Непрерывное углубление глобальных проблем нашей цивилизации ясно демонстрирует то, что называют антропологическим кризисом: утрату подлинных смыслов жизни и деятельности. Ключевым звеном всех глобальных проблем выступает экологическая проблема. Деятельность человека в нарастающем темпе разрушает экосистему Земли, а вместе с ней физические условия ее существования.
Подобно тому, как человек искусно вытесняет страх и ожидание смерти, человечество таким же образом вытесняет страх надвигающейся гибели
Человечество неуклонно движется к гибели, оно знает это, но не может остановиться в своей самоубийственной деятельности. В этом, пожалуй, наиболее яркое проявление абсурда, экзистенциального тупика, в который вошло человечество. Удивительно все же, что при понимании этого не видно никаких решительных действий, способных что-то изменить. Разговоры о надвигающейся катастрофе стали привычными, тонут в обыденной потребительской и политической суете. Вместо решительных действий – жалкая их имитация со стороны власть имущих и пассивность, скепсис, уныние так называемой интеллектуальной элиты. Упадок духа порождает упадок воли.
Подобно тому, как человек искусно вытесняет страх и ожидание смерти, человечество таким же образом вытесняет страх надвигающейся гибели, отдаваясь во власть ложных надежд и символов веры, совершенствуя способность самообмана. Создается впечатление, что именно в области самообмана люди достигают сейчас творческих высот – настолько искусно, убедительно они «объясняют» и оправдывают свои намерения и действия. В этом проявляется рост дефицита самопознания, столь характерного для нынешнего состояния нашего так называемого «общества знания», в котором человек «знает всё, но только не себя». Однако уже элементарный анализ показывает, что цели и способы внешней деятельности в существенной мере зависят от уровня самопознания, от знания человеком своих подлинных свойств, подлинных потребностей и перспектив. Поддержание иллюзорных, «удобных» представлений о себе и других, «уход от себя» есть средство оправдания того, что мы творим вокруг. Не потому ли самой главной, самой родственной и значимой для массы фигурой является сейчас актер и лицедей?
Впрочем, дефицит самопознания был характерен для всех этапов истории человечества. Бросается в глаза разрыв, вопиющая несоразмерность познавательной и преобразующей деятельности, направленной во внешний мир, с одной стороны, и самопознания и самопреобразования – с другой. Я называю это фундаментальной асимметрией в познавательной и преобразующей деятельности человека. Подавляющая по своему масштабу активность человека, направленная во внешний мир, при мизерных результатах самопознания и самопреобразования – характерная черта всех исторических эпох и всех народов, что указывает на ее обусловленность природой человека, т. е. генетическими факторами. И мы унаследовали это свойство от наших животных предков.
У всех живых существ активность почти целиком направлена во внешний мир, что определяется фундаментальной генетической программой, задачами приспособления к среде и выживания (поисками пищи, благоприятных физических условий, полового партнера и т. п.). Но у животных все проявления внешней активности хорошо скоррелированы с достаточными для них формами самоотображения и самовоздействия (отображения своей телесности, общего состояния организма, управления органами движения и т. д.). Потребности животных стабильны, энергетика их воздействий на внешнюю среду минимальна, практически не меняется, она не разрушает экосистему, а наоборот, служит фактором поддержания ее самоорганизации.
У человека же в силу определенных генетических новаций, возникших в процессе антропогенеза, взаимодействие со средой существенно изменилось. Вместе с производственной деятельностью все сильнее давал о себе знать неограниченный рост потребностей. Будучи социальным существом, человек продолжает действовать как животное, направляя свою колоссальную активность во внешнюю среду, – таков главный вывод. Эта биологическая программа незыблемо укоренена в природе человека. Именно фундаментальная асимметрия в познавательной и преобразовательной деятельности человека служит источником углубления экологической и других глобальных проблем, а тем самым – источником антропологического кризиса.
