«Продажа «фамильного серебра»

@ ИТАР-ТАСС

19 июля 2011, 21:14 Мнение

«Продажа «фамильного серебра»

Белорусская номенклатурная сороконожка кровно заинтересована в сохранении суверенитета Беларуси. Члены этой команды понимают, что в объятиях России они теряют статус, рынок и бизнес.

Ярослав Романчук

экс-кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года, руководитель Научного исследовательского центра Мизеса, заместитель председателя Объединенной гражданской партии

Сегодня только ленивый не говорит о приватизации в Беларуси. Продажа «фамильного серебра» будоражит сознание. Идут активные спекуляции, что входит в это понятие и не пересекается ли оно часом с понятием «убыточные активы». Суммы потенциальных сделок поражают воображение. Зависть большинства (оно, как всегда, остается с носом) не останавливает жадность меньшинства. Номенклатура не хочет упустить свой уникальный шанс. Одна–две сделки – и ты долларовый миллионер. Народ ропщет. Он хочет, чтобы приватизация шла по справедливости, чтобы и ему что-то перепало. Поскольку он в это не верит, то выступает против приватизации в целом. Мол, тогда не доставайтесь вы, активы, никому.

В свое время семибанкирщина спасла Ельцина. Глава Беларуси делает ставку на сороконожку отраслевых управленцев

В демократической стране мнение народа правительство и номенклатуру еще как-то могло остановить. В Беларуси же верхушка номенклатуры давно отделила себя от электората. И не только заборами вокруг шикарных особняков, а, в первую очередь, написанными под себя законами и работающими для сохранения их стабильности судами. Народ в очередной раз «обули». На этот раз более чем 50-процентной инфляцией и более чем 100-процентной девальвацией. Циничный, выверенный шаг перед началом массовой распродажи активов. Номенклатура решает им целый ряд задач. Во-первых, инфляционно-девальвационная политика резко снижает стоимость государственных активов. Во-вторых, устраняются потенциальные конкуренты на внутреннем рынке. Сбережения будут нужны для того, чтобы удержаться на плаву и выжить, а не чтобы претендовать на покупку государственных активов. В-третьих, сбивается интерес иностранных инвесторов. Погруженная в мутную макроэкономическую воду Беларусь стала территорией высоких политических и экономических рисков. В-четвертых, под шумок валютного кризиса, под знаменем «сохранения суверенитета» и привлечения иностранных инвестиций можно без особых проблем легализировать вывезенные из Беларуси деньги. На них номенклатура и их агенты в частном бизнесе собираются купить то, что стало источником их же богатства в последние 15–20 лет.

Схема бесстыдная своей простотой. Сначала протоолигархи Беларуси (те, кто получил возможность богатеть при первом президенте) подсели на бюджетные потоки и государственные активы. Они приватизировали прибыль и национализировали убытки; беззаботно брали кредиты, безрассудно жили в долг, особо не утруждая себя дефицитом платежного и торгового баланса. Случались и удачные бизнес-проекты.

Как только зарабатывать по-старому стало невмоготу, они «убедили» своих партнеров в Вертикали включить самую эффективную систему перераспределения ресурсов – инфляцию. Ее убойная сила удвоилась за счет девальвации. Почти точь-в-точь была воспроизведена система народного грабежа второй половины 1990-х. Только сегодня, в отличие от начала 2000-х, у белорусских протоолигархов гораздо больше денег. И для страны уже нет дешевых российских энергоресурсов. К тому же жмут тесные рамки Таможенного союза, да и кредит доверия Кремля к А. Лукашенко практически испарился.

«Молодые волки» Вертикали 1990-х разбогатели, раздобрели и распустились. Пришло понимание, что повторить финт с нефтяным оффшором, бартерными поставками товаров за газ и электроэнергию не удастся. Груз собственных ошибок и давление Кремля-кредитора не позволяют войти в одну и ту же реку дважды. Приходится выбирать среди следующих основных сценариев: 1) распределить самые «шоколадные» куски госсобственности среди своих, 2) пойти на честную приватизацию и узаконить открытую конкуренцию, 3) продавать основные активы России взамен на политическую «крышу» и доступ на рынок, 4) либерализовать экономику, демократизировать общество, восстановить отношения с Западом (МВФ), открыться для Украины и ЕС и 5) закрыться от всех, запретить населению пользоваться валютой и монополизировать импорт. Понятно, что белорусские протоолиграхи не смогут убедить А. Лукашенко пойти на крайние сценарии № 4 и 5. Жить в условиях европейской Северной Кореи они не хотят. Нет у них искренней любви к свободному рынку, зато есть страх перед российскими олигархами и открытой конкуренцией даже в рамках Таможенного союза. Поэтому единственным приемлемым вариантом для белорусских протоолигархов является сценарий № 1. А. Лукашенко тоже понимает, что народная любовь при 50-процентной инфляции, двукратной девальвации и почти одном миллионе рабочих мест под угрозой – это вещь неустойчивая. Опереться на Кремль тоже больше не удастся. Надо искать и создавать новых союзников, а заодно пытаться решить целый ряд своих проблем.

Принцип «рука руку моет» положен в основу взаимоотношений главы государства и белорусских протоолигархов. Вот что дает А. Лукашенко белорусским нуворишам: близкий к монополии статус на внутреннем рынке, защита от конкуренции и поглощения кредиторами, бюджетная/административная/правовая поддержка, право покупки госактивов по дешевке при условии учета интересов дисижнмейкеров. Это достаточно щедрый пакет. Взамен белорусский президент получает следующее: полностью зависимый от него большой частный бизнес, мальчиков для битья – дойных коров в случае эскалации народного недовольства, посредников в переговорах с иностранными инвесторами и стейкхолдеров будущих политических кампаний. Заключая такой социально-экономический контракт с белорусским протоолигархами, А. Лукашенко снижает вероятность появления в нашей стране тутэйшего Ходорковского и зависимого от Кремля крупного бизнеса. В свое время семибанкирщина спасла Ельцина. Глава Беларуси делает ставку на сороконожку отраслевых управленцев. Примерно 40 нынешних собственников бизнеса в Беларуси станут помощниками А. Лукашенко по управлению формально частными компаниями в рамках авторитарной модели. Формальное выставление на продажу белорусских активов россиянам и другим иностранцам по заоблачным ценам тоже является частью плана по защите интересов белорусской номенклатурной «сороконожки».

Де-юре процесс будет называться приватизацией. Де-факто мы являемся свидетелями превращения протоолигархов в полноценных олигархов

В Беларуси созрели условия для передела собственности. Де-юре процесс будет называться приватизацией. Де-факто мы являемся свидетелями превращения протоолигархов в полноценных олигархов с неприкасаемым семейством во главе. Как ни парадоксально, белорусская номенклатурная сороконожка кровно заинтересована в сохранении суверенитета Беларуси. Члены этой команды понимают, что в объятиях России они теряют статус, рынок и бизнес. Особых симпатий к европейским ценностям и институтам они тоже не проявляют. Поэтому результатом передела собственности по-белорусски может стать появление особой институциональной особи – сороконожки тутэйшой.

А. Лукашенко как автор этого проекта надеется, что при его помощи удастся преодолеть кризисные явления и провести институциональные реформы. План понятен. Его реализации могут помешать два достаточно мощных (каждый по-своему) субъекта: Кремль и белорусский народ. Поодиночке они едва ли смогут помешать А. Лукашенко и его сороконожке, а вот если они объединят усилия, то все может быть. Особенно если к этому тандему присоединятся выкинутые из обоймы богатые, буйные белорусы.

Источник: Блог Ярослава Романчука

..............