21 ноября, среда  |  Последнее обновление — 06:13  |  vz.ru
Разделы

Как мэр Екатеринбурга с челябинцами поссорился

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
У нас с советских времен считается, что «там, где раньше тигры, гм, испражнялись, мы проложим магистрали!» – и порядок. Большой инфраструктурный объект – это не просто способ освоить бюджет и дать своим заработать. Подробности...

С кем была бы сегодня Галина Старовойтова

Андрей Бабицкий, журналист
Галина Васильевна была приятным в общении человеком – воспринимавшим нас, журналистов, как своих союзников. Но в той области, где Галина Васильевна была дипломированным специалистом, и она сама, и ее соратники наломали немало дров. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Почему Порошенко не стоило связываться с религией

Сергей Худиев, публицист, богослов
Когда две трети людей, которых вы хотели единою светлою волей сковать, просто отказались играть с вами в эти игры – назвать это успешным объединением трудно. В чем причины такого провала? Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

    В РЖД показали новые плацкартные вагоны

    Российская студия представила новые вагоны с зонами персонального комфорта, созданные на базе общих и плацкартных. Согласно задумке, пространство должно отвечать всем запросам пассажиров. Внутри вагонов появится возможность отгородиться от соседей. В эксплуатации новые вагоны появятся в 2019 году
    Подробности...

    В Калифорнии произошел самый разрушительный за историю штата пожар

    Самый разрушительный за всю историю штата Калифорния лесной пожар охватил почти 45 тыс. га. Пламя уничтожило несколько тысяч строений, эвакуированы более 300 тыс. человек, в округе Лос-Анджелес – 170 тысяч. Погибли более трех десятков человек, о судьбе 228 ничего не известно
    Подробности...

    В России отмечается День народного единства

    В воскресенье в России отмечается День народного единства. По традиции Владимир Путин в сопровождении религиозных лидеров возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Путин обещал армии и флоту масштабное переоснащение

        Главная тема


        Испанцы имеют возможность вернуть Британию в Евросоюз

        вероятный противник


        Учения НАТО в Норвегии оказались построены с учетом уроков войны в Донбассе

        прожиточный минимум


        «Жители блокадного Ленинграда» рассказали Лаховой о влиянии голода на память

        спорт и отдых


        В Германии объяснили причину «безудержного пьянства» русских туристов в Турции

        Видео

        «философии управления»


        Названо «значительное преимущество» «Абрамсов» перед российскими танками

        война газопроводов


        «Северный поток – 2» отвлек внимание США от «Турецкого потока»

        символ изобилия


        «Миф о колбасе» напомнил о развале СССР

        общественное мнение


        Почему у довольных жизнью россиян пропадает социальный оптимизм

        «провальный мэр»


        Киеву уготована печальная участь

        «Закат Европы»


        Владас Повилайтис: учитель гимназии предсказал конец западной цивилизации

        «Отставка Мюллера»


        Дмитрий Дробницкий: спецпрокурор США вмешивался в политику Великобритании

        «Ошибка Порошенко»


        Сергей Худиев: президент Украины попробовал командовать церковью

        на ваш взгляд


        Спустя пять лет после Евромайдана как вы считаете, когда Украина вернется в зону влияния России?


        Развитие Арктики должно стать национальной идеей

        Николай Левичев, вице-спикер Госдумы
           12 марта 2015, 12:30
        Фото: levichev.info

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В тех тяжелых экономических условиях, в которых оказалась Россия в последние месяцы, все здоровые политические силы должны сфокусироваться на поиске точек роста, которые, при организации грамотной государственной поддержки, «выстрелят» и позволят экономике страны перейти на качественно иной уровень.

        «В отличие от правительства, бизнес понимает преимущества, которые открывает перед страной использование Северного морского пути»

        Правительство много лет говорило, что наш потенциал роста – это «инновационные проекты», «Сколково», «хай-тек». Потрачены сотни миллиардов рублей из бюджета. Хочется спросить: а результаты где? Где новые рабочие места, высокотехнологичные продукты, расширение экспорта?

        Нам показали Yota-phone, разработанный в Сингапуре и собранный в Китае, использующий американскую операционную систему и с Россией связанный только названием бренда. Ах да, еще коробочки отечественного производства.

        Владельцами этого «уникального» устройства в России стало, по данным розничных сетей, всего несколько сотен человек. Новой Apple не получилось... Сколько инвестировано в проект?

