19 ноября, воскресенье  |  Последнее обновление — 00:17  |  vz.ru
Разделы

Антон Крылов: Транспорт и кровь

Сложно было выбрать более неподходящее время для презентации планов о превращении проходящих через Москву электричек в «наземное метро», чем эта, ознаменовавшаяся двумя трагедиями, неделя. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

Лев Пирогов: Временные трудности со смыслом жизни

Мне, откровенно говоря, жаль тех, у кого нет ни детей, ни детского журнала. Я, откровенно говоря, не знаю, как и зачем они живут – в мире, где нет ни одного сталевара и столько рекламы кружевных трусиков. Подробности...
Обсуждение: 273 комментария

Маринэ Восканян: Разоружение – это мир?

Когда речь заходит о ядерном оружии, сторонники его запрещения обосновывают свою позицию слишком большими рисками для планеты. Но у них нет ответа на вопрос – а как же будет вести себя человечество, если ядерное оружие вдруг исчезнет, будучи тотально запрещено. Подробности...
Обсуждение: 75 комментариев

    Tesla представила новые электромобили

    Илон Маск презентовал полноприводный спортивный автомобиль Tesla Roadster и электрический тягач Tesla Semi. Максимальная скорость спорткара – 400 км в час, на одной зарядке он может проехать до 1 тыс. км. Первые 1000 автомобилей будут стоить 250 тыс. долларов
    Подробности...
    Обсуждение: 15 комментариев

    В России впервые за десятилетия построен новый Ту-160

    Первый с конца 1980-х годов стратегический бомбардировщик выкатили на летно-испытательную станцию Казанского авиационного завода им. Горбунова. Ту-160М2 представляет собой коренную модернизацию базового проекта сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160
    Подробности...
    Обсуждение: 22 комментария

    Наводнение в Греции унесло жизни 14 человек

    Из-за сильных проливных дождей в Греции затопило города Мандра, Магула, Неа-Перамос, Элефсина и Аспропиргос. Наводнение унесло жизни 14 человек. По словам спасателей, число жертв еще может увеличиться: стремительные потоки воды затапливали дома до самых крыш. Поисковые группы пока не в состоянии добраться до некоторых районов бедствия
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Число задержанных после стрельбы в «Москва-Сити» достигло шести

        Главная тема


        Избрание «самого доброго» патриарха помогло Церкви пережить советскую власть

        радиолокационный дозор


        Новейший российский самолет А-100 совершил первый полет

        «Чей Крым?»


        Украинская полиция дала оценку срыву спектакля Райкина в Одессе

        «не питать надежд»


        В кабмине Германии возмутились словами главы немецкой разведки о Крыме

        геополитическая конкуренция


        Польша выступила с новым призывом по противодействию российскому газу

        рекордное погружение


        Вице-адмирал: Российские водолазы совершили прорыв

        за содействие и предательство


        Вашингтон раскрыл сведения о выплатах бежавшему в США экс-агенту КГБ

        «попытки отрицать»


        Госдеп возложил ответственность за «голодомор» на СССР

        армия и вооружение


        Толстые генералы исчезли из Вооруженных сил благодаря Сердюкову

        «Разоружение – это мир?»


        Маринэ Восканян: Как будет вести себя человечество, если ядерное оружие исчезнет

        «еще один аспект»


        Ирина Алкснис: Неожиданный вывод из скандала с фейком от Минобороны

        «пропаганда комфортной жизни»


        Лев Пирогов: Почему все меньше людей стремятся иметь детей?

        на ваш взгляд


        В РПЦ уверяют, что Октябрьская революция не должна называться «русской», потому что коммунизм был привнесен в Россию извне. Вы согласны?


        Развитие Арктики должно стать национальной идеей

        Николай Левичев, вице-спикер Госдумы
           12 марта 2015, 12:30
        Фото: levichev.info

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В тех тяжелых экономических условиях, в которых оказалась Россия в последние месяцы, все здоровые политические силы должны сфокусироваться на поиске точек роста, которые, при организации грамотной государственной поддержки, «выстрелят» и позволят экономике страны перейти на качественно иной уровень.

        «В отличие от правительства, бизнес понимает преимущества, которые открывает перед страной использование Северного морского пути»

        Правительство много лет говорило, что наш потенциал роста – это «инновационные проекты», «Сколково», «хай-тек». Потрачены сотни миллиардов рублей из бюджета. Хочется спросить: а результаты где? Где новые рабочие места, высокотехнологичные продукты, расширение экспорта?

        Нам показали Yota-phone, разработанный в Сингапуре и собранный в Китае, использующий американскую операционную систему и с Россией связанный только названием бренда. Ах да, еще коробочки отечественного производства.

