«Защита ислама»
9 сентября 2011, 22:01 Мнение

«Защита ислама»

11 сентября 2011 года в мире юбилей. С одной стороны, десятилетие трагических событий в Нью-Йорке, с другой – десять лет исламофобии. Такого масштаба и накала исламофобии мировая цивилизация не знала.

Ивар Максутов

религиовед, председатель Московского религиоведческого общества на философском факультете МГУ имени Ломоносова

11 сентября 2011 года в мире юбилей. С одной стороны, десятилетие трагических событий в Нью-Йорке, с другой – десять лет исламофобии. Такого масштаба и накала исламофобии мировая цивилизация не знала. Сегодня терроризм, радикальная экстремистская религиозность, по сути, приравниваются к исламу. Мы говорим «ислам» – подразумеваем терроризм. Говорим «терроризм» – подразумеваем ислам.

Мы говорим «ислам» – подразумеваем терроризм. Говорим «терроризм» – подразумеваем ислам

Если бы не недавние события в Норвегии, мы бы, может быть, и не попытались даже представить, что может быть терроризм с другим лицом. Скажем, христианский терроризм. Это вопрос – как называть Брейвика, но так или иначе его идеи и то пространство, из которого он происходит, заставляют нас маркировать его как постхристианский, псевдохристианский.

Исламское пространство сегодня испытывает крайне острую проблему с собственным пиаром. Видна неспособность продемонстрировать культурные особенности этой древней религиозной традиции, неспособность показать другую сторону ислама. Кроме того, чтобы бравировать какими-то историческими фактами вроде – если бы не ислам, европейцы бы до сих пор руки перед едой не мыли.

Помимо фактов прошлого нужно говорить о настоящем. Зачастую исламский мир не может этого делать, а медиа очень активно принимает всевозможные истории, демонстрирующие варварский характер исламской культуры – скажем, когда восьмилетних девочек выдают замуж. Действительно, варварский факт, но говорить о других сторонах исламской культуры затруднительно.

#{image=551354}События 11 сентября породили тенденцию, которую можно назвать исламофобской тенденцией в современной европейской культуре. В первую очередь европейской, потому что Европейский союз тогда начинал формироваться, и для формирования такого проекта очень выгодно было появление подобного контрфакта. Этот исламский фактор позволил Европу консолидировать, так же, как факт присутствия католической церкви и антикатолические настроения. В современной Европе этот фактор очень активно педалируется. И это серьезная проблема для дальнейшей интеграции Европы, потому что это проблема мультикультурализма.

Такие настроения касается не только Европы, но и западноевропейской цивилизации в целом, и России. Очень важно пересмотреть отношение к исламу и попытаться взглянуть на него другими глазами.

Защита ислама сегодня – это защита в первую очередь права религии на автономию, попытка выйти из гетто. Для ислама это естественно, поэтому привносимый в Европу, он считает, что вправе поступать согласно своим религиозным нормам и обычаям. Право мусульман резать баранов на Курбан-Байрам – это естественное право религиозной традиции отправлять собственные нужды. То же самое – сегодня в России было бы странно, если бы кто-то попытался запретить крестные ходы.

Проблема тут двусторонняя. С одной стороны, государство не создает достаточных условий, чтобы религия могла осуществлять свои функции в пределах определенных автономий. С другой стороны, религиозные сообщества не очень готовы к новой форме репрезентации себя.

30 августа в Москве в очередной раз прошел праздник Ураза-Байрам. И опять возникла проблема. Разумеется, три мечети не могут вместить все те тысячи, которые хотят посетить праздничную службу. Это проблема в первую очередь государственного контроля и регулирования. Поддержка других религиозных сообществ пошла бы на пользу, скажем, Русской православной церкви. Но и сами мусульмане могли бы преподнести обществу и медиа один из самых своих светлых праздников с какой-то новой стороны. Попытаться рассказать о нем не брошюрами, а в интересной форме, фестивалями, может быть. Ничего подобного произведено не было. Все факты, которые мы получаем об исламе сегодня, – это террористические атаки, усиление исламизма.

Это вопрос образования. Проблема нерешенная для российского общества. Это проблема переоценки позиции религии. Мы, с одной стороны, уже не в ситуации модерна, где религия остается в пространстве гетто и личной жизни, но общество остается в правилах модерна, где религия – дело частное, которое не может выноситься в публичное пространство.

Медиа неспособны к ювелирной работе в отношении религии. Не умеют рассказывать о религии, не могут это делать. Поэтому, когда мы сегодня вновь и вновь обращаемся к 11 сентября, мы смешиваем терроризм и ислам. Нужно провести границу. Исламское сообщество очень негативно относится к тому, что произошло в Нью-Йорке и, разумеется, это осуждает. Когда мы говорим «радикальный ислам», мы говорим об очень небольшой прослойке этого сообщества. И для того, чтобы это понимать, нужно пойти чуть глубже в изучении ислама.

Источник: Russia.ru

..............