакопив сил, начали сомневаться, не продешевили ли они тогда, в середине 1990-х.

          В любом случае, нынешние американо-китайские «терки» – это спор о месте Китая в американоцентричной системе мировой экономики, а не о создании Китаем своей глобальной экономической системы. 

          Ну, это моя базовая позиция, а теперь, собственно, о «Шелковом пути».

          1. Концепции «Шелкового пути» (ШП) уже больше 25 лет. Впервые китайцы ее озвучили еще в конце 1980-х годов, а в середине 1990-х это была суперактуальная тема.

          Опять скажу: мы просто забыли, что тогда говорили про ШП. А зря. ШП называли «удавкой», которую США и Китай стремятся надеть на Россию и удавить ее стремление к логистической самостоятельности. Прямо так и писали: «шелковая удавка «Шелкового пути».

          Противоречия в развитии Китая
          Противоречия в развитии Китая
          Причем писали патриоты, которые сейчас от восторга захлебываются, говоря о партнерстве с Поднебесной. Писали, кстати, правильно, про удавку-то…. Потому что ШП (иногда добавляют «великий», но я обойдусь «без придыхания») действительно является прямой альтернативой основным трансроссийским логистическим коридорам.

          Почему не реализовался проект в 1990-е? Причин много – ресурсы были брошены на ликвидацию технологического отставания (сравните китайские «мобилки» тогдашние и нынешние – сразу станет ясно, что деньги потрачены не зря), началась долгоиграющая нестабильность в Центральной Азии, началась война в Афганистане, «великие сердары» качнулись в американскую сторону и т.д. Короче, «не склалось». 

          2. Концептуально и исторически ШП – полная противоположность Транссибу. Транссиб – это просто другая модель, другой мир. Для китайцев важно создать коридор для доставки товаров из пункта «А» в пункт «Б», то есть в Европу, которая для китайцев становится важнейшим рынком.

          Экономическое развитие стран региона китайцам «до лампочки». Собственно, ШП в древности (он имеет мало общего с современным, но тоже показательно….) это был всего лишь караванный путь и сопутствующая ему транспортная инфраструктура. Доходы от «пути», поступающие к узкой прослойке местной знати, приводили к деградации местной экономики. Это были своего рода «нефтедоллары» того времени. 

          На ваш взгляд

           
          Чем является Китай для России в первую очередь?



          Обсуждение: 81 комментарий
          3. Транссиб – совсем другое дело. Это был стимул для развития промышленности региона и его социального подъема. И современный вариант «Транссиб 2.0» – коридор «Север – Юг» развивается Россией по такому же принципу: трасса через Иран начинает красиво обрастать разного рода индустриальными проектами и объектами, которые более важны, чем собственно транспортный коридор.

          И это гораздо интереснее с точки зрения развития нашей экономики, нежели слезание с «иглы» нефтяной трубы на «иглу» китайского транзита. Для России это просто пошло.

          4. Вообще смысл китайской стратегии развития ШП – минимизация участия «местных» в обслуживании коридоров. Роль местных должна сводиться к получению «ренты», а можно и без нее, тем более что урезать расходы китайцы очень умеют.

          Все последние китайские «терки» в Центральной Азии и с Россией – это споры за право собственности на инфраструктуру. Собственно, в этом и вся проблема с «Силой Сибири», реализация которого мне виделась и видится в большом тумане.

          За время «бодания» с китайцами можно было бы солидно проинвестировать в развитие газопереработки. Но, конечно, начальству виднее.

          5. Интересно то, что китайцы исторически не имеют опыта обслуживания такого рода коридоров. ШП в древности обслуживали не китайцы, совсем не китайцы. Их называли «рахдониты». Посмотрите про них – узнаете много интересного.

          Рекламируемый в настоящее время «южный» (морской) маршрут ШП тоже обслуживали не китайцы. Они были слишком великие, чтобы куда-то плавать – все к ним должны были приплывать. Это были арабские купцы тоже весьма смутного аравийского происхождения.

          Я бы их назвал «морские рахдониты», учитывая историю региона и этническую принадлежность населявших его племен. Там интересная история, которая в т.ч. объясняет и «Венецию», и «Геную», и процветание Британии в конце 18-го – первой половине 19 века как минимум (во времена, когда китайцы в основном опиум курили).

          6. Сейчас есть шесть или семь вариантов маршрута ШП. Через Россию почти полностью идет два. Транссибирский и Арктический (СМП). Еще один проходит через Россию частично.

