16 августа, среда  |  Последнее обновление — 18:02  |  vz.ru
Разделы

Олег Макаренко: О свежем интервью министра образования

Впервые за долгое время я вижу на министерском уровне намерение не просто понатыкать в школьных классах телевизоров, а реально внедрить новые технологии в процесс обучения. Однако проблем, разумеется, было и остается выше крыши. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Дмитрий Ольшанский: Чему учат Россию рэпперы

Самое интересное в соревновании Оксимирона и Гнойного – это уж точно не наша коллективная свадьба товарища Полянского, на которой мы вдруг узнали о существовании рэпа. Интересно другое. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Сергей Худиев: Для начала прекратите их финансировать

Мы, конечно же, разделяем негодование американской прессы и политической элиты в отношении неонацистов в Шарлоттсвилле. Надо, однако, заметить, что это негодование выглядело бы действительно подлинным и убедительным, если бы не одно но. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

    Скончалась актриса Вера Глаголева

    Скончалась одна из самых харизматичных и обаятельных актрис советского и российского кино Вера Глаголева. Актриса известна по трогательным женским образам в целом ряде отечественных фильмов
    Подробности...

    Американский Шарлоттсвилль стал ареной массовых беспорядков

    Актом «внутреннего терроризма» называют американские политики произошедшие в городке Шарлоттсвилле массовые столкновения между членами неонацистских группировок и их противниками
    Подробности...
    Обсуждение: 11 комментариев

    Бразильские девушки борются за звание «Мисс Бум-Бум»

    На фото – финалистки ежегодно проходящего в Бразилии конкурса «Мисс Бум-Бум» во время фотосессии на улицах Сан-Паулу. Именно из числа этих девушек будет выбрана обладательница звания носительницы лучших ягодиц страны
    Подробности...
    Обсуждение: 40 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Умерла актриса Вера Глаголева

        Главная тема


        «Поставки летального оружия» похожи на насмешку над Украиной

        армия и вооружение


        Индия определилась с количеством закупаемых у России истребителей пятого поколения

        стратегическая стабильность


        Германия боится прекращения ключевых ракетных договоров России и США

        «другой нефти там нет»


        Путин предложил увязать работу белорусских НПЗ с российской транспортной инфраструктурой

        нашли объяснение


        Киев обвинил Москву в передаче украинских ракетных двигателей КНДР

        «физические меры»


        Жители Мариуполя велели прикарпатским силовикам «валить на Франковщину»

        территория ссср


        Товарооборот России и Украины резко вырос

        «Состояние является критическим»


        Украинским ВМС предрекли скорую смерть

        рука москвы


        Кремль дает Латвии шанс

        проект Малороссия


        Андрей Бабицкий: Настоящий подарок для Москвы

        «проблема не в Путине»


        Лев Пирогов: Проблема в русских

        вопрос о памятниках


        Петр Тренин-Страусов: Шесть эффективных мер против польского варварства

        на ваш взгляд


        Поддерживаете ли вы идею ограничить в России прокат фильма «Матильда» (даже еще не видя его)?


        Развитие Арктики должно стать национальной идеей

        Николай Левичев, вице-спикер Госдумы
           12 марта 2015, 12:30
        Фото: levichev.info

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В тех тяжелых экономических условиях, в которых оказалась Россия в последние месяцы, все здоровые политические силы должны сфокусироваться на поиске точек роста, которые, при организации грамотной государственной поддержки, «выстрелят» и позволят экономике страны перейти на качественно иной уровень.

        «В отличие от правительства, бизнес понимает преимущества, которые открывает перед страной использование Северного морского пути»

        Правительство много лет говорило, что наш потенциал роста – это «инновационные проекты», «Сколково», «хай-тек». Потрачены сотни миллиардов рублей из бюджета. Хочется спросить: а результаты где? Где новые рабочие места, высокотехнологичные продукты, расширение экспорта?

        Нам показали Yota-phone, разработанный в Сингапуре и собранный в Китае, использующий американскую операционную систему и с Россией связанный только названием бренда. Ах да, еще коробочки отечественного производства.

        Владельцами этого «уникального» устройства в России стало, по данным розничных сетей, всего несколько сотен человек. Новой Apple не получилось... Сколько инвестировано в проект?

        Очевидно, что предложенная правительством экономическая модель не работает. Сейчас нам нужно, по сути, начинать с чистого листа, проанализировать наши глобальные конкурентные преимущества. Огромная территория, колоссальные запасы всех видов ресурсов, мощная научная база, творческие, креативные люди.