История конфликта между социумом и живой системой Земли наводит на мрачную аналогию с раковой опухолью. В силу изменившейся программы раковая клетка чрезвычайно быстро развивается и размножается по сравнению с нормальными клетками и для этого берет вещество и энергию из них, разрушая тот орган, в котором она укоренилась, рассылая отделяющиеся от опухоли клетки в другие органы. В результате она убивает организм и тем самым убивает саму себя. Но ведь и человеческое общество, будучи вначале в масштабе земной экосистемы микроскопическим образованием с ничтожной энергетикой, развивается чрезвычайно быстрыми темпами, потребляя вещество и энергию из внешней среды, захватывает всё новые регионы, обретает колоссальную энергетическую мощь и разрушительную силу. И теперь мы можем ясно разглядеть близкую перспективу экологического коллапса.
Расчеты показывают, что состояние сингулярности, динамического хаоса может наступить к середине века. За ним либо деградация и гибель человечества, антропологическая катастрофа, либо выход на качественно новую ступень социальной самоорганизации.
Каковы мыслимые пути выхода на этот качественно новый этап?
У нас нет однозначного ответа. Ясно одно: надо либо изменить биологическую природу человека путем реконструкций в его геноме, либо пойти по пути воплощения разума и социальной индивидуальности в небиологической самоорганизующейся системе, т. е. по пути трансгуманистических преобразований.
Теоретически мыслимы оба эти варианта. Но первый путь представляется более сложным, долгим и более рискованным, способным повлечь неконтролируемую цепную реакцию мутаций, возникновение таких новых живых существ, которые не оставят человеку места на Земле.
Второй путь представляется предпочтительным, так как он:
1) оставляет в стороне радикальное вмешательство в геном человека и необходимость погружения в бездну генетических сложностей и немыслимых последствий, позволяет оставаться на уровне сравнительно контролируемых результатов цифрового моделирования,
2) опирается на сравнительно развитую теоретическую базу информатики, кибернетики, робототехники, может использовать достижения психологии, генетики и нейронауки в области исследований познавательных процессов, феноменов сознания и личностной самоорганизации,
3) находится в главном русле конвергентного развития НБИКС (нанотехнологий, биотехнологий, информационных, когнитивных и социальных технологий); это особенно важно подчеркнуть, так как именно НБИКС определяет сейчас разработку самоорганизующихся систем на небиологических субстратах,
4) создает перспективу радикального продления жизни вплоть до кибернетического бессмертия и тем самым новую антропологическую перспективу, формирует такую систему смыслов и ценностей, которая расширяет горизонт нашей биологически ограниченной ментальности и духовности, что служит условием преодоления антропологического кризиса,
5) открывает реальные возможности замены вещественно-энергетического потребления информационным, что способно не только устранить энергетическую проблему, но кардинально изменить отношения со средой, прекратить ее разрушение,
6) не препятствует параллельным процессам исследования биологических систем с целью сохранения жизни на Земле; ведь если представить, что человечество вдруг перестало существовать (или прекратило, наконец, свою разрушительную деятельность), то даже при нынешних серьезных экологических нарушениях жизнь на Земле способна все же укрепиться и существовать многие тысячелетия,
7) имеет то стратегическое преимущество, что гарантирует сохранение и развитие человеческого разума – ведь биологическая жизнь подвергается постоянным угрозам и может быть уничтожена в результате катаклизма, вызванного воздействием из космоса или физическими изменениями на самой Земле; а вместе с жизнью будет уничтожен и человеческий разум.
Таковы в общих чертах те положения, которые определяют задачи, поставленные в проекте общественного движения «Россия 2045». Оно, по моему глубокому убеждению, заслуживает всемерной поддержки. И прежде всего потому, что создает серьезные посылки для организации под приоритетом России мощного международного субъекта, способного изменить гибельный вектор земной цивилизации. Оно ставит сверхзадачи, отвечающие самым сокровенным, извечным чаяниям человечества, стимулирует принципиально новый тип осмысления человеческого бытия в мире, способного преодолеть свои биологические и земные узы, открыть новые смыслы и ценностные ориентиры, новую антропологическую перспективу.