          Только первые два реально постоянно функционируют и референтны с точки зрения рентабельности перевозок и страховой стоимости грузов. Все остальное – попытки апробации и зондаж степени организационной сложности маршрута.

          Конечно, их можно создать и отработать, но делать их основными.... Глупо. Но они важны китайцам как резервные коридоры и инструмент давления на нас.

          А в целом крупнейшим логистическим достижением России я считаю то, что мы смогли ШП из «шелковой удавки» превратить в реальный источник дохода. И привязать на сравнительно длительный срок (при, мягко говоря, не блистательной, устаревшей инфраструктуре) значительную часть китайского экспорта к себе.

          Но мы должны понимать, что китайцы никогда не положат все «яйца» (свои) в одну «корзинку» (нашу). И стремиться к этому не надо. Но и на китайский блеф, которого, к слову, становится в последнее время многовато, о том, что они то тут что-то сделали, то там, реагировать не стоит.

          Просто надо понимать, что в нашей дружбе с Пекином, которая и не дружба вовсе, а конкуренция (прежде всего, за влияние в Центральной Азии и Прикаспии), китайский транспортный поток – дело, конечно, важное, но не единственное и, вероятно, не главное.

          А то, что в Прикаспии и в зоне коридора «Север–Юг» наши интересы с китайцами антагонистичны, мы можем понять по прорабатываемым китайцами вариантам логических коридоров через Пакистан в обход Ирана, ну и нас само собой. Но тут у нас очень неплохие варианты дипломатической, политической и силовой игры.

          7. Китайцы удивлены (т.е. в китайской системе ценностей «сильно расстроены»), что Россия не слилась за два года санкций. И даже демонстрирует изрядные способности в маневрировании.

          Поверьте, у китайцев сомнений, что мы сломаемся и к ним приползем, не было. И разговоры с нами летом 2014-го были с плохо скрываемой ухмылкой. Сейчас они нервничают и почти истерят.

          Последний наезд по результатам визита Медведева переводится на русский язык очень просто: «ну когда же вы к нам приползете….». Не более того, но и не менее.

          Этот эмоциональный всплеск в действительности очень важен. Он говорит, что мы на правильном пути. С учетом назревающей большой внутренней «замятни» в Китае (посмотрите: разгром «шанхайской группы» и конкуренция «комсомольцев») продержаться нам надо не так много. Я бы сказал, год. Ну, может, месяцев 14-15.

          И тогда, особенно если обозначим рост экономический, хотя бы минимальный (формальные показатели для китайцев очень важны – они люди формальные, сутью мало интересуются, тем более у «варваров из-за Стены»), то разговор пойдет совсем другой.

          Только к нему тоже надо быть готовыми. В том числе и с точки зрения созданной «впрок» инфраструктуры.

          8. Проблема в том, что вся концепция ШП мне представляется уже сомнительной. Потому как ШП ведет в Европу. И больше никуда. А вот будет ли Европа через десять лет, когда все шесть или семь ручьев будут созданы, тем «рыночным раем», коим она была, когда коридор задумывался, сомневаюсь. 

          9. В 1990-е одним из вариантов прохождения ШП (и, кстати, очень интересным) была автомобильная дорога, где нет сильно удорожающей процесс перегрузки контейнеров.

          Так вот, центральным ее участком был коридор через Иран, Ирак, Сирию и Турцию с выходами на Стамбул, Самсун и Трабзон, а оттуда паромом до логистического терминала в Варне, который был построен в советское время (в связке с Ильичевском), а также….

          Правильно: до Одессы. Как вы помните, Одесса фигурирует и в других китайских проектах альтернативных коридоров ШП. А теперь погуглите про китайских инвесторов в одесском порту при Януковиче и – вот сюрприз – при Турчинове.

          И поймите, чем занимается там Мишико. Правильно: это наши замечательные американские партнеры руками «шибздика» (с которого «какой спрос», правда?) ставят нашим еще более замечательным китайским партнерам «пробочку».

          Собственно, планы на размещение хотя бы минимального военно-морского контингента в Крыму были из этой же «оперы». А они, как теперь ясно, точно были. Вообще, американцы не дремлют и они не лохи. Просто они запутались в обязательствах и спешат.

          10. И последняя «зарубочка на память». Маршрут автомобильной дороги в рамках первого всплеска интереса к ШП в 1990-е должен по странному стечению обстоятельств в значительной мере пролегать именно там, где ИГИЛ* (или Эрдоган?) возит теперь левую нефть.

          И встает вопрос: а только ли в нефти дело? Не обкатывался ли коридор для более интересных вещей в будущем? И не поэтому ли Пекин так двулично себя повел, когда турки сбили самолет? И тут я напомню, что Саудовская Аравия – это не только американский союзник.

          Это еще и ближайший китайский партнер, которому Пекин как минимум дважды поставлял ракеты средней дальности (1987 и 2007 годов), причем в общем количестве до 120 штук якобы (я думаю, что реально штук 30 рабочих ракет у саудитов есть) с дальностью чуть более 3000 км.

          «Калибр» говорите? Возьмите циркуль, коллеги…. Собственно, этот пункт можно было поставить первым. И больше ничего не писать. Я не прав?

          Источник: Блог Дмитрия Евстафьева

          * Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

          ВЫ СОГЛАСНЫ С АВТОРОМ?

          774 голоса111 голосов


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

          Другие мнения

          В спортзале надо выбирать женщин

          Илья Переседов, журналист
          Если часто ходить в спортзал, понимаешь, какая тотальная безотцовщина накрыла Россию. Большинство городских мужчин посещают зал вовсе не затем, чтобы стать сильнее и краше. Они оплачивают услуги тренера для того, чтобы какое-то время просто побыть рядом с большим и могучим мачо. Подробности...

          Кто выиграл от остановки турецкой операции против курдов

          Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
          Соединенные Штаты договорились с Эрдоганом официально прекратить военную операцию против курдов – но лишь после того, как американский интерес в ней был соблюден. Как, кстати, российский и сирийский. Подробности...

          Зеленский сделал выбор в пользу войны

          Глеб Простаков, журналист
          Политика президента Украины, на первый взгляд, иррациональна. На самом деле, «шаг вперед, два шага назад» – сознательная тактика президента, позволяющая ему не предпринимать ровным счетом ничего как можно дольше. Подробности...
          Обсуждение: 23 комментария

          Поездки за границу становятся опасными

          Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
          Нарастающая череда инцидентов с нашими согражданами за границей постепенно напоминает старую мудрость про то, что в гостях хорошо, а дома все-таки лучше. Дальше за границей будет только хуже. Подробности...
          Обсуждение: 45 комментариев

          Москва не хочет быть полицейским на Ближнем Востоке

          Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
          Уход американского контингента, начало турецкой операции, стремительное выдвижение сирийской армии на северо-восток, договоренности между Дамаском и курдами – все пришло в движение, все меняется с невероятной скоростью. Подробности...
          Обсуждение: 13 комментариев

          В России зря жалеют сепаратистов Каталонии

          Никита Коваленко, политический обозреватель
          Мы хорошо знаем, что такое сепаратизм, и вряд ли РФ как-то выиграет от его всплеска в Европе или где бы то ни было еще. Скорее – совсем наоборот. Симпатизируя каталонскому сепаратизму, можно встать на очень опасный путь. Подробности...
          Обсуждение: 103 комментария

          Нас создало советское телевидение

          Герман Садулаев, писатель, публицист
          Происходит нечто большее, чем просто «смена носителей». Меняется сам тип культуры, а, стало быть, и общества, и государства. Мы еще вспомним добрым словом умирающее телевидение. Поблагодарим его за то, что оно создало нацию и язык. Подробности...
          Обсуждение: 56 комментариев

          Как победить страх и ненависть Америки к России

          Антон Крылов, журналист
          Более 70% американцев относятся к русским, как к врагам. Это – результат массированной антироссийской пропаганды. Это именно пропаганда, потому что более 90% материалов про Россию в США – негатив. И если США решили бояться, то наш исторический долг – выиграть. Подробности...
          Обсуждение: 29 комментариев

          Счастье есть, только мы не умеем о нем рассказывать

          Алексей Алешковский, сценарист
          Хорошие новости – это в первую очередь модели конструктивного решения сложных проблем. Это модели не конфронтации, а взаимодействия человека и государства. Чернуха достала всех. Подробности...
          Обсуждение: 123 комментария

          Перестанут ли банки кошмарить бизнес

          Екатерина Звягина, эксперт Агентства стратегических инициатив
          Власти обещают пойти навстречу бизнесу и запретить банкам по поводу и без блокировать счета компаний. А это действительно стало кошмаром предпринимателей – банк может лишить их возможности распоряжаться своими деньгами в любой момент. Подробности...
          Обсуждение: 37 комментариев
           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............