Права народов

@ с личной страницы facebook.com

11 марта 2014, 15:55 Мнение

Права народов

На обломках империй всегда произрастали новые альянсы. Следовательно, расценивать автономию Крыма можно, не ссылаясь на некие запятнавшие себя декларации, а согласно обыкновенному волеизъявлению граждан.

В связи с последними событиями на Украине двусмысленность понятия о праве народов на самоопределение, которое каждая сторона трактует в свою пользу, вновь приобрела остроту.

Каким должен быть статус Крыма по итогам «украинского кризиса»?




Результаты
537 комментариев

Империи, образованные путём завоеваний национальных государств, рано или поздно распадались, для этого достаточно вспомнить Римскую и Османскую империи и завоевания Александра Македонского. Собственно, и сейчас на наших глазах распадается финансовая империя – Евросоюз, созданная под контролем США, да и гегемония самих Штатов слабеет с каждым днём.

1991 год также принёс немало новых национальных государств, однако вся проблема около извечных укоров в тирании и деспотизме имперских властителей как раз связана с тем, что ясности в понятии о самоопределении нет и не было, поскольку правозащита, как надстройка над римским правом, вещь весьма политизированная, полная двойных стандартов.

Ведь, как ни странно, более всего культура национальных республик цвела именно в составе СССР. Но та модель канула в Лету. На дворе 2014 год.

Возьмём сухую теорию и связанные с ней противоречия.

Право на самоопределение – один из общепризнанных принципов международного права. В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970 г.) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

В этой же декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».

#{image=786534}Право наций на самоопределение провозглашалось ещё в начале XX века правительством США, а также российскими большевиками, закрепление которого было одним из основных требований и направлений начального периода их деятельности.

Однако между правом на самоопределение и принципом территориальной целостности существует явное противоречие. Согласно принципу территориальной целостности государства, территория государства не может быть изменена без его согласия.

Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.

В итоге ситуация усугубила принятая резолюция ПАСЕ на заседании в Страсбурге 4 октября 2011 года за номером 1832, согласно которой «право этнических меньшинств на самоопределение (...) не предусматривает автоматического права на отделение и, в первую очередь, должно быть реализовано методом защиты прав меньшинств, как то означено в Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и в резолюции Ассамблеи № 1334 (2003) о положительном опыте автономных регионов как стимула для разрешения конфликтов в Европе».

Таким образом, становится совершенно очевидно, что данное противоречие даёт карты в руки политикам, собственно, не будем забывать, что тот же Европейский суд по правам человека – самый политизированный из имеющихся.

#{image=786735}Пожалуй, самый вопиющий случай – решение об отказе в латвийском гражданстве негражданину Латвии Юрию Петропавловскому. Суд отказал, несмотря на превосходное знание латышского языка Петропавловским.

Причина – Юрий Алексеевич стал одним из организаторов штаба защиты русских школ в Риге в 2004 году, а вместе с этим он стал и неугодной правительству Латвии персоной, а значит, и всему Евросоюзу.

Следовательно, ссылка на европейские конвенции и Декларации ООН в данном контексте скорее доказывает наличие двойных стандартов, нежели демонстрацию искренней заботы о правах национальных меньшинств. Так о какой вере в чистоту помыслов создателей Деклараций и Конвенций можно говорить после решений ЕСПЧ?

Потому уместно вспомнить прецеденты в сегодняшней Европе, и не только. Каталония, Шотландия, Карабах, Косово – все эти национальные государства сегодня имеют статус автономий.

В Шотландии и Каталонии в этом году пройдёт референдум о независимости, чему, конечно, корпорации оказывают всяческое сопротивление, ведь в эпоху глобализации мировая финансовая элита более всего обеспокоена появлением новых государственных образований, которые могут и не подчиниться чётко отлаженной системе аккумулирования капитала небольшой группкой людей. Так, компания Standard Life уже пригрозила покинуть Шотландию в случае объявления той независимости.

Что отличает автономии сегодня? Тот самый независимый дух сопротивления, имеющийся градус национализма (не путать с нацизмом), местный язык и культурные особенности.

Упомяну, что националистические, праворадикальные и даже сепаратистские течения обрели популярность как раз в связи с глобализацией и корпоратократией (властью корпораций). Уже не первый раз в западной прессе появляются публикации о том, что выборы в Европарламент-2014 принесут антиевропейские партии во власть, как бы парадоксально это ни звучало.

Так, историк, политолог и колумнист английской газеты The Guardian Тимоти Гартон Эш ещё в ноябре 2013 года делал неутешительные для европейского проекта раскладки выборов. Он предсказывает наиболее интересную избирательную кампанию на выборах в Европарламент с 1979 года – теперь по всей Европе существует целая плеяда протестных партий. «Я сильно удивлюсь, если эти партии плохо выступят на евровыборах», – пишет эксперт.

Потому, возможно, и Каталония и Шотландия решили выступить с референдумами именно в этот год, во всех отношениях необычный, ведь все хорошо помнят, что 1914 год привёл к изменению облика Старой Европы.

Любопытно в этой связи будет понаблюдать и за маленькой Латгалией, восточной частью Латвийской Республики, населённой латгалами и русскими, но не латышами, имеющей свой язык и высказывающейся временами, пока правда негромко, а больше на уровне кухонь, за особый статус.

Однако после объявленной Крымом автономии градус сепаратизма может подняться даже в холоднокровной Латгалии. А раз уж географически мы затронули постсоветское пространство, то кто знает, возможно, 2014 год окончательно решит проблему Нагорного Карабаха.

Однако здесь возникает и нравственный вопрос – когда борьба за самоопределение может сгубить целый народ и стереть его с лица земли, и решать подобную дилемму надо лидерам сепаратных настроений. Если положить на одну чашу весов силу и мощь глобализма, а на другую – новые национальные государства, то сегодня глобализм ещё перевесит, но неизвестно, что произойдёт завтра.

Потому, хотя проект СССР остался в прошлом веке, а ничто не вечно под луною, то сегодня мы живём в крайне интересную эпоху не только появления новых государственных образований, но и экономических союзов на основе данных образований, как, например, Евразийский союз, Таможенный союз и набирающий силу БРИКС.

Известно, что на обломках империй всегда произрастали новые альянсы. Следовательно, расценивать автономию Крыма можно, не ссылаясь на некие запятнавшие себя декларации, а согласно обыкновенному волеизъявлению граждан.

Коль скоро люди уверены в том, что смогут улучшить благосостояние народа в условиях автономии, либо в составе РФ или СНГ, то никто не вправе им в этом помешать. То же касается и трепыханий Западной Украины в сторону ЕС: это их право – решать, с каким союзником им лучше.

..............