Дмитрий Губин Дмитрий Губин Игры в выборы

Зеленский может решиться на проведение президентских выборов в 2025 году. Такая новость распространяется западными СМИ и некоторыми вроде оппозиционными украинскими политиками. Вот только стоит ли относиться к этим мыслям всерьёз? Могут ли вообще на Украине быть выборы в привычном понимании?

0 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов ВЦИОМ не понял российский футбол

Есть и серьезные, и всякие мелкие причины, препятствующие поддержке интереса к футболу. Вы будете смеяться, но это, например, продажа пива на стадионах. Россия едва ли не единственная из цивилизованных стран, где это запрещено.

34 комментария
Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Европа ставит русофобию выше мультикультурализма

В Европе – удивительная тенденция. На волне роста популярности правых евроскептиков «системе» приходится идти им навстречу. И она делает это, когда дело касается некоторого закручивания миграционных гаек. Но не делает ни шага навстречу избирателям правых партий, когда речь идет об отношениях с Россией и поддержке Украины.

6 комментариев
25 сентября 2024, 19:25 • Справки

Немецкий танк «Леопард-2»

Немецкий танк «Леопард-2»
@ Daniel Karmann/dpa/Global Look Press

Современный универсальный танк. Отличается сбалансированностью, надежностью, технологичностью, а также высокой стоимостью. Сочетает преимущества машин разного типа: огневую мощь и броню тяжелого, массу среднего и подвижность легкого танка. Стоит на вооружении армий 20 стран мира.

История создания танка «Леопард-2»

Проектирование этой модели началось в 1967 году после провала совместного проекта ФРГ и США по созданию перспективного танка MBT-70. Разработка осуществлялась в рамках программы Vergoldeter Leopard («Позолоченный леопард») компанией Porsche. Через год компания Krauss-Maffei AG начала работу над схожим проектом Keiler («Вепрь»), опираясь на наработки свернутой американо-немецкой программы. Спустя еще два года Минобороны ФРГ заставило эти фирмы сотрудничать в рамках одного проекта.

Первый прототип был создан в 1969 году (ET01), а через год появился еще один (ET02). Они обошлись бюджету в 30 и 32 млн марок соответственно. Их ходовую часть спроектировала компания Porsche, башню – Wegmann & Co, а систему стабилизации орудия – Telefunken. За сборку машин отвечала Krauss-Maffei. В 1971 году этой модели было присвоено наименование Leopard 2 и начались активные эксперименты по внесению изменений в конструкцию (тестирование различных корпусов и башен).

Интересные факты: ускоренная разработка замены «Леопардам» началась сразу после их поступления на вооружение армии ФРГ. Это было связано с тем, что у СССР и его союзников появился передовой Т-64. Западным конструкторам во главе с Паулем-Вернером Крапке поставили задачу сократить отставание от потенциального противника и создать полноценную машину сдерживания. Из-за гонки вооружений в рамках холодной войны процесс разработки лично контролировал министр обороны и будущий канцлер ФРГ Гельмут Шмидт.

Испытания прототипов проводили не только в Европе, но также в экстремальных условиях на территории Канады и США. Они проходили совместно с американским XM-1, ставшим в последствии M1 Abrams. В 1973 году страны договорились о максимально возможной унификации деталей танков. Через три года провели сравнительное испытание образцов. «Леопард» оказался легче своего конкурента и продемонстрировал превосходство по запасу хода и эксплуатационным характеристикам.

Бундесвер принял танк на вооружение в сентябре 1977 года и заказал 1800 экземпляров. Серийное производство развернули на базе предприятий концерна Krauss-Maffei в Баварии. Первый «Леопард-2» был передан в войска 25 октября 1979 года. После заключения экспортного соглашения на поставку этих машин в Нидерланды около 45% производства было отдано компании Krupp Mak Maschinenbau GmbH, расположенной в городе Киль. К 1981 году предприятия совместно выпускали около 20 машин каждый месяц.

Особенности конструкции танка «Леопард-2»

Корпус танка можно разделить на три условные части. В передней располагается отделение управления с местом для механика-водителя и топливные баки. К средней части крепится башня, в которой размещаются командир танка, наводчик и заряжающий. В кормовой находятся двигатель, воздушные фильтры и трансмиссия. Танк защищает многослойная броня, состоящая из пластин различной твердости, эластичных и неметаллических материалов.

Толщина бронелистов крыши – 40 мм, на бортах – 60–70 мм, на днище – 20 мм, на корме – до 70 мм. Предусмотрена возможность дополнительного экранирования отдельных блоков. Лобовое бронирование корпуса в верхней части имеет толщину 640 мм, а в нижней – около 400 мм. Ее поверхность наклонена под углом 45 градусов. В модифицированных версиях танка бронирование было усилено. Место заряжающего защищено 860-мм бронепластинами, а командира прикрывает только 660 мм брони. Толщина брони на бортах башни – 250 мм.

Для обеспечения связи в ранних модификациях устанавливались УКВ-радиостанции SEM25 и SEM35. Затем инженеры перешли на использование цифрового оборудования SEM80/90. Кроме того, современные машины оснащают аппаратурой наземной навигации LITEF, имеющей GPS модуль. Ключевые элементы конструкции защищены автоматизированной системой пожаротушения. Торсионная подвеска оборудована амортизаторами и гидравлическими подрессорниками, гусеницы прорезинены и укреплены.

Машина приводится в движение 12-цилиндровым дизельным двигателем MB873 Ka-501, мощность которого составляет 1500 л. с. Она оснащена рулевым механизмом Renk-HSWL-354 с четырехступенчатой коробкой передач. Эти элементы объединены в компактный силовой блок с электронной системой управления, которая повышает его КПД и минимизирует вероятность поломок. Такая компоновка позволяет быстро менять силовую установку в любой момент (даже в бою).

Характеристики и преимущества танка «Леопард-2»

Экипаж машины состоит из четырех танкистов. Ее длина составляет от 9,67 м до 10,97 м, ширина – 3,7–3,76 м, а высота – 2,79–3,03 м (в зависимости от модификации). Без боекомплекта танк весит от 52 тыс. кг до 60 тыс. кг. Масса снаряженной машины равна 55 150 – 62 500 кг. При этом только башня весит от 16 до 21 тонны. Она может развернуться на 360 градусов за 10 секунд. В топливных баках размещается до 1160 литров горючего. Двигатель расходует около 210/230 литров дизельного топлива на 100 км.

Машина способна развивать скорость до 68 км/ч (по шоссе) и двигаться задним ходом со скоростью до 31 км/ч. Показатель клиренса – 0,54 м. Ширина гусениц – 630 мм. Они создают удельное давление на поверхность, равное 0,83 кг/кв. см. Танк может пересекать трехметровые рвы, броды глубиной не более 1,2 м (со специальным оборудованием для работы мотора под водой – до четырех метров) и преодолевать стенку 1,1 м. Запас его хода составляет около 500–550 км.

В башне располагается 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120 со стволом 44 или 55 калибра (в зависимости от модификации). Она ведет огонь фугасно-кумулятивными (DM12) и бронебойными оперенными подкалиберными снарядами (DM43 и DM53). Всего в боекомплекте 42 таких снаряда, распределенных по корпусу. 15 из них находятся на корме и используются в первую очередь, остальные – в носовой части. В паре с орудием применяется 7,62-мм пулемет MG3, еще одним оснащена турельная установка.

Интересные факты: современные версии танков укомплектованы цифровой системой управления огнем. Она автоматически рассчитывает баллистическую траекторию, подбирает необходимый тип снаряда в зависимости от скорости и направления ветра, окружающей температуры и особенностей местности. Делает поправки при стрельбе по движущимся целям. Кроме того, для работы в ночное время, в сложных метеоусловиях или по замаскированным объектам применяется тепловизор.

Благодаря наличию шести триплексов (приборов наблюдения), установленных вокруг люка, командир танка имеет обзор на 360 градусов. Наводчик и заряжающий получили по одному триплексу, а отделение управления оснащено тремя. Наводчик осуществляет прицеливание с помощью EMES15 со стабилизатором, тепловизором, двенадцатикратной оптикой и лазерным дальномером. В случае выхода основного прибора из строя используется восьмикратный прицел FERO-Z18.

Командир машины пользуется панорамным перископическим прицелом PERI R17, обеспечивающим широкий угол обзора (до 27 градусов). Стандартные перископы соединялись с прицелом наводчика, благодаря чему командир пользовался тепловизором. Но усовершенствованные R17A2 оснастили собственным тепловизионным модулем. Он обеспечивает четырехкратное, 12-кратное и 24-кратное увеличение и может применяться для наведения вооружения.

Основные модификации танка «Леопард-2»

Базовая версия получила обозначение 2A0. Выпускалась с 1979 по 1982 год. Была оснащена аналоговой системой управления огнем (СУО), стандартной радиостанцией и электрогидравлическим стабилизатором орудия WNA-H22. Всего выпущено 380 таких танков. С 1982 по 1984 год производилась переработанная версия 2A1 (750 штук). Ее избавили от неисправного датчика ветра, удлинили перископ, стандартизировали боеукладку, обеспечили дополнительное бронирование двигателей и внедрили систему контроля СУО RPP-1-8.

С 1984 по 1985 год было создано 300 экземпляров 2A3. Их укомплектовали цифровыми радиостанциями, демонтировали асбестовые элементы выхлопной системы, окрасили корпус в трехцветный камуфляж и доработали тормозную систему. С 1985 по 1992 год произвели 695 танков 2A4. Затем начали доводить все предыдущие версии «Леопардов-2» до уровня этой модификации. Она отличается наличием цифровой СУО, автоматизированной системы пожаротушения, усиленной броней и улучшенной ходовой частью.

Кроме того, в 1989 году была запущена программа улучшения боевого потенциала этих машин. Она состояла из трех этапов, на которых вносились конструктивные изменения, призванные повысить огневую мощь и боевую живучесть танка. В результате появилась модификация 2A5 с новой броней, автоматизированным управлением башней, тепловизором у командира танка, комбинированной навигационной системой. К 2002 году было модернизировано 350 немецких и 330 голландских машин.

С 2001 по 2005 год проходила программа модернизации до версии 2A6 (225 штук). Она отличалась наличием удлиненного ствола орудия (L/55), позволяющего вести огонь на расстоянии