        Очевидно, что предложенная правительством экономическая модель не работает. Сейчас нам нужно, по сути, начинать с чистого листа, проанализировать наши глобальные конкурентные преимущества. Огромная территория, колоссальные запасы всех видов ресурсов, мощная научная база, творческие, креативные люди.

        А еще? Посмотрим на карту мира: Россия является естественным мостом между двумя ключевыми регионами – Европой и Азией. Но как мы используем эту уникальную возможность?

        По сути, практически никак. Наша железнодорожная система ни при каких обстоятельствах не способна конкурировать, к примеру, с морским путем через Суэцкий канал. И, сколько бы ни было инвестировано в ее развитие, объективно не сможет по объему транзита даже сколько-нибудь заметно приблизиться к нему.

        Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать (фото: Анна Юдина/РИА
        Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать (фото: Анна Юдина/РИА "Новости")

        Но у нас есть и море. Проводка кораблей по Северному морскому пути на маршруте из Европы в Японию быстрее, чем через Суэцкий канал, на 20 дней и за счет экономии на оплате фрахта судна, а также сбережения топлива, в расчете на один рейс позволяет сократить расходы (при условии трех отправок судна в год) на 18–20 млн долларов ежегодно. Экономия лишь на топливных расходах на рейсе в одну сторону составляет порядка 800 тыс. долларов.

        Кроме того, транзитные возможности других морских путей между Европой и Азией уже уперлись в существующие географические ограничения. Сингапурский пролив перегружен, Суэцкий канал нуждается в радикальном расширении. Миру придется развивать Северный морской путь, и это понимает, к примеру, Китай.

        Поднебесная уже позиционирует себя как «околоарктическую» державу и активно развивается в этом направлении: на Шпицбергене построена метеостанция, достраивается второй ледокол, обучаются кадры, накапливается опыт.

        От Советского Союза России в Арктике досталось уникальное наследство: серьезная научная база, портовая инфраструктура, крупнейший в мире ледокольный флот. Это огромное наше преимущество. Ни у кого в мире нет атомных ледоколов и в 10–20-летней перспективе не будет.

        Есть, однако, вероятность, что таких кораблей скоро не будет и у нас: существующие почти выработали свой ресурс, пять из шести судов ждет списание в обозримой перспективе. Несмотря на то, что президент неоднократно, в том числе и в посланиях Федеральному собранию, обозначал развитие Арктики как приоритет для страны, до сих пор сделано преступно мало.

        Заложен лишь один новый ледокол, который, по оптимистичным прогнозам, будет спущен на воду в 2018 году. Предполагается построить еще два, однако в условиях секвестра бюджета наш финансово-экономический блок правительства может начать экономить не только на пенсионерах, здравоохранении, образовании, но и на подобных приоритетных для страны проектах.

        С 2011 по 2013 год количество судов и объем грузов, перевозимых по Северному морскому пути, неуклонно росло. Если в 2010 году лишь 10 кораблей миновало ледовую пустыню Арктики, то в 2013 году их было уже 71.

        Накапливался опыт: впервые в истории была осуществлена зимняя отгрузка нефти, был проведен газовоз стандарта «Афромакс», что ранее считалось попросту невозможным. Однако затем правительство отменило субсидирование ледокольного сопровождения грузовых судов, что привело к резкому росту тарифов до уровня, который судовые компании называют неприемлемым. В итоге в 2014 году только 30 кораблей прошло по Северному морскому пути.

        В отличие от правительства, бизнес понимает преимущества, которые открывает перед страной использование Северного морского пути. Ведущие компании, такие как «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Феско» и другие, строят собственные ледокольные флоты и грузовые суда ледового класса.

        И дело не только в том, что без соответствующей техники освоение бесконечных богатств Арктики невозможно. Бизнес понимает, что Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать.

        Арктика – это не только возможность транзита до 15% всего китайского экспорта в Европу, по оценкам экспертов. Это, к примеру, 22% неоткрытых мировых запасов углеводородов, 10% всех рыбных ресурсов, 8% леса.

        Сейчас только Норильское месторождение дает миру до 40% палладия, 15% платины, 11% никеля, без которых современная жизнь невозможна. А сколько еще подобных кладовых скрыто подо льдами?

        Критики освоения Арктики говорят, что в конечном итоге запуск новых месторождений приведет к усилению зависимости России от экспорта сырья, усугубит «голландскую» болезнь. Но добыча ископаемых в подобных экстремальных условиях – задача, требующая высокотехнологичных решений.

        И нефтяники с газовиками – при определенных усилиях со стороны государства – найдут деньги и на финансирование научных изысканий, и на разработку технологий, чтобы получить необходимую им технику.

