Международный валютный фонд (МВФ) полон скепсиса и пессимизма. Оценки здоровья мировой экономики граничат с диагнозом «хронически больной в острой фазе увядания».
Замедлить шаг к краю пропасти – совсем не значит избежать ее
После прочтения дополнений в Обзор мировой экономики (World Economic Outlook), Доклада о финансовой стабильности мира (Global Financial Stability Report) и Фискального монитора хочется спрятаться в некую тихую гавань без бондов, акций и сложных финансовых инструментов, закупить на все бумажные деньги золота, затариться всем необходимым для скромной, сытой жизни и запастись терпением на ближайшие годы. Глобальная финансовая система разваливается на глазах. Правительства не могут договориться с частными кредиторами. Коммерческие банки не могут решить свои проблемы без поддержки центральных банков и правительств. Евросоюз недоволен США. Америка понукает Европу и Китай. Поднебесная и ВТО жалуются на протекционизм Запада. Только богатым нефтью и газом арабским странам хорошо. Для них лишь бы не было войны и обвала рынка энергоресурсов.
Затягивание петли нерешенных проблем
По мнению МВФ, восстановлению глобальной экономики «угрожает рост напряжения в зоне евро и слабости экономической системы в других регионах. Финансовые условия и перспективы экономического роста ухудшились, а риски ухудшения экономического положения выросли». Всего за пять месяцев прогноз по темпам роста мировой экономики в 2012 году сократился на три четвертых процентных пункта, до 3,25%. Страны зоны евро войдут в полосу рецессии, в основном из-за роста стоимости государственного заимствования, очищения банков от плохих активов и ужесточения бюджетной политики. Прогноз по этим странам был существенно снижен – на 1,5 процентных пункта по сравнению с сентябрем 2011 г. ВВП развитых стран в 2012–2013 гг. будет прирастать ежегодно на 1,5%.
При наличии определенных геополитических рисков МВФ прогнозирует устойчивые цены сырой нефти на уровне 99 долларов за баррель в течение 2012 года. А вот цены на другие сырьевые ресурсы упадут на 14%. Это хорошие новости для импортеров продовольствия, древесины и металлов, но плохие для их экспортеров.
Восстановление экономического роста возможно после восстановления доверия к институтам, должникам и полисимейкерам. Добиться этого очень сложно, поскольку вокруг одни и те же лица, консультанты, неизменные инструменты государственного интервенционизма. И МВФ, и полисимейкерам на национальном уровне в голову, в первую очередь, приходят стандартные, но уже успевшие стать опасными меры стимулирования: дешевые деньги для избранных банков и корпораций, государственные программы под прикрытием инновационного развития и новые заимствования. Споры идут лишь о том, в каком объеме перераспределять деньги через бюджет, какие направления развития считать инновационными и кого включать в пул «стратегических» приоритетов.
МВФ дает национальным правительствам противоречивые рекомендации типа «стой на месте, иди сюда». С одной стороны, нужно стимулировать спрос через госрасходы, убеждать частный сектор увеличивать инвестиции и занятость. С другой стороны, нужно избавляться от плохих активов, снижать долги и ликвидировать инвестиционные ошибки. Это только в эконометрических модельках может быть четкая синхронизация этих процессов, качественное исполнение чиновниками и банкирами своих функций. В реальной жизни гарантированы структурные искажения, макроэкономические извращения и фискальные перекосы.
#{intervieweco}Экстренные меры спасения стали нормальными средствами стимулирования
МВФ рекомендует стимулировать экономический рост и одновременно улучшать балансы банков путем инъекций капитала, в том числе из бюджета. Эксперты Фонда не уточняют, откуда у правительств вдруг появятся свободные ресурсы на рекапитализацию банков, поскольку они сами работают с хронически высокими бюджетными дефицитами, под давлением высоких долгов. Повышать налоги? Так они и без того находятся на запредельном уровне. Увеличивать темпы заимствования? Так кредитные ресурсы сегодня очень даже недешевые. Проводить приватизацию? Конечно, нужно, но сегодня инвесторы крутят носом и не готовы выкладывать большие деньги за банковские и даже инфраструктурные активы. Они ждут активизации рынка медведей, т. е. рынка падающих цен на ценные бумаги, когда акции тысяч компаний будут стоить копейки. В такой ситуации увеличение роли и места государства в спасении проблемных банков означает привлечение ресурсов центральных банков, т. е. денежная эмиссия. А это очень опасный путь, поскольку он ведет к росту инфляции и общей макроэкономической дестабилизации.
