Как внедряется русский хай-тек

@ из личного архива

10 декабря 2015, 09:52 Мнение

Как внедряется русский хай-тек

Удобным случаем для технологического рывка можно назвать не столько санкции, сколько успехи российских ученых. А таких громких побед совершено немало. И еще больше ожидается.

Алексей Громский Алексей Громский

публицист

В таком масштабном программном документе, как послание президента Федеральному собранию, каждый находит то, что ему ближе. Вот сейчас мы слышим множество комментариев о борьбе России с мировым терроризмом, о сбалансированности бюджета страны и борьбе с коррупцией, о предстоящих в будущем году масштабных выборах. И, конечно, о турецких помидорах, которыми не отделаются противники нашей страны.

Следующий шаг – система автономного управления автономными роботами, воплощение мечты об искусственном интеллекте

Кто только не цитирует это замечание главы государства в эти дни. О той части послания, что касается экономики и технологий, разговоров гораздо меньше, хоть именно эта часть и важнее. «Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть», – говорит Владимир Путин.

Кстати, таким удобным случаем для технологического рывка можно назвать не столько санкции, сколько успехи российских ученых. А таких громких побед совершено немало. И еще больше ожидается. До конца 2015 года российские ученые, например, планируют представить результаты последних клинических тестов вакцины от вируса Эбола.

Да, объявленная мировым сообществом одной из серьезнейших угроз мирового масштаба болезнь, скорее всего, будет побеждена именно русскими. По крайней мере, именно мы ведем в неофициальной гонке за вакциной. Наши ученые уже готовы представить результаты всех тестов, в том числе и на людях, в то время как коллеги-конкуренты из Франции, например, только еще набирают добровольцев, чтобы испробовать свой препарат на них.

Победа над Эболой могла бы стать важной для нашей страны и с точки зрения международной политики. Пожалуй, столь же важной, как результаты исследования механизмов «упаковки» ДНК, открывающие дорогу к пониманию природы многих генетических заболеваний, пока не побежденных. Или разработка искусственной кожи, которая изменит лечение ожогов. С этой же точки зрения важной становится защита российских изобретений, как с точки зрения права, так и с точки зрения информированности людей.

Может, потому, когда глава российского государства рассчитывает на развитие высокотехнологичного производства и несырьевого экспорта, он уделяет внимание этому вопросу в первую очередь. Одним из конкретных поручений, данных в послании, стало создание Агентства по технологическому развитию. Основная задача будущего ведомства – помочь научным разработкам находить путь в серию, на рынок. И, разумеется, если уж мы говорим о коммерческом подходе, в первую очередь должны быть защищены интересы российских изобретателей. Чтоб они и их идеи не повторили судьбу изобретателя радио Александра Попова, например.

Стоит отметить, что это далеко не первая инициатива высшего руководства нашей страны в этом направлении. И на уровне государственных программ, и на уровне общественных инициатив о необходимости защиты изобретателей на законодательном уровне говорится по меньшей мере лет пять. О необходимости «строительства моста» между изобретателем и коммерческой компанией, способной к тиражированию изобретения, также не раз говорилось. Так что нынешние поручения президента можно смело назвать повторными.

Патенты должны быть должным образом оформлены в собственность, оплачены, а интересы их обладателей – надежно защищены. Особенно важна эта работа сегодня, когда российские разработки отмечают на международном уровне. Как технология распознавания лиц компании N-Tech.Lab, чей алгоритм был признан лучшим на международном киберчемпионате, организованном, увы, не в России, а университетом в Вашингтоне.

Впрочем, мир чистой науки, вопреки актуальному раскладу политических сил, границ не имеет. Одни российские разработки превозносят в США, другие – в КНР. Здесь, в городе Циндао, завершился в конце ноября этого года саммит Международной организации по морским наукам в северной части Тихого океана. В центре внимания почти пятисот ученых из 14 стран – достижения российских коллег. Высшей награды удостоилась серия атласов макрофауны дальневосточных морей России и северо-восточной части Тихого океана. Не только научная, но и коммерческая ценность результатов этих исследований, продолжавшихся три десятилетия, очевидна.

Стоит еще раз вернуться к алгоритму N-Tech.Lab, получившему международное признание в университете Вашингтона. Он основан на принципе функционирования биологических нейронных сетей, нервных клеток живого организма и может быть использован для управления автономными глубоководными аппаратами, полезными и для подобных исследований.

Кстати, «в железе», вернее сказать – в полимерном материале, искусственную нейронную сеть также собрали российские специалисты. Подобные разработки называют огромным скачком в создании систем машинного зрения, слуха, других органов восприятия. Следующий шаг – система автономного управления автономными роботами, воплощение мечты об искусственном интеллекте.

Пожалуй, именно такие разработки должны пригодиться, кроме прочего, для системы управления «Робота-Геолога». Инновационный луноход под таким названием в ближайшее время будет запущен на поверхность спутника Земли. Именно наличие в системе управления этим роботом интеллектуального программного обеспечения, позволяющего принимать самостоятельные решения, оценивая окружающую обстановку, и являются одной из основных его особенностей.

«Робот-Геолог» должен стать не только первым за сорок лет подобным аппаратом на поверхности Луны. Его можно назвать отличным примером того, как достижение интересов государственного масштаба стимулирует воплощение на практике научных знаний.

Другим примером, кстати, также связанным с технологиями «машинного зрения», может стать тиражирование шлемов «дополнения реальности», позволяющих человеку видеть, например, в сильном тумане или дыму. Разработчики предлагают оснастить такими приборами спасателей и пожарных. Впрочем, и для военных они могут пригодиться. Может, увидим их в составе очередной версии комплекта экипировки «Ратник»?

Лишь один мимолетный взгляд на все эти сообщения об успехах российских ученых, и мифы о русской глупости и отсталости рассыпаются в прах. Но сколь российская история богата учеными, опередившими свое время, столь западная – коммерсантами, присвоившими идею, реализация которой могла бы стать коммерчески успешной. Этот опыт, помноженный на современную нам глобализацию науки, доказывает, что каждому современному Кулибину нужен столь же искусный, но только в юридических вопросах, Плевако.

..............