В Красноярске открылась скандально известная экспозиция Марата Гельмана* – та самая «Родина», которой возмущались пермяки и за аналог которой (ICONS) галеристу пришлось пострадать на Кубани. Правда, плевки в лицо – не нагайки казацкие, но моральный ущерб платочком не вытрешь.
Даже фанатичный гельманофил признал бы – эта «родина» тут не главная, поскольку наличие мощных работ других художников не только задает контекст, но и в текст вторгается
Здесь, за Уралом, художественные злоключения продолжились. В Новосибирске выставку вообще собирались отменить, но все же открыли, вынеся за скобки инсталляции Хаима Сокола и Татьяны Антошиной – карту России, составленную из половых тряпок, и многоглавый собор с маковками из голубых клизм. Но маскировка не помогла – патриотические пикеты сопровождали действо, и виновник торжества на берега Оби предпочел не являться.
Зато в город на Енисее культуртрегер Гельман собирался прибыть в назначенный срок, сообщил в своем блоге, что готов совершить за день два длинных перелета: из Вены – в Москву, а из Москвы – в Красноярск. Правда, ему не понравилось, что вместо «Родины» была объявлена какая-то «Неизвестная страна художников». Гельман объяснил это совковыми страхами провинциалов и желанием местного куратора встрять на место маститого искусствоведа. При этом душезнатец оказался еще и ясновидцем: он с удовлетворением отметил, что Сокол и Антошина опять воспряли из подсобок и украсят отдельную выгородку среди открытых площадок Красноярского выставочного центра. Он также высмеял красноярских патриотов, написавших письмо протеста в краевое министерство культуры, но почему-то не решающихся проводить пикеты. В общем, мне лично этот предполетный комментарий Марата Гельмана показался сумбурным – с какими-то не вполне адекватными претензиями, поэтому неявка галериста на открытие красноярской выставки меня не очень удивила.
(фото: Павел Полуян) |
Оказалось, кстати, что Гельман вообще не понял замысел местных устроителей. Он полагал, судя по всему, что его «Родина» ворвется сюда, как некий бразильский карнавал в пустые скучные кварталы. Между тем бывший красноярский музей В.И. Ленина, ныне превращенный в центр современного искусства – это огромное здание, заполненное затейливыми художественными концептами, где объекты гельмановской коллекции оказываются не самостоятельными единицами, а погружаются в нестандартный контекст. Достаточно сказать, что знаменитый «Проект «Мавзолей» Комара и Меламида просто теряется среди изощренных придумок красноярских художников, старавшихся из экспонатов бывшего музея Ленина сотворить нечто актуальное. Тут голограммы ходячие в интерьерах мини-кабинета вождя революции, а у отсталых москвичей – бегущая строка с невнятными смыслами...
- Организатор «Монстрации» готовит перфоманс с противниками выставки Гельмана
- Казаки сорвали выставку Гельмана в Краснодаре
- Гельман: Митинг против открытия выставки в Краснодаре был организованным
- Представители Церкви требуют запретить проект Марата Гельмана ICONS в Краснодарском крае
Но основная часть выставки с огромными полотнами Дубоссарского/Виноградова, Гапонова/Котешева, Калинина/Богдалова органично вписалась в изломанную кубатуру двух залов нашего постмодернистского музея – под красным транспарантом со словом «родина». Но, думаю, даже фанатичный гельманофил признал бы – эта «родина» тут не главная, поскольку наличие мощных работ других художников не только задает контекст, но и в текст вторгается. Скажем, появилась тут перед нами работа Алексея Беляева-Гинтовта с названием «Родина-дочь». А на набережной Енисея, рядом с Выставочным центром, давно уже красуется могучая железная матрешка красноярца Василия Слонова, именуемая «Родина-мать». Не иначе красная Валькирия вышла в мир как раз из недр этого металлического кокона! Так что вполне правомерно образовалась здесь целостная экспозиция с новым названием «Неизвестная страна художников», где гельмановская подборка стала органичной частью. И вполне правомерно убрали из этой общей экспозиции вышеупомянутые инсталляции из тряпок, банок и клизм – эти примитивные либерастические подковырки в общий художественный ряд не вписались. Судя по всему, такое своеволие красноярских экспозиционеров сильно обидело Марата Александровича – потому он и не прилетел к нам в Красноярск.
Мне лично жалко, что он не прилетел. Я так ждал, так готовился... Специально к открытию выставки инновацию накреативил! Арт-реакцию придумал интерактивную с номинацией «ОСВЕЖИТЕЛЬ ДУХА» и успешно провёл её во время церемонии открытия. Использовал технику аэрограффити для установления воздушно-виртуальных меток и очищения художественной атмосферы. В сопроводительном релизе акции мной сообщалось, что неприятный душок, который сопровождал выставку «Родина», должен быть устранен с помощью здорового сибирского духа: «Для этого применяется стандартный баллон освежителя воздуха. Автор отмечает, что применяемый им метод аэрограффити может быть распространен и конкретизирован при помощи других источников запаха (дихлофос, туалетные воды и т.п.)».
ИЗ СОПРОВОДИТЕЛЬНОГО ТЕКСТА:
Вопрос: Означает ли использование освежителя воздуха, что Вы расцениваете нынешнее мероприятие как говновыставку, её участников как говнохудожников, а выставленные произведения – как говноискусство?
– Ни в коем случае! На этой выставке представлено много достойных образцов современного искусства, но, к сожалению, в художественном пространстве есть и негативные интеллектуальные выделения. Они должны быть помечены – для этого и применяется метод аэрограффити.
Вопрос: Вы намекаете на что-то определенное?
– Я имею в виду баночки для гельминтов, украшенные голубенькими анальными предметами. Это – позорная композиция, наносящая психический вред в процессе её созерцания.
Вопрос: Созерцание искусства может нанести вред зрителю-созерцателю?
– Как ни печально, но это так. Коммуникационные сигналы, знаки и послания в некоторых случаях могут быть заражены так называемыми НООВИРУСАМИ – негативными информационными программами, которые наносят вред людям на уровне первичных психических функций.
Вопрос: Что же делать?
– Надо ставить метку. Например, на пачке сигарет ставится метка «Курение – убивает!» Это делается для предупреждения о химической вредности потребляемого продукта. Точно так же на некоторых произведениях искусства надо ставить предупреждающую метку. Люди не сразу осознали опасность определенных химических веществ, вот и теперь – пришла пора понять вредоносность некоторых информационных месседжей. И лучшая метка – запах. Кстати, я использую баллончик, предназначенный не для глушения вони экскрементов, а освежитель «Антитабак».
Вот такие дела. Хорошо, что мне пользовать этот баллончик пришлось чисто символически (пару раз пшикнул перед журналистами). Ходить по залам не понадобилось, поскольку все грязные художества очутились за бортом экспозиции. В целом выставка, организованная в Красноярске, оказалась позитивной.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом