Газета ВЗГЛЯД представляет продолжение дискуссии, возникшей между нашими постоянными авторами: Майей Гельфанд и Михаилом Ошеровым – о том, кто виноват в непрекращающемся противостоянии между Израилем и Палестиной.
Для начала расскажу короткую историю.
Так как я домохозяйка, а не эксперт, историк или, не дай Бог, аналитик, я хожу на рынок. Примерно раз в неделю.
За что сражаются израильтяне? За право жить. Здесь и сейчас. За что сражаются хамасовские боевики? За право когда-нибудь завоевать мир и установить мировой халифат
И вот вчера, во время продолжающихся обстрелов с обеих сторон, я отправилась на базар. На парковке я заметила странный автомобиль нечеловеческих размеров, больше похожий на многоместный автобус, чем на легковую машину.
Из драндулета вышла женщина в хиджабе с двумя детьми. А надо сказать, что живу я географически в центре страны и для того, чтобы встретить араба, надо обладать особенной удачей. Женщина неторопливо подошла ко мне и обратилась на чистом иврите: где, мол, тут оплатить стоянку. Я вежливо ей указала на аппаратик для оплаты и собралась уходить. Но женщина вновь остановила меня и попросила разменять пару копеек.
Я послушно вытащила кошелек, выдала ей деньги и собралась ретироваться. Но она вновь остановила меня и жалобно попросила объяснить, как засовывать деньги в автомат, потому что «она первый раз вышла без мужа». И я обреченно оплатила ей стоянку, вытащила билетик, засунула его в необъятный автобус и поплелась за своими помидорами.
И пока я плелась за помидорами, я думала: а что было бы со мной, окажись я в такой ситуации, например, в Рамалле? Или, скажем, в Тегеране? Я уже не говорю про Бейт-Лахию.
А так как воображение у меня хорошо развито, я решила сосредоточиться на помидорах, чтобы не получить преждевременный инфаркт, который я непременно получу, потому что пока я ехала с рынка домой, дважды звучал сигнал тревоги и мне приходилось выскакивать из машины в поисках укрытия. Это все к вопросу о кровавой израильской военщине и насилии над палестинским народом.
Все разговоры о том, что Израиль незаконно занимает территории, уйдите и будет мир, сами виноваты, потому что лишаете людей свободы, и пытки, и ужасы, и насилие, и душение, и захваченные земли, и оккупация, и блокада, и бойкот, и доколе, и до тех пор пока – это все очень мило и хорошо кричится. А еще лучше продается. Но реальность абсолютно иная.
Конфликт между арабами и евреями в последние минимум лет тридцать – это не спор за территорию. И не выяснение, кто раньше начал. И даже не требование: уйдите – и да будет вам мир. Это не конфликт цивилизаций, а конфликт между демократией и тоталитаризмом. Между образованием и мракобесием. Между современностью и средневековьем. Между теми, кто живет в реальном мире, и теми, кто живет иллюзиями.
Ведь за что сражаются израильтяне? За право жить. Здесь и сейчас. За что сражаются хамасовские боевики? За право когда-нибудь завоевать мир и установить мировой халифат.
Знаете, сколько на свете мусульман? Миллиард двести миллионов. А евреев знаете сколько? Тринадцать миллионов восемьсот тысяч. И это учитывая, что среди евреев по крови немало тех, кто евреем себя не считает, кто клеймит и судит свой народ и тщательно от него открещивается.
Знаете, сколько в мире стран, официальной религией которых является ислам? 38 штук. И это не считая тех государств, в которых проживают мусульмане и в которых они составляют значительную часть населения. Знаете, какова территория арабских стран, окружающих Израиль? Миллион двести тысяч километров.
А знаете, какова территория Израиля? Двадцать две тысячи километров (зависит от того, как считать, – некоторые насчитывают и того меньше). Мы крошечное государство, зажатое между агрессивными соседями, с которыми иногда удается заключить мир.
Мы крошечный народ, который вынужден встать между современной мягкотелой западной цивилизацией и средневековым жестоким исламизмом. Где Америка? Правильно, в Америке. Где Европа? В Европе. А что происходит в Ираке, Сирии, Афганистане, Ливии? Война.
Мы не ведем борьбу с несчастным (действительно несчастным) палестинским народом. Мы не ведем войну с мусульманами. Мы ведем войну с фанатиками, которые готовы пожертвовать своей жизнью и жизнью своих близких ради иллюзий. И ситуация усложняется тем, что ими руководят абсолютно циничные и прагматичные люди, которые преследуют вполне конкретные цели: деньги, власть, влияние.
Современный мир – чрезвычайно сложное устройство. В нем нет простых решений, нет легких комбинаций, нет четких правил игры. Поэтому невозможно найти одно решение для всех проблем. Израильско-палестинский конфликт – это только слабое отражение того внутреннего противостояния, которое происходит в современном мире.
Израилю приходится принимать на себя главный удар, таково его географическое и политическое положение. Но война, скрытая от глаз, продолжается и набирает обороты. И только с решением общемировой проблемы можно будет остановить этот локальный конфликт. А пока мир во всем мире откладывается.