        Владельцами этого «уникального» устройства в России стало, по данным розничных сетей, всего несколько сотен человек. Новой Apple не получилось... Сколько инвестировано в проект?

        Очевидно, что предложенная правительством экономическая модель не работает. Сейчас нам нужно, по сути, начинать с чистого листа, проанализировать наши глобальные конкурентные преимущества. Огромная территория, колоссальные запасы всех видов ресурсов, мощная научная база, творческие, креативные люди.

        А еще? Посмотрим на карту мира: Россия является естественным мостом между двумя ключевыми регионами – Европой и Азией. Но как мы используем эту уникальную возможность?

        По сути, практически никак. Наша железнодорожная система ни при каких обстоятельствах не способна конкурировать, к примеру, с морским путем через Суэцкий канал. И, сколько бы ни было инвестировано в ее развитие, объективно не сможет по объему транзита даже сколько-нибудь заметно приблизиться к нему.

        Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать (фото: Анна Юдина/РИА
        Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать (фото: Анна Юдина/РИА "Новости")

        Но у нас есть и море. Проводка кораблей по Северному морскому пути на маршруте из Европы в Японию быстрее, чем через Суэцкий канал, на 20 дней и за счет экономии на оплате фрахта судна, а также сбережения топлива, в расчете на один рейс позволяет сократить расходы (при условии трех отправок судна в год) на 18–20 млн долларов ежегодно. Экономия лишь на топливных расходах на рейсе в одну сторону составляет порядка 800 тыс. долларов.

        Кроме того, транзитные возможности других морских путей между Европой и Азией уже уперлись в существующие географические ограничения. Сингапурский пролив перегружен, Суэцкий канал нуждается в радикальном расширении. Миру придется развивать Северный морской путь, и это понимает, к примеру, Китай.

        Поднебесная уже позиционирует себя как «околоарктическую» державу и активно развивается в этом направлении: на Шпицбергене построена метеостанция, достраивается второй ледокол, обучаются кадры, накапливается опыт.

        От Советского Союза России в Арктике досталось уникальное наследство: серьезная научная база, портовая инфраструктура, крупнейший в мире ледокольный флот. Это огромное наше преимущество. Ни у кого в мире нет атомных ледоколов и в 10–20-летней перспективе не будет.

        Есть, однако, вероятность, что таких кораблей скоро не будет и у нас: существующие почти выработали свой ресурс, пять из шести судов ждет списание в обозримой перспективе. Несмотря на то, что президент неоднократно, в том числе и в посланиях Федеральному собранию, обозначал развитие Арктики как приоритет для страны, до сих пор сделано преступно мало.

        Заложен лишь один новый ледокол, который, по оптимистичным прогнозам, будет спущен на воду в 2018 году. Предполагается построить еще два, однако в условиях секвестра бюджета наш финансово-экономический блок правительства может начать экономить не только на пенсионерах, здравоохранении, образовании, но и на подобных приоритетных для страны проектах.

        С 2011 по 2013 год количество судов и объем грузов, перевозимых по Северному морскому пути, неуклонно росло. Если в 2010 году лишь 10 кораблей миновало ледовую пустыню Арктики, то в 2013 году их было уже 71.

        Накапливался опыт: впервые в истории была осуществлена зимняя отгрузка нефти, был проведен газовоз стандарта «Афромакс», что ранее считалось попросту невозможным. Однако затем правительство отменило субсидирование ледокольного сопровождения грузовых судов, что привело к резкому росту тарифов до уровня, который судовые компании называют неприемлемым. В итоге в 2014 году только 30 кораблей прошло по Северному морскому пути.

        В отличие от правительства, бизнес понимает преимущества, которые открывает перед страной использование Северного морского пути. Ведущие компании, такие как «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Феско» и другие, строят собственные ледокольные флоты и грузовые суда ледового класса.

        И дело не только в том, что без соответствующей техники освоение бесконечных богатств Арктики невозможно. Бизнес понимает, что Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать.

        Арктика – это не только возможность транзита до 15% всего китайского экспорта в Европу, по оценкам экспертов. Это, к примеру, 22% неоткрытых мировых запасов углеводородов, 10% всех рыбных ресурсов, 8% леса.

        Сейчас только Норильское месторождение дает миру до 40% палладия, 15% платины, 11% никеля, без которых современная жизнь невозможна. А сколько еще подобных кладовых скрыто подо льдами?

        Критики освоения Арктики говорят, что в конечном итоге запуск новых месторождений приведет к усилению зависимости России от экспорта сырья, усугубит «голландскую» болезнь. Но добыча ископаемых в подобных экстремальных условиях – задача, требующая высокотехнологичных решений.

        И нефтяники с газовиками – при определенных усилиях со стороны государства – найдут деньги и на финансирование научных изысканий, и на разработку технологий, чтобы получить необходимую им технику.

        Тем более что в условиях санкций они зачастую не имеют доступа к западным образцам и просто вынуждены обращаться к российским ученым и машиностроителям.

        Мы получим резкий рост в таких стагнирующих сейчас отраслях, как тяжелое машиностроение и станкостроение, автомобилестроение, судостроение. Дополнительный спрос ощутят металлурги, за ними – угольщики, и так далее, и так далее.

        В антикризисный план правительства должна быть включена серьезная программа развития Арктики. Развитие портовой инфраструктуры, строительство терминалов для погрузки добываемых ресурсов, закладка новых ледоколов, прежде всего, атомных – это тысячи рабочих мест по всей стране, расширение внутреннего рынка, экспортного потенциала.

        Необходимы адресные переговоры с крупнейшими судовыми компаниями мира, которые отлично понимают, в чем выгоды и риски Северного морского пути. Полномасштабное развитие Арктики должно стать национальной идеей. Мы – великая северная держава, такова наша роль и призвание. Будем же им соответствовать.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Лев Пирогов: Временные трудности со смыслом жизни

        Мне, откровенно говоря, жаль тех, у кого нет ни детей, ни детского журнала. Я, откровенно говоря, не знаю, как и зачем они живут – в мире, где нет ни одного сталевара и столько рекламы кружевных трусиков. Подробности...
        Обсуждение: 228 комментариев

        Маринэ Восканян: Разоружение – это мир?

        Когда речь заходит о ядерном оружии, сторонники его запрещения обосновывают свою позицию слишком большими рисками для планеты. Но у них нет ответа на вопрос – а как же будет вести себя человечество, если ядерное оружие вдруг исчезнет, будучи тотально запрещено. Подробности...
        Обсуждение: 31 комментарий

        Антон Любич: Чего нам ждать от «фабрики инвестиционных проектов»

        Минэкономразвития разместило для общественного обсуждения проект постановления правительства о создании «фабрики инвестиционных проектов». Само желание развивать проектное финансирование не может не радовать. Однако к проекту есть вопросы. Подробности...
        Обсуждение: 11 комментариев

        Ирина Алкснис: Неожиданный вывод из скандала с фейком от Минобороны

        Событие с ложными скриншотами Минобороны продемонстрировало хорошую форму и здоровье российского гражданского общества, а также не худшее состояние обратной связи между обществом и государством. Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Андрей Бабицкий: Поэт и царь: вопросы финансирования

        Государство проявляет, если брать для сравнения не столь уж отдаленные от нас времена, какое-то невероятное благодушие, граничащее, как иногда кажется, с безалаберностью и попустительством банальному воровству. Подробности...
        Обсуждение: 44 комментария

        Алексей Соколов: Не там сели, Райкин!

        Константин Райкин и «Сатирикон» с профессиональной точки зрения сдулись много лет назад, а сейчас просто тянут деньги из бюджета. Если говорить о причинах нового обращения Райкина к Минкультуры, то их две. Подробности...
        Обсуждение: 96 комментариев

        Наталия Янкова: Евросоюз готов попрощаться с НАТО

        Уже много лет европейцы пытаются сколотить свою европейскую армию, чтобы обрести военную независимость от других континентов. Всегда что-то мешало. И вот наметились сдвиги. Подробности...
        Обсуждение: 8 комментариев

        Глеб Кузнецов: Неразрешенность противоречий между палачами и жертвами

        Главным результатом так называемого пакта Монклоа, который якобы обеспечил транзит «плохой» франкистской Испании в сторону «хорошей» демократической, стал полный иммунитет палачей. По мнению авторов проекта, только это позволило Испании сохранить стабильность. Подробности...
        Обсуждение: 33 комментария

        Владимир Можегов: Классическое кино холодной войны

        Новая российская киноиндустрия насчитывает едва ли 10–12 лет. Она еще почти ничего не умеет и повторяет прописи Голливуда. «Бородатую женщину» уровня «Пиратов Карибского моря» мы увидим еще не скоро. Но в плане искусства пропаганды наше кино уже делает успехи. Подробности...
        Обсуждение: 53 комментария

        Дмитрий Ольшанский: Тлен, патриотизм и автоломбард

        На том маленьком клочке нашего мира, что либеральнее Кремля, собираются митинги, размножаются кандидаты в президенты, бегают активисты, идут деньги. А на том огромном русском поле, что консервативнее Кремля, ветер свистит. Подробности...
        Обсуждение: 27 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............