        А еще? Посмотрим на карту мира: Россия является естественным мостом между двумя ключевыми регионами – Европой и Азией. Но как мы используем эту уникальную возможность?

        По сути, практически никак. Наша железнодорожная система ни при каких обстоятельствах не способна конкурировать, к примеру, с морским путем через Суэцкий канал. И, сколько бы ни было инвестировано в ее развитие, объективно не сможет по объему транзита даже сколько-нибудь заметно приблизиться к нему.

        Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать (фото: Анна Юдина/РИА
        Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать (фото: Анна Юдина/РИА "Новости")

        Но у нас есть и море. Проводка кораблей по Северному морскому пути на маршруте из Европы в Японию быстрее, чем через Суэцкий канал, на 20 дней и за счет экономии на оплате фрахта судна, а также сбережения топлива, в расчете на один рейс позволяет сократить расходы (при условии трех отправок судна в год) на 18–20 млн долларов ежегодно. Экономия лишь на топливных расходах на рейсе в одну сторону составляет порядка 800 тыс. долларов.

        Кроме того, транзитные возможности других морских путей между Европой и Азией уже уперлись в существующие географические ограничения. Сингапурский пролив перегружен, Суэцкий канал нуждается в радикальном расширении. Миру придется развивать Северный морской путь, и это понимает, к примеру, Китай.

        Поднебесная уже позиционирует себя как «околоарктическую» державу и активно развивается в этом направлении: на Шпицбергене построена метеостанция, достраивается второй ледокол, обучаются кадры, накапливается опыт.

        От Советского Союза России в Арктике досталось уникальное наследство: серьезная научная база, портовая инфраструктура, крупнейший в мире ледокольный флот. Это огромное наше преимущество. Ни у кого в мире нет атомных ледоколов и в 10–20-летней перспективе не будет.

        Есть, однако, вероятность, что таких кораблей скоро не будет и у нас: существующие почти выработали свой ресурс, пять из шести судов ждет списание в обозримой перспективе. Несмотря на то, что президент неоднократно, в том числе и в посланиях Федеральному собранию, обозначал развитие Арктики как приоритет для страны, до сих пор сделано преступно мало.

        Заложен лишь один новый ледокол, который, по оптимистичным прогнозам, будет спущен на воду в 2018 году. Предполагается построить еще два, однако в условиях секвестра бюджета наш финансово-экономический блок правительства может начать экономить не только на пенсионерах, здравоохранении, образовании, но и на подобных приоритетных для страны проектах.

        С 2011 по 2013 год количество судов и объем грузов, перевозимых по Северному морскому пути, неуклонно росло. Если в 2010 году лишь 10 кораблей миновало ледовую пустыню Арктики, то в 2013 году их было уже 71.

        Накапливался опыт: впервые в истории была осуществлена зимняя отгрузка нефти, был проведен газовоз стандарта «Афромакс», что ранее считалось попросту невозможным. Однако затем правительство отменило субсидирование ледокольного сопровождения грузовых судов, что привело к резкому росту тарифов до уровня, который судовые компании называют неприемлемым. В итоге в 2014 году только 30 кораблей прошло по Северному морскому пути.

        В отличие от правительства, бизнес понимает преимущества, которые открывает перед страной использование Северного морского пути. Ведущие компании, такие как «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Феско» и другие, строят собственные ледокольные флоты и грузовые суда ледового класса.

        И дело не только в том, что без соответствующей техники освоение бесконечных богатств Арктики невозможно. Бизнес понимает, что Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать.

        Арктика – это не только возможность транзита до 15% всего китайского экспорта в Европу, по оценкам экспертов. Это, к примеру, 22% неоткрытых мировых запасов углеводородов, 10% всех рыбных ресурсов, 8% леса.

        Сейчас только Норильское месторождение дает миру до 40% палладия, 15% платины, 11% никеля, без которых современная жизнь невозможна. А сколько еще подобных кладовых скрыто подо льдами?

        Критики освоения Арктики говорят, что в конечном итоге запуск новых месторождений приведет к усилению зависимости России от экспорта сырья, усугубит «голландскую» болезнь. Но добыча ископаемых в подобных экстремальных условиях – задача, требующая высокотехнологичных решений.

        И нефтяники с газовиками – при определенных усилиях со стороны государства – найдут деньги и на финансирование научных изысканий, и на разработку технологий, чтобы получить необходимую им технику.

