Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему на Украине не будет ни выборов, ни переговоров

С американцами в любом случае придётся обсуждать украинский вопрос, с европейцами – возможно, когда возникнет поле для компромиссов и приемлемая для сторон лексика. Но только не с теми, кто себя назначил руководить Украиной.

33 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Виктор Орбан и Роберт Фицо – товарищи, но не помощники

Не стоит игнорировать те возможности, которые Будапешт и Братислава предоставляют России. С точки зрения торговых отношений, политических контактов, пиар-составляющей. Ну и, в конце концов, у Москвы не так много осталось лидеров европейских стран, с которыми можно просто нормально общаться.

5 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков По кому ударят торговые войны США

«Пошлинная дипломатия» нового руководства США окончательно зафиксирует смерть правил международной торговли, действовавших на протяжении десятилетий. Всемирную организацию торговли можно списывать в утиль.

11 комментариев
16 января 2025, 13:05 • Справки

2С34 «Хоста» – российская самоходная артиллерийская установка

2С34 «Хоста» – российская самоходная артиллерийская установка
@ Михаил Воскресенский/РИА Новости

Современная отечественная самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси. Сочетает достоинства миномета, пушки и гаубицы. Предназначена для ведения боя с бронетехникой, контрбатарейной борьбы, уничтожения пехоты, командных пунктов и другой инфраструктуры противника. Используется вооруженными силами России в рамках специальной военной операции на Украине. Серийно производится и модифицируется с 2008 года.

История создания 2С34 «Хоста»

В начале XXI века Минобороны РФ обратило внимание на необходимость глубокой модернизации и последующей замены 2С1 «Гвоздика». В связи с этим в 2003 году был запущен проект 2С1М1. В его рамках артиллерийскую часть САУ оснастили новой автоматизированной системой управления и наведения орудия (АСУНО) 1В168-1. Однако впоследствии оказалось, что для повышения огневой мощи необходимо внести более существенные изменения, вплоть до полной замены орудия.

Поэтому машиностроительная компания «Мотовилихинские заводы» из Перми и нижегородское научно-исследовательское предприятие «Буревестник» начали внедрять в конструкцию САУ компоненты других артиллерийских систем, например, 2С31 «Вена» и 2С23 «Нона-СВК». Данный проект получил наименование 2С34 «Хоста». В 2008 году появились первые прототипы и началось мелкосерийное производство машин. Их направили в Оренбургскую область для проведения войсковых испытаний.

В результате САУ продемонстрировала недостаточную устойчивость из-за постоянного раскачивания при ведении огня и низкую скорострельность (3-4 выстрела в минуту). Однако производство и поставка машин в армию прекращены не были. Всего удалось выпустить более 50 единиц. Кроме того, были созданы экспериментальная модификация 2С34М с новым орудийно-вычислительным комплексом и прототип 2С34-1 с альтернативным орудием (2А80-1 вместо 2А31), наличием АСУНО 1В180-1 и другого современного оборудования.

Характеристики и преимущества 2С34 «Хоста»

2С34 «Хоста» базируется на модифицированном шасси от 2С1 «Гвоздика». Компоновка классическая. В носовой части корпуса находятся моторно-трансмиссионное отделение (справа) и место механика-водителя (слева). Остальное пространство отведено под боевое отделение. Длина корпуса составляет 7,26 м, ширина – 2,85 м, а высота – 2,827 м. Показатель дорожного просвета равен 400 мм. Корпус сварен из стальных катаных 15-мм бронелистов. Такой тип бронирования способен защитить артиллеристов от пуль и осколков снарядов.

Над боевым отделением располагается башня с орудием, боекомплектом, а также местами наводчика, заряжающего и командира машины. Она может поворачиваться вокруг своей оси на 360°. Основным орудием является нарезная полуавтоматическая 120-мм пушка-гаубица-миномет 2А80-1. Оно может вести огонь прямой наводкой или с закрытых позиций. Показатели угла возвышения от -2° до +80°. В качестве дополнительного вооружения используются дымовые гранатометы и пулемет 7,62-мм ПКТМ.

