В бурной политической жизни России столетней давности был эпизод, совершенно выпавший из теперешнего понимания сути событий. Речь о событиях 1917 года. В свое время все накрепко усвоили, что от Февраля путь был только один – к Октябрю. Только революция. Нет, была мирная альтернатива. Выборы в Учредительное собрание. Они были назначены на 12 ноября 1917 года.
Выборы состоялись. В намеченный срок, несмотря на начинавшуюся уже разруху и первые приметы хаоса
Решение об этом приняло Временное правительство Керенского. Отсюда становятся понятными как минимум две вещи. Во-первых, почему правительство было Временным – оно действовало впредь до созыва Учредительного собрания, которому и должно было передать полномочия, а собрание должно было определить форму правления и государственного устройства России. Во-вторых, понятно, почему появилась эта пресловутая фраза: «Вчера выступать было рано, завтра выступать будет поздно». Появится власть легитимная, а не самозваная.
И самое удивительное, что большевики, взявшие к тому времени власть в свои руки, не решились эти выборы отменить. Возможно, полагая, что шок среди правых-монархистов и разброд в стане заклятых друзей – социалистов позволят им, большевикам, победить. И обрести тем самым законность. Во всяком случае, они вынуждены были считаться с потенциалом здравого смысла русского общества, его желанием избежать кровавой смуты.
Кроме того, Комиссия по проведению выборов в Учредительное собрание (аналог современного ЦИК) объявила Октябрьское восстание незаконным и не признала над собой власти большевистского Совнаркома. Выборы состоялись. В намеченный срок, несмотря на начинавшуюся уже разруху и первые приметы хаоса. В них приняли участие 50% избирателей. Голосование шло по партийным спискам. Победу одержали эсеры – 51,7% голосов (370 мандатов из 715), а большевики получили всего 24,5% и 175 депутатских мест. Единственная буржуазная партия, участвовавшая в выборах, – Партия кадетов – получила в целом по стране немного, но в Петрограде и Москве заняла второе место, соответственно 26% и 34% голосов. На первом пленарном заседании депутаты отвергли все принятые к тому времени декреты советской власти и начали обсуждать главные – названные выше – вопросы.
Большевики, надо отдать должное, не стали подвергать сомнению итоги голосования. Как писал потом Лев Троцкий, «старейший член УК партии левых эсеров Марк Натансон зашел к нам и сказал: «А ведь придется, пожалуй, разогнать Учредилку силой...» «Браво, – воскликнул Ленин. – Что верно, то верно». А исполнителя, который произнес: «Караул устал», – нашли среди анархистов. Им было все равно, какую власть разгонять.
Источник: «Вести ФМ»