        Тем более что в условиях санкций они зачастую не имеют доступа к западным образцам и просто вынуждены обращаться к российским ученым и машиностроителям.

        Мы получим резкий рост в таких стагнирующих сейчас отраслях, как тяжелое машиностроение и станкостроение, автомобилестроение, судостроение. Дополнительный спрос ощутят металлурги, за ними – угольщики, и так далее, и так далее.

        В антикризисный план правительства должна быть включена серьезная программа развития Арктики. Развитие портовой инфраструктуры, строительство терминалов для погрузки добываемых ресурсов, закладка новых ледоколов, прежде всего, атомных – это тысячи рабочих мест по всей стране, расширение внутреннего рынка, экспортного потенциала.

        Необходимы адресные переговоры с крупнейшими судовыми компаниями мира, которые отлично понимают, в чем выгоды и риски Северного морского пути. Полномасштабное развитие Арктики должно стать национальной идеей. Мы – великая северная держава, такова наша роль и призвание. Будем же им соответствовать.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Олег Макаренко: О свежем интервью министра образования

        Впервые за долгое время я вижу на министерском уровне намерение не просто понатыкать в школьных классах телевизоров, а реально внедрить новые технологии в процесс обучения. Однако проблем, разумеется, было и остается выше крыши. Подробности...

        Дмитрий Ольшанский: Чему учат Россию рэпперы

        Самое интересное в соревновании Оксимирона и Гнойного – это уж точно не наша коллективная свадьба товарища Полянского, на которой мы вдруг узнали о существовании рэпа. Интересно другое. Подробности...
        Обсуждение: 10 комментариев

        Сергей Худиев: Для начала прекратите их финансировать

        Мы, конечно же, разделяем негодование американской прессы и политической элиты в отношении неонацистов в Шарлоттсвилле. Надо, однако, заметить, что это негодование выглядело бы действительно подлинным и убедительным, если бы не одно но. Подробности...
        Обсуждение: 28 комментариев

        Алексей Богословский: США – это котел с перегретым паром

        Когда у нас уже для широкой публики стали писать прогнозы про жуткий крах Запада, они отражали болтовню в определенных правящих или околоправящих кругах. События в Шарлоттсвилле подаются как знак – уже началось. Подробности...
        Обсуждение: 35 комментариев

        Дмитрий Дробницкий: Хороших решений по КНДР нет. Зато плохих очень много

        Ни Москва, ни Вашингтон, ни Пекин не готовы наблюдать за ежегодными региональными конфликтами с КНДР. Прежде чем перейдем к вопросу «что делать», нужно дезавуировать три мифа в отношении северокорейской проблемы и проблемы ядерного оружия в целом. Подробности...
        Обсуждение: 26 комментариев

        Лев Пирогов: Деньгами нельзя, надо бы по-соседски

        Недавно я узнал про субботники удивительную вещь. Такую, которая, если ее хорошенько обдумать, может многое объяснить насчет устройства нашей российской жизни. Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Денис Селезнев: Чудо-оружие на страже украинской армии

        Атомные бомбы, новейшие танки «Армата», дивизии бурятского спецназа – все это, по представлениям украинцев, стало причиной неудач ВСУ. Но поправить виртуальный мир не так сложно, нужно всего лишь приобрести какое-нибудь чудо-оружие. Подробности...
        Обсуждение: 41 комментарий

        Виктор Милитарев: Рыцарство Николая Второго сыграло с ним злую шутку

        Церковное почитание памяти Николая II продолжается почти два десятилетия. Но в мозгах многих россиян гражданская война все никак не закончится. Характерный пример этой истерики – споры вокруг еще не вышедшего на экран фильма Алексея Учителя «Матильда». Подробности...
        Обсуждение: 474 комментария

        Глеб Кузнецов: Не надо быть милым и приятным

        Молодым технократам, которые сейчас идут на выборы, неплохо бы взять за основу политического стиля: не нужен социологизм этот бесконечный – скажи так, понравишься мамочкам, а этак – пенсионерам. Подробности...
        Обсуждение: 15 комментариев

        Павел Волков: Что делать слону, когда на троне дракон?

        То, что происходит уже месяц на границе Индии и Китая, должно бы вызывать волнение у многих. При этом стороны противостояния наивно убеждены, что начать войну никто не посмеет. Однако она уже началась. Подробности...
        Обсуждение: 18 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............