Не будучи органицистом, я не считаю, что все элементы государственной идеологии обязательно должны быть пережиты и выстраданы народом и что только в этом случае они должны быть приняты как всеобщеобязательные.
Конституция не воспринимается как документ, имеющий непосредственное отношение к жизни людей
Любой народ и в целом, и в большинстве своем может быть неправым и нуждаться в просвещении, как сверху, так и со стороны.
Но когда основной закон государства, его Конституция, у большинства граждан вообще не вызывает никаких мыслей и эмоций, потому что не воспринимается как документ, имеющий непосредственное отношение к их жизни, когда даже образованные граждане не могут вспомнить основы конституционного строя, то это – свидетельство другой крайности, а именно – искусственности этой Конституции по отношению к той реальности, которую она призвана «конституировать».
Чтобы преодолеть эту искусственность, в нашу Конституцию так или иначе должны быть внесены идеологические положения, свидетельствующие о том, что это основной закон не абстрактного государства с виртуальной планеты, а именно России – тысячелетней страны с очень конкретной идентичностью и очень конкретными ценностями.
И самым главным положением должно быть признание определяющей исторической роли православного христианства в формировании русской нации, культуры и государственности (что не тождественно введению государственной религии).
Если этого не будет, то и через 20, и через 30, и через 50 лет отношение большинства граждан России к своему основному закону будет тем же самым, что и сейчас.
Источник: Блог Аркадия Малера