        Тем более что в условиях санкций они зачастую не имеют доступа к западным образцам и просто вынуждены обращаться к российским ученым и машиностроителям.

        Мы получим резкий рост в таких стагнирующих сейчас отраслях, как тяжелое машиностроение и станкостроение, автомобилестроение, судостроение. Дополнительный спрос ощутят металлурги, за ними – угольщики, и так далее, и так далее.

        В антикризисный план правительства должна быть включена серьезная программа развития Арктики. Развитие портовой инфраструктуры, строительство терминалов для погрузки добываемых ресурсов, закладка новых ледоколов, прежде всего, атомных – это тысячи рабочих мест по всей стране, расширение внутреннего рынка, экспортного потенциала.

        Необходимы адресные переговоры с крупнейшими судовыми компаниями мира, которые отлично понимают, в чем выгоды и риски Северного морского пути. Полномасштабное развитие Арктики должно стать национальной идеей. Мы – великая северная держава, такова наша роль и призвание. Будем же им соответствовать.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Как мэр Екатеринбурга с челябинцами поссорился

        Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
        У нас с советских времен считается, что «там, где раньше тигры, гм, испражнялись, мы проложим магистрали!» – и порядок. Большой инфраструктурный объект – это не просто способ освоить бюджет и дать своим заработать. Подробности...

        С кем была бы сегодня Галина Старовойтова

        Андрей Бабицкий, журналист
        Галина Васильевна была приятным в общении человеком – воспринимавшим нас, журналистов, как своих союзников. Но в той области, где Галина Васильевна была дипломированным специалистом, и она сама, и ее соратники наломали немало дров. Подробности...

        Почему Порошенко не стоило связываться с религией

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Когда две трети людей, которых вы хотели единою светлою волей сковать, просто отказались играть с вами в эти игры – назвать это успешным объединением трудно. В чем причины такого провала? Подробности...
        Обсуждение: 9 комментариев

        Куда позовет труба Макрона и Меркель

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Идея, с которой носится Макрон как со своей собственной и которую благосклонно приветствует Меркель, вообще-то заложена в Договоре о создании Евросоюза. Так как насчет двух армейских структур? Выдержит ли Боливар двоих? Подробности...
        Обсуждение: 7 комментариев

        Чиновники переехали в дома со стеклянными стенами

        Антон Крылов, журналист
        Зачем начальнику нарисованный в «Фотошопе» отчет об убранном мусоре или построенной детской площадке, когда он может отправить дрон, который через несколько минут в прямом эфире покажет происходящее на объекте? Подробности...
        Обсуждение: 15 комментариев

        Мультфильм «Маша и Медведь» рушит восприятие России на Западе

        Андрей Медведев, Политический обозреватель
        С утра до вечера хтонические русские вспоминают Сталина, демонически хохочут, узнав об отравлении Скрипаля и гибели детей в Сирии. И только кучка борцов с режимом тайно собирается, чтобы посмотреть на портрет Немцова. Думаете, я шучу? Подробности...
        Обсуждение: 22 комментария

        Прощальный подарок торговца «русским компроматом»

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Опыт полуторагодового следствия говорит о том, что «притащить Трампа в суд» Мюллер уже не рассчитывает. И все же некоторых политических результатов он добиться может. Но не в США, где все пиар-ходы вокруг «русского дела» уже сделаны. Подробности...
        Обсуждение: 8 комментариев

        Русские отблески «Заката Европы»

        Владас Повилайтис, доктор философских наук, БФУ имени И. Канта
        Сто лет назад вышла одна из самых известных книг нашего мира – первый том «Заката Запада» Освальда Шпенглера, более известный как «Закат Европы». Успех этой книги в общем-то парадоксален. Подробности...
        Обсуждение: 18 комментариев

        Катитесь к чёрту с вашим половым воспитанием

        Лев Пирогов, публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
        Казалось бы, давно пора зарубить на носу: что-то предлагают – беги. Получить «выгодную кредитную линию» в банке? Беги: это смертушка твоя ходит. Вот взять половое воспитание. Кто им займется? Специалисты, конечно. Те, у кого болит. Подробности...
        Обсуждение: 111 комментариев

        Есть места и получше вашего рая

        Александр Баунов, главный редактор Carnegie.ru
        Если вдруг Россия поднимется в рейтинге медицинских услуг, городской среды или качества дорог, о них появятся критические размышления. Потому что, если Россия поднимается в каком-то рейтинге, вероятно, с рейтингом что-то не так. Подробности...
        Обсуждение: 19 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............