22 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 18:16  |  vz.ru

Главная тема


После выборов президента иранцы надеются на реформы

«нет никакого смысла»


В Латвии стали подозревать, что Россия не хочет ее захватывать

«за гранью приличия»


В Кремле ответили на «хамские выпады» Маккейна

цивилизационный разрыв


Украинцев призвали прекратить общение с родственниками в России

«Америка лицемерна»


Дутерте: В мире можно полагаться только на слова России и Китая

президент украины


Порошенко сбежал от толпы под крики «Позор!», «Брехло!», «В отставку!» (видео)

Рынок оружия


Только 34 из 88 поставленных Украиной в Ирак БТР смогли тронуться с места

«наблюдатели почесывают головы»


Американская пресса изумлена маневрами таинственных российских «спутников-убийц»

«практически во всех странах»


«Мотор Сич» похвалилась новыми рынками сбыта двигателей

«Исповедь олигарха»


Андрей Бабицкий: Усманов не желает, чтобы омерзительная тень залоговых аукционов пала на его бизнес

Протоколы кремлёвских мудрецов


Дометий Завольский: Мы имеем дело с двумя разными русофобиями

Импичмент Трампа


Дмитрий Дробницкий: Это не что иное, как попытка силового захвата власти

на ваш взгляд


Правильно ли сделал миллиардер Усманов, публично обратившись к блогеру Навальному?


Развитие Арктики должно стать национальной идеей

Николай Левичев, вице-спикер Госдумы
   12 марта 2015, 12:30
Фото: levichev.info

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

В тех тяжелых экономических условиях, в которых оказалась Россия в последние месяцы, все здоровые политические силы должны сфокусироваться на поиске точек роста, которые, при организации грамотной государственной поддержки, «выстрелят» и позволят экономике страны перейти на качественно иной уровень.

«В отличие от правительства, бизнес понимает преимущества, которые открывает перед страной использование Северного морского пути»

Правительство много лет говорило, что наш потенциал роста – это «инновационные проекты», «Сколково», «хай-тек». Потрачены сотни миллиардов рублей из бюджета. Хочется спросить: а результаты где? Где новые рабочие места, высокотехнологичные продукты, расширение экспорта?

Нам показали Yota-phone, разработанный в Сингапуре и собранный в Китае, использующий американскую операционную систему и с Россией связанный только названием бренда. Ах да, еще коробочки отечественного производства.

Владельцами этого «уникального» устройства в России стало, по данным розничных сетей, всего несколько сотен человек. Новой Apple не получилось... Сколько инвестировано в проект?

Очевидно, что предложенная правительством экономическая модель не работает. Сейчас нам нужно, по сути, начинать с чистого листа, проанализировать наши глобальные конкурентные преимущества. Огромная территория, колоссальные запасы всех видов ресурсов, мощная научная база, творческие, креативные люди.

А еще? Посмотрим на карту мира: Россия является естественным мостом между двумя ключевыми регионами – Европой и Азией. Но как мы используем эту уникальную возможность?

По сути, практически никак. Наша железнодорожная система ни при каких обстоятельствах не способна конкурировать, к примеру, с морским путем через Суэцкий канал. И, сколько бы ни было инвестировано в ее развитие, объективно не сможет по объему транзита даже сколько-нибудь заметно приблизиться к нему.

Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать (фото: Анна Юдина/РИА
Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать (фото: Анна Юдина/РИА "Новости")

Но у нас есть и море. Проводка кораблей по Северному морскому пути на маршруте из Европы в Японию быстрее, чем через Суэцкий канал, на 20 дней и за счет экономии на оплате фрахта судна, а также сбережения топлива, в расчете на один рейс позволяет сократить расходы (при условии трех отправок судна в год) на 18–20 млн долларов ежегодно. Экономия лишь на топливных расходах на рейсе в одну сторону составляет порядка 800 тыс. долларов.

Кроме того, транзитные возможности других морских путей между Европой и Азией уже уперлись в существующие географические ограничения. Сингапурский пролив перегружен, Суэцкий канал нуждается в радикальном расширении. Миру придется развивать Северный морской путь, и это понимает, к примеру, Китай.

Поднебесная уже позиционирует себя как «околоарктическую» державу и активно развивается в этом направлении: на Шпицбергене построена метеостанция, достраивается второй ледокол, обучаются кадры, накапливается опыт.

От Советского Союза России в Арктике досталось уникальное наследство: серьезная научная база, портовая инфраструктура, крупнейший в мире ледокольный флот. Это огромное наше преимущество. Ни у кого в мире нет атомных ледоколов и в 10–20-летней перспективе не будет.

Есть, однако, вероятность, что таких кораблей скоро не будет и у нас: существующие почти выработали свой ресурс, пять из шести судов ждет списание в обозримой перспективе. Несмотря на то, что президент неоднократно, в том числе и в посланиях Федеральному собранию, обозначал развитие Арктики как приоритет для страны, до сих пор сделано преступно мало.

Заложен лишь один новый ледокол, который, по оптимистичным прогнозам, будет спущен на воду в 2018 году. Предполагается построить еще два, однако в условиях секвестра бюджета наш финансово-экономический блок правительства может начать экономить не только на пенсионерах, здравоохранении, образовании, но и на подобных приоритетных для страны проектах.

С 2011 по 2013 год количество судов и объем грузов, перевозимых по Северному морскому пути, неуклонно росло. Если в 2010 году лишь 10 кораблей миновало ледовую пустыню Арктики, то в 2013 году их было уже 71.

