30 мая, вторник  |  Последнее обновление — 14:15  |  vz.ru

Главная тема


"Как тебе живется, королева Анна?"

Глава МИД Германии


Берлин заявил об утрате США роли мирового лидера

американские сми


Москва выразила возмущение в связи с «шельмованием» посла России в США

Польский священник


Лидер львовских римо-католиков назвал конфликт в Донбассе карой за Волынскую резню

во времена Каддафи


Al Jazeera о теракте в Манчестере: Власти Британии спонсировали террористов в Ливии

магистральный самолет


Первый полет принципиально нового МС-21 значит для России многое

выразили обеспокоенность


В Совфеде ответили испугавшемуся «щупалец Кремля» Порошенко

битва против иг


Появились данные о переброске российских морпехов для крупной операции в Сирии

грузовой транзит


Россия прекращает подкармливать прибалтийскую экономику

«За Вильяма за нашего Шекспира»


Антон Крылов: Недопустимая грубость полицейских – только первая половина проблемы

Арестованный мальчик


Елена Кондратьева-Cальгеро: Важен не смысл протеста, но его преемственность и бесперебойность

«великий враг»


Дмитрий Дробницкий: Збигнева почти так же не любили на Западе, как и в России

на ваш взгляд


Правильно ли сделал миллиардер Усманов, публично обратившись к блогеру Навальному?


Развитие Арктики должно стать национальной идеей

Николай Левичев, вице-спикер Госдумы
   12 марта 2015, 12:30
Фото: levichev.info

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

В тех тяжелых экономических условиях, в которых оказалась Россия в последние месяцы, все здоровые политические силы должны сфокусироваться на поиске точек роста, которые, при организации грамотной государственной поддержки, «выстрелят» и позволят экономике страны перейти на качественно иной уровень.

«В отличие от правительства, бизнес понимает преимущества, которые открывает перед страной использование Северного морского пути»

Правительство много лет говорило, что наш потенциал роста – это «инновационные проекты», «Сколково», «хай-тек». Потрачены сотни миллиардов рублей из бюджета. Хочется спросить: а результаты где? Где новые рабочие места, высокотехнологичные продукты, расширение экспорта?

Нам показали Yota-phone, разработанный в Сингапуре и собранный в Китае, использующий американскую операционную систему и с Россией связанный только названием бренда. Ах да, еще коробочки отечественного производства.

Владельцами этого «уникального» устройства в России стало, по данным розничных сетей, всего несколько сотен человек. Новой Apple не получилось... Сколько инвестировано в проект?

Очевидно, что предложенная правительством экономическая модель не работает. Сейчас нам нужно, по сути, начинать с чистого листа, проанализировать наши глобальные конкурентные преимущества. Огромная территория, колоссальные запасы всех видов ресурсов, мощная научная база, творческие, креативные люди.

А еще? Посмотрим на карту мира: Россия является естественным мостом между двумя ключевыми регионами – Европой и Азией. Но как мы используем эту уникальную возможность?

По сути, практически никак. Наша железнодорожная система ни при каких обстоятельствах не способна конкурировать, к примеру, с морским путем через Суэцкий канал. И, сколько бы ни было инвестировано в ее развитие, объективно не сможет по объему транзита даже сколько-нибудь заметно приблизиться к нему.

Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать (фото: Анна Юдина/РИА
Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать (фото: Анна Юдина/РИА "Новости")

Но у нас есть и море. Проводка кораблей по Северному морскому пути на маршруте из Европы в Японию быстрее, чем через Суэцкий канал, на 20 дней и за счет экономии на оплате фрахта судна, а также сбережения топлива, в расчете на один рейс позволяет сократить расходы (при условии трех отправок судна в год) на 18–20 млн долларов ежегодно. Экономия лишь на топливных расходах на рейсе в одну сторону составляет порядка 800 тыс. долларов.

Кроме того, транзитные возможности других морских путей между Европой и Азией уже уперлись в существующие географические ограничения. Сингапурский пролив перегружен, Суэцкий канал нуждается в радикальном расширении. Миру придется развивать Северный морской путь, и это понимает, к примеру, Китай.

Поднебесная уже позиционирует себя как «околоарктическую» державу и активно развивается в этом направлении: на Шпицбергене построена метеостанция, достраивается второй ледокол, обучаются кадры, накапливается опыт.

От Советского Союза России в Арктике досталось уникальное наследство: серьезная научная база, портовая инфраструктура, крупнейший в мире ледокольный флот. Это огромное наше преимущество. Ни у кого в мире нет атомных ледоколов и в 10–20-летней перспективе не будет.

Есть, однако, вероятность, что таких кораблей скоро не будет и у нас: существующие почти выработали свой ресурс, пять из шести судов ждет списание в обозримой перспективе. Несмотря на то, что президент неоднократно, в том числе и в посланиях Федеральному собранию, обозначал развитие Арктики как приоритет для страны, до сих пор сделано преступно мало.

Заложен лишь один новый ледокол, который, по оптимистичным прогнозам, будет спущен на воду в 2018 году. Предполагается построить еще два, однако в условиях секвестра бюджета наш финансово-экономический блок правительства может начать экономить не только на пенсионерах, здравоохранении, образовании, но и на подобных приоритетных для страны проектах.

С 2011 по 2013 год количество судов и объем грузов, перевозимых по Северному морскому пути, неуклонно росло. Если в 2010 году лишь 10 кораблей миновало ледовую пустыню Арктики, то в 2013 году их было уже 71.

Накапливался опыт: впервые в истории была осуществлена зимняя отгрузка нефти, был проведен газовоз стандарта «Афромакс», что ранее считалось попросту невозможным. Однако затем правительство отменило субсидирование ледокольного сопровождения грузовых судов, что привело к резкому росту тарифов до уровня, который судовые компании называют неприемлемым. В итоге в 2014 году только 30 кораблей прошло по Северному морскому пути.

В отличие от правительства, бизнес понимает преимущества, которые открывает перед страной использование Северного морского пути. Ведущие компании, такие как «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Феско» и другие, строят собственные ледокольные флоты и грузовые суда ледового класса.

И дело не только в том, что без соответствующей техники освоение бесконечных богатств Арктики невозможно. Бизнес понимает, что Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать.

Арктика – это не только возможность транзита до 15% всего китайского экспорта в Европу, по оценкам экспертов. Это, к примеру, 22% неоткрытых мировых запасов углеводородов, 10% всех рыбных ресурсов, 8% леса.

Сейчас только Норильское месторождение дает миру до 40% палладия, 15% платины, 11% никеля, без которых современная жизнь невозможна. А сколько еще подобных кладовых скрыто подо льдами?

Критики освоения Арктики говорят, что в конечном итоге запуск новых месторождений приведет к усилению зависимости России от экспорта сырья, усугубит «голландскую» болезнь. Но добыча ископаемых в подобных экстремальных условиях – задача, требующая высокотехнологичных решений.

И нефтяники с газовиками – при определенных усилиях со стороны государства – найдут деньги и на финансирование научных изысканий, и на разработку технологий, чтобы получить необходимую им технику.

Тем более что в условиях санкций они зачастую не имеют доступа к западным образцам и просто вынуждены обращаться к российским ученым и машиностроителям.

Мы получим резкий рост в таких стагнирующих сейчас отраслях, как тяжелое машиностроение и станкостроение, автомобилестроение, судостроение. Дополнительный спрос ощутят металлурги, за ними – угольщики, и так далее, и так далее.

В антикризисный план правительства должна быть включена серьезная программа развития Арктики. Развитие портовой инфраструктуры, строительство терминалов для погрузки добываемых ресурсов, закладка новых ледоколов, прежде всего, атомных – это тысячи рабочих мест по всей стране, расширение внутреннего рынка, экспортного потенциала.

Необходимы адресные переговоры с крупнейшими судовыми компаниями мира, которые отлично понимают, в чем выгоды и риски Северного морского пути. Полномасштабное развитие Арктики должно стать национальной идеей. Мы – великая северная держава, такова наша роль и призвание. Будем же им соответствовать.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Дмитрий Кутурнега: Все это приближало падение страны

Ровно тридцать лет назад в нашей стране произошло событие, повлиявшее на ее дальнейшую судьбу. Я, будучи косвенным участником того происшествия, хочу поделиться своими воспоминаниями и мыслями о его причинах и последствиях. Подробности...

Антон Крылов: За Вильяма за нашего Шекспира

В истории с задержанным в центре Москвы мальчиком есть вопросы, которые можно и нужно обсуждать, но как минимум две однозначные вещи надо принять за данность. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Дмитрий Ольшанский: А чудо все равно нужно всем

Слушай, а ты день рождения празднуешь? А зачем? Годовщину медицинской операции, которую матери в роддоме сделали, отмечаешь? А в другой день с гостями напиться не можешь? Чем он тебе хуже для этого – любой другой день? Подробности...
Обсуждение: 53 комментария

Елена Кондратьева-Cальгеро: Отдайте дяде-тете-детям чемоданчик!

Всего за пару десятилетий в усредненно вялое общественное сознaние удалось внедрить простенькую, но действенную подспудную мысль: правонарушитель всегда прав, правоохранитель изначально жесток и несправедлив. Подробности...
Обсуждение: 60 комментариев

Дмитрий Дробницкий: Некролог непонятому врагу

Мировоззрение Збигнева Бжезинского является для нынешних западных элит «неудобным». Бжезинский никогда не был, что называется, в тренде. Именно поэтому на родине о нем предпочли забыть. Чего не скажешь о России. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Никита Бабкин: Ничья в два хода

Законопроект о московской реновации вполне может быть доведен до необходимого конституционного качества после общественного и экспертного обсуждения. Для этого достаточно во втором чтении принять всего две ключевые поправки к закону о статусе столицы. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Ростислав Туровский: Предварительное голосование стало серьезным испытанием для депутатского корпуса

Праймериз «Единой России», проходящие 28 мая 2017 года, являются важным новым этапом в развитии партии. Каждый год в партии идет совершенствование процедур и стандартов проведения предварительного голосования, и каждый год позволяет говорить о новых достижениях, равно как и сохраняющихся проблемах, требующих решения на перспективу. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Евгений Крутиков: Счастливы те, у кого нет двойной жизни. Аминь

Литовская разведка и контрразведка, Департамент государственной безопасности (ДГБ), начала агрессивную кампанию среди студентов и вообще литовской перспективной молодежи по «предотвращению вербовок со стороны российской разведки». Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Денис Селезнев: В этот день война пришла в Донецк

Многие в Донбассе не могли поверить, что на столь кровавые преступления против собственных сограждан могли пойти украинские летчики. Ходили слухи о натовских наемниках. Однако реальность оказалась куда прозаичнее. Подробности...
Обсуждение: 108 комментариев

Кирилл Бенедиктов: Запомним Обаму таким

Очень точный термин нашли в Washington Times для деятельности Обамы и его по-прежнему многочисленной и активной команды. При этом автор текста, почетный главный редактор WT Уэсли Пруден, явно считает Обаму опасным идиотом. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............