Баррикады, дымовые завесы, слезоточивый газ, водометы... Так Украина встречает День соборности – 95-ю годовщину воссоединения Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики в единое украинское государство.
Соборность и единство Украины – не более чем миф
Соборность Украины – одна из самых долгоиграющих мифологем отечественной историографии. Соборность, ошибочно трактуемая политиками и общественными деятелями националистического толка как унитарность, по сути, если не отрицает полностью, то значительно ограничивает возможности и права регионов на самобытность; не учитывает их специфические потребности и особенности развития.
Украина ни сегодня, ни в начале ХХ века не могла быть единой, монолитной и неделимой. За многовековую историю становления Украины как государства украинские земли находились в составе разных держав – Польши, Литвы, России, Австро-Венгрии... Отсюда ментальные, языковые, конфессиональные, культурные и экономические различия между регионами.
И объединить их в соборное унитарное государство было просто невозможно. Это прекрасно понимали украинские политические и общественные деятели – от Костомарова до Грушевского. Потому и отстаивали идею федеративного устройства страны. К слову, украинская партия эсэфов – социалистов-федералистов – имела огромное влияние в Центральной Раде.
22 января 1919 года была сделана первая (пусть и спонтанная) попытка создания основ федеративного украинского государства, хотя скорее это был символический акт.
Реальное объединение Украины произошло уже по итогам Великой Отечественной войны. В 1919-м же ЗУНР объединялась с УНР на правах автономии с широкими полномочиями, ЗУНР имела свою армию, принимала законы, проводила собственную внешнюю и внутреннюю политику.
По сути Акт Злуки 1919 года ознаменовал создание Украинской Федерации, которая позволила объединить в единое целое разные по своей исторической судьбе, культуре, традициям, социальным и религиозным особенностям регионы.
К сожалению, этот опыт оказался неучтенным в конце ХХ века. В 1991 году Украина получила независимость, а вместе с ней и гордиев узел проблем, вызванных существенными отличиями между Западом и Востоком, Севером и Югом. «Живой ланцюг» из миллионов украинцев, связавший Львов и Киев, символизировал единение, но не единство Украины. Она по-прежнему оставалась разрозненной.
Спустя 23 года после провозглашения независимости следует признать: миф о соборности сыграл с нами злую шутку. В 1991 году, выбрав унитарную модель устройства, мы заложили мину замедленного действия под фундамент государственности и целостности страны.Мы стали заложниками политики жесткой централизации власти. Лишение территориальных общин самостоятельности и права решать свои проблемы – от языка общения до формирования бюджетов – обрекло Украину на бесконечные противостояния и конфронтации. Диктат центра сделал Украину слабой и уязвимой.
Украинская власть должна понять, что решение проблем центра ценой интересов регионов имело и всегда будет иметь губительные последствия для Украины – вплоть до потери суверенитета. Федерализация, робкие попытки которой были предприняты 22 января 1919 года, является единственной возможностью выйти из системного политического кризиса, уберечь страну от распада и сохранить территориальную целостность.