Накапливался опыт: впервые в истории была осуществлена зимняя отгрузка нефти, был проведен газовоз стандарта «Афромакс», что ранее считалось попросту невозможным. Однако затем правительство отменило субсидирование ледокольного сопровождения грузовых судов, что привело к резкому росту тарифов до уровня, который судовые компании называют неприемлемым. В итоге в 2014 году только 30 кораблей прошло по Северному морскому пути.

В отличие от правительства, бизнес понимает преимущества, которые открывает перед страной использование Северного морского пути. Ведущие компании, такие как «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Феско» и другие, строят собственные ледокольные флоты и грузовые суда ледового класса.

И дело не только в том, что без соответствующей техники освоение бесконечных богатств Арктики невозможно. Бизнес понимает, что Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать.

Арктика – это не только возможность транзита до 15% всего китайского экспорта в Европу, по оценкам экспертов. Это, к примеру, 22% неоткрытых мировых запасов углеводородов, 10% всех рыбных ресурсов, 8% леса.

Сейчас только Норильское месторождение дает миру до 40% палладия, 15% платины, 11% никеля, без которых современная жизнь невозможна. А сколько еще подобных кладовых скрыто подо льдами?

Критики освоения Арктики говорят, что в конечном итоге запуск новых месторождений приведет к усилению зависимости России от экспорта сырья, усугубит «голландскую» болезнь. Но добыча ископаемых в подобных экстремальных условиях – задача, требующая высокотехнологичных решений.

И нефтяники с газовиками – при определенных усилиях со стороны государства – найдут деньги и на финансирование научных изысканий, и на разработку технологий, чтобы получить необходимую им технику.

Тем более что в условиях санкций они зачастую не имеют доступа к западным образцам и просто вынуждены обращаться к российским ученым и машиностроителям.

Мы получим резкий рост в таких стагнирующих сейчас отраслях, как тяжелое машиностроение и станкостроение, автомобилестроение, судостроение. Дополнительный спрос ощутят металлурги, за ними – угольщики, и так далее, и так далее.

В антикризисный план правительства должна быть включена серьезная программа развития Арктики. Развитие портовой инфраструктуры, строительство терминалов для погрузки добываемых ресурсов, закладка новых ледоколов, прежде всего, атомных – это тысячи рабочих мест по всей стране, расширение внутреннего рынка, экспортного потенциала.

Необходимы адресные переговоры с крупнейшими судовыми компаниями мира, которые отлично понимают, в чем выгоды и риски Северного морского пути. Полномасштабное развитие Арктики должно стать национальной идеей. Мы – великая северная держава, такова наша роль и призвание. Будем же им соответствовать.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Дометий Завольский: Протоколы кремлёвских мудрецов

На Западе мы сталкиваемся с двумя разными русофобиями. «Русофобия-2» – это фобия в прямом смысле: плохо обоснованный, на грани иррационального, страх перед малопонятной угрозой. Однако мы имеем дело еще и с «русофобией-1». Подробности...

Лев Пирогов: Роботам демократия не нужна

Человек будущего будет похож на древнегреческого «свободного гражданина». Труд рабов (в нашем случае – роботов) вроде бы высвобождает время для занятий искусствами, философией, физической культурой. Но мы предпочтем играть. Почему? Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Сергей Шмидт: Вообще никакой оценки помощи Советскому Союзу

Читал написанную «американцем для американцев» «Историю Америки» (учебник «для массового пользования»). То, как по-разному конструируется история в школьных учебниках в разных странах, – тема в чем-то более увлекательная, чем сама история. Подробности...
Обсуждение: 84 комментария

Владимир Ларин: Политическая встряска небывалых масштабов

Избрание президентом Эммануэля Макрона преподается как стремление французов к «модернизации политической жизни». Насколько появление этой фигуры во французском политическом спектре будет действительно связано с обновлением? Подробности...

Андрей Бабицкий: Исповедь олигарха

В поражающем воображение ролике Алишера Усманова центральной интригой оказалось вовсе не то обстоятельство, что он адресован Алексею Навальному, хотя здесь тоже есть о чем поговорить. Подробности...
Обсуждение: 180 комментариев

Сергей Лукьяненко: «Идите на завод» и «за бутылку выточит»

Есть удивительные люди – которым «это просто». В первый раз в концентрированном виде я столкнулся с ним, покупая лет семнадцать назад квартиру в Москве. Подробности...
Обсуждение: 47 комментариев

Егор Холмогоров: День рождения Руси

Мы знаем о начале Руси не так уж и мало – на 18 мая 839 года, за 23 года до призвания Рюрика, Русь существовала как этническая и политическая общность, имеющая общего правителя. И именно этот день можно считать началом зарождения нашей нации. Подробности...
Обсуждение: 203 комментария

Кристина Потупчик: Алишер Бурханович, выкиньте эту ртутную лампу

Как бы Алишер Усманов с ответом Алексею Навальному ни тянул, он ответил, причем на площадке и условиях противника. Для отечественной публичной политики событие, безо всяких скидок, выдающееся. Подробности...
Обсуждение: 103 комментария

Павел Волков: Все разговоры только о России

Борьба США и России за влияние на Ближнем Востоке находится в апогее. В Сирии и Иране РФ получила позиции беспрецедентные. Израиль же безусловно является американским сателлитом, но… Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Антон Любич: Учли ли московские депутаты замечания к программе реновации?

Важнейшая программа, рассчитанная на два–три триллиона рублей и касающаяся жителей 4,5 тысяч многоквартирных домов, принимается без проработки многих существенных деталей и должной коммуникации с обществом. Подробности...
Обсуждение: 32 комментария
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............