«Залезть в телевизор»

@ из личного архива

21 сентября 2012, 16:20 Мнение

«Залезть в телевизор»

Открываю новую рубрику своего блога «Церковная кухня» для того, чтобы время от времени расставлять точки над ё. В сегодняшнем посте постараюсь заострить ваше внимание на одном распространенном мифе-штампе: «Попы в телевизор лезут».

Иерей Святослав Шевченко

руководитель отдела по связи с общественностью Благовещенской епархии

По роду своей деятельности мне приходится мониторить не только СМИ, но и блогосферу. Когда-нибудь обязательно сделаю робкую попытку классифицировать основные стереотипы-претензии к Русской православной церкви современных сторонников критической мысли.

В информационной среде действуют практически те же законы, что и в экономической: спрос рождает предложение

А пока открываю новую рубрику своего блога «Церковная кухня» для того, чтобы время от времени расставлять точки над ё. В сегодняшнем посте постараюсь заострить ваше внимание на одном распространенном мифе-штампе: «Попы в телевизор лезут».

На видеокамеру – как на амбразуру

Уважаемые читатели, ну хоть на минуту представьте, как это выглядит? Меня представленная картина весьма смешит: группа людей в черных рясах бегают за корреспондентами и норовят попасть в объективы фото- и видеокамер, а журналисты всячески уворачиваются. Если отбросить в сторону фантазии, то мы придем к совершенно четкому выводу: на церковную информацию в российской медиасфере появился реальный спрос. Да-да, в информационной среде действуют практически те же законы, что и в экономической: спрос рождает предложение.

Спрос на церковные новости рождает

К чему это я? А к тому, что «залезть в телевизор» среднестатистическому батюшке не получится просто так. Сегодня редакции различных информационных агентств, телеканалов, радиоканалов, периодических изданий состоят из профессионалов своего дела. У журналистов сегодня сформирован особый вкус к информационным поводам. Другими словами, прежде чем новость попадет на экраны телевизоров, мониторов компьютеров и газетные полосы, она пройдет целую цепочку вкусовых «дегустаций»: журналист – продюсер/выпускающий редактор – главный редактор. Это еще не считая «генеральной линии партии», то есть пробы лица, собственно владеющего данным СМИ. Можно с уверенностью сказать, что новость, прежде чем дойти до готовности к потреблению, проходит различные редакторские фильтры. И нередко что-то отсеивается, поскольку особливо в крупных городах различных мероприятий пруд пруди. Короче говоря, не все попадает в эфир или в номер.

Журналист не клюнет

Тем более ныне к новостным событиям церковного характера особые требования. Сегодня мало кто из журналистов клюнет на какой-нибудь церковный праздник, если это, конечно, не Пасха, Рождество, Крещение и Вербное воскресенье. Последние изобилуют интересными картинками для электронных СМИ в виде крашеных яиц, зимних купаний и раздачи воды. Другой двунадесятый, не входящий в этот список, вряд ли попадет в пучок внимания прессы. Следовательно, чтобы новостейка прошла по СМИ, нужен очень интересный информационный повод.

Будни епархиальной пресс-службы

Никто не собирается спорить с тем фактом, что новостных материалов о делах церковных стало несколько больше, чем было до этого. Но в этом нет сугубой вины Церкви. Разве только в том, что к ней стал проявляться пронзительный интерес со стороны журналистского сообщества. Но в этом виноват тот же самый злополучный спрос. Например, мне как руководителю пресс-службы епархии ежедневно поступает от 3 до 7 звонков от представителей разноформатных средств массовой информации. И это в провинциальном городе с населением в 220 тысяч человек. Все, что мы делаем, – это публикуем новости на своем епархиальном сайте. Иногда раскидываем пресс-релизы. Остальное – это работа наших светских коллег-журналистов.

Кадровые причины информационной активности Церкви

То, что новостных поводов о Церкви стало больше, еще и последствия смены патриарха. Сегодня предстоятель Русской православной церкви – энергичная медийная фигура. Более того, реформирование церковной структуры в виде разукрупнения епархий тоже приносит свои плоды. Во-первых, епархиальный центр, а значит и информационная активность вокруг него, становится ближе к районным СМИ. Во-вторых, на смену пожилым архиереям приходят молодые епископы, зачастую ведущие блоги и имеющие аккаунты в социальных сетях. То есть епархии возглавляют люди, понимающие, что такое информационное пространство сегодня.

В связи с чем хочется подытожить, что духовенство епархий не прилагает усилий для выхода в СМИ – журналисты сами идут к священнику, который, имея стройную точку зрения, зачастую становится ньюсмейкером, интересной личностью для окружающих, а значит будет смотреться в сюжете, репортаже и публикации.

Источник: Блог иерея Святослава Шевченко

..............