В этот день 105 лет назад – 19 декабря 1906 года – родился Леонид Ильич Брежнев. На протяжении 18 лет – с октября 1964 года по ноябрь 1982 года – руководитель советского государства. По ряду причин интерес к этой исторической фигуре не ослабевает и по сей день.
Считается, что личные качества человека, характер и прочее в серьезной политике не важны
Я не случайно сказал «к фигуре», потому что «личностью» Леонида Ильича не считали даже соратники и подчиненные. Брежневские времена были «культом без личности». Культом – потому что по-другому у партии-монополиста не получалось, а без личности – потому что на фоне не то что Сталина, а даже Хрущева Брежнев был «никаким». Кстати, Никита Сергеевич, узнав, что его сменщиком будет Брежнев, удивился этому больше, чем тому, что его самого смещают.
Считается, что личные качества человека, характер и прочее в серьезной политике не важны. Ради дела лидер должен отбрасывать всё личное. А вот и неправильно. Опыт показывает (наш, во всяком случае), что как раз личными качествами вождя вымощена дорога в светлое будущее.
#{ussr}У Брежнева была масса положительных качеств, в том числе и такие редкие для руководителя, как чувство юмора и самоирония. Слабости его были по-человечески понятны и простительны. Ну, любил ордена и медали. Так ведь и для других не жалел. Как-то, награждая очередного партийного деятеля, сказал: «Царь мог деревеньку пожаловать, а я что могу – могу только орденом наградить».
Он не оправдал надежд сталинистов. Они от него «кровопролитиев ждали», реставрации жестких порядков, а он всего лишь вернул Сталина в общеисторический контекст как одного из главных персонажей. Не более. Советский режим при Брежневе был «умеренно людоедским». Ярых антисоветчиков чаще сажали в психушки, а не в тюрьмы – прямо-таки вслед брежневской шутке: «Только психам может не нравиться советская власть». К тому же при Брежневе появилась альтернатива: несогласных начали понемногу отпускать... в эмиграцию. Предшественник только грозился и кулаком по трибуне стучал.
Но главная антитеза в оценке брежневской эпохи – это, конечно, стабильность или застой. Принято спорить, но это же две стороны одной и той же медали. Стабильность при отсутствии развития ведет к застою. А потенциал развития социализм к началу 80-х исчерпал. Самоедская экономика производила средства производства и уже тогда была подсажена на нефтегазовую иглу. Дружба народов – на плакатах и в лозунгах, а не на самом деле. Заклинания «лишь бы не было войны» систему уже не спасали. И получилось то, что получилось. На его брежневский век спокойствия хватило. А потом наступил потоп.
Источник: «Вести фм»