Боекомплект состоит из 40 выстрелов различных типов. Речь идет о термобарических 3ВОФ119, зажигательных 3ВЗ4, осветительных 3ВС24, дымовых 53-ВД-843 и кассетных 3ВО32/3ВО34 снарядах и минах. Кроме того, используются различные осколочно-фугасные гладкоствольные и нарезные боеприпасы: советские 3ВОФ53, 3ВОФ57, 53-ВОФ-843Б, 3ВОФ68, 3ВОФ69, 3ВОФ79 и российские 3ВОФ54(-1), 3ВОФ110, 3ВОФ111, в том числе активно-реактивный 3ВОФ111.

Возможно применение управляемых боеприпасов: снаряда 3ВОФ112 и мины КМ-8 «Грань». Орудие адаптировано под использование и зарубежных образцов. Например, французских PRECLAIR, ACED, PEPA/PEPA-LP, M44/66, PR-14, PRAB, PRPA и APCM. Турецких MKE Mod 209/226/236/250/258 или испанских MAT-120. Благодаря возможности ведения огня в различных режимах обеспечивается уничтожение открытых и защищенных целей на дистанции до 14 км.

САУ оснащена автоматизированной системой управления огнем (СУО), отвечающей за расчет параметров наведения орудия. Благодаря ей темп стрельбы был увеличен до девяти выстрелов в минуту. Существует два варианта СУО: упрощенный – для стандартных установок и АСУНО – для командирских машин. В состав бортового оборудования входит оптико-электронный комплекс разведки и целеуказания. Он обеспечивает обнаружение и распознавание объектов, их захват и сопровождение днем и ночью, а также при любой погоде.

Интересные факты: Китайский производитель сборных моделей Trumpeter выпускает копии данных САУ в масштабе 1/35. Одна боевая машина была представлена в экспозиции международного форума «Технологии в машиностроении-2014» в городе Жуковском. Захваченную ВСУ установку продемонстрировали в 2022 году на выставке в Праге. «Хоста» имеет герметичный корпус и может двигаться по воде со скоростью около 44,5 км/ч.

Машина приводится в движение с помощью восьмицилиндрового дизельного двигателя ЯМЗ-238Н мощностью 300 л. с. Показатель максимальной скорости при движении по шоссе равен 60 км/ч. На пересеченной местности это значение падает до 32 км/ч. Запас хода – около 500 км. Размер колеи – 2,5 м. Трансмиссия двухпоточная. Коробка передач семиступенчатая (с одной задней скоростью). Установка с боекомплектом весит около 16 тонн.

Ходовая часть имеет по семь опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Некоторые из них оснащены гидравлическими амортизаторами. Ведущие колеса располагаются на носу, направляющие – в кормовой части. Ширина трака – 350 мм, гусеницы состоят из звеньев с шарнирами. Они оказывают удельное давление на грунт равное 0,492 кг/кв. см. Машина может преодолевать 35-градусный подъем, 70-сантиметровую стенку и трехметровый ров. Днище корпуса было усилено для улучшения стойкости к подрыву противотанковых мин.

Современное использование 2С34 «Хоста»

Находящиеся на вооружении Российской армии 2С34 «Хоста» приписаны к воинским частям №22220 и №12128. Это места базирования 20-й отдельной гвардейской мотострелковой Прикарпатско-Берлинской бригады (Волгоград) и 21-й отдельной гвардейской мотострелковой Омско-Новобугской бригады (Оренбургская область). Последняя является структурным подразделением группировки войск «Центр», участвующей в СВО. 21-я омсбр непосредственно действовала на Сватовском и Авдеевском направлениях.

Первое официальное сообщение о применении установок 2С34 в рамках специальной военной операции на Украине появилось 16 февраля 2023 года. Минобороны отметило, что данные машины действуют как одиночно, так и парами. Ведут обстрел позиций противника в дневное и ночное время. Целеуказание и корректировка огня обеспечивается благодаря взаимодействию с разведгруппами и расчетами БПЛА. Ранее появлялись кадры транспортировки в тыл двух машин для ремонта и восстановления. Как минимум одна установка была захвачена ВСУ.

Вывод

САУ 2С34 «Хоста» является многофункциональной и надежной машиной. Она оснащена более мощным вооружением, чем 2С1 «Гвоздика», ремонтопригодна и ее достаточно просто эксплуатировать. Благодаря внедрению автоматизированного оборудования установка эффективно действует в рамках единой системы управления тактического звена. Однако ее слабым местом является устаревшее шасси. О перспективах данной установки можно будет рассуждать только после замены или глубокой модернизации ходовой части.

..............