МВФ также рекомендует не спешить со «слишком быстрой» делеверизацией, т. е. восстановлением благоприятного баланса между плохими долгами и активами, поскольку можно нарваться на «опустошительный кредитный стопор». Что такое «слишком быстрая» санация банковской системы, МВФ не пишет. Отложенные проблемы со временем станут еще более сложными и уж точно не рассосутся сами собой. Замедлить шаг к краю пропасти – совсем не значит избежать ее. МВФ рекомендует плохое лекарство от сложной болезни, опасаясь летального исхода всего организма мировой финансовой системы. Три года назад Фонд рекомендовал практически то же самое, но в рамках пакета экстренных мер выхода из кризиса. Сегодня он предлагает переименовать эти действия в меры по обеспечению экономического роста и считать их не экстренными, а нормальными.
Европейскому союзу остро нужна поддержка США, но Америка погружена в свои острые финансовые проблемы. Призыв МВФ создать более безопасную мировую финансовую систему сталкивается с брутальной реальностью ее ускоренной фрагментации. Если американцы примут закон, по которому европейские бонды будут считаться рискованными, то и Евросоюз в накладе не останется. Обмен очередной порцией финансовых барьеров никому не пойдет на пользу. В такой ситуации выполнение еще одной рекомендации МВФ – создание большой, надежной системы защиты финансового сектора – малореалистично. Европейский фонд финансовой стабильности слишком мал, чтобы самостоятельно решить эту задачу. Фонд говорит о необходимости его увеличения, но снова встает вопрос: «А где взять «живые» деньги?» Германия и без того обременена долгом поддержки единого европейского проекта. Франция не готова стать донором ЕС и зоны евро. Скандинавские страны умело управляются со своими национальными финансами и не хотят разрушать их устойчивость в рамках спонсорской помощи Италии, Испании, Португалии или Греции. Вся надежда МВФ и ЕС – на Европейский центральный банк (ЕЦБ). Мол, пусть покупает облигации национальных правительств и предоставляет проблемным банкам почти бесплатную ликвидность. Он уже начал это делать, как и американская Федеральная резервная система (ФРС). Это прямой путь к надуванию очередных пузырей и росту инфляции.
Глобальная федерация с мировой финансовой полицией
МВФ легкомысленно продолжает верить в ответственность и порядочность национальных полисимейкеров, но не забывает и про роль наднациональных структур. Фонд призывает создать орган по надзору за макроэкономической стабильностью (macroprudential gatekeeper), чтобы «обеспечить координацию планов по делеверизации с поддержкой притока кредитов для финансирования экономической деятельности и противодействия резкого падения цен на активы». В Евросоюзе такой орган должен был бы координировать работу таких институтов, как European Banking Authority (EBA), European Systemic Risk Board (ESRB), надзорных органов национальных банков и самих банков. Таким образом, МВФ не намекает, а прямо говорит о том, чтобы в рамках Европейского союза передать еще большие полномочия наднациональным органам и ускорить процесс его федерализации.
Руководители МВФ не прочь увеличить надзорные полномочия и бюджет своей организации, но уже в рамках макроэкономического надзора за мировой экономикой. Такое решение выгодно международной бюрократии, но не способно ликвидировать причины нынешнего глобального кризиса. Безответственность распорядителей чужого (чиновников и политиков) на локальном, национальном уровне, иждивенчество структур too-big-to-fail (слишком большие, чтобы обанкротиться) и фрустрацию злого, все чаще безработного населения не решишь декларациями, меморандумами и рекомендациями МВФ, ООН Всемирного банка и даже самого профессионального глобального надзорного органа. У них нет и не будет полномочий заблокировать счета правительств, ввести внешнее управление или в случае неповиновения – «голубые» каски глобальной финансовой политики.
Беларусь стоит в стороне от разборок сильных мира сего на международном уровне. Как бы ни развивались события, мы должны будем адаптироваться к договоренностям/конфликтам между США, Европой, Японией и Китаем. На нас в значительно большей степени влияют условия поставки энергоресурсов из России и режим торговли с ней, чем перипетии Запада и Востока. Так или иначе, наступило то время, когда нужно думать своей головой, вырабатывать свою экономическую политику. Сегодня идеалов для подражания в мировой экономике практически не осталось.
Источник: Блог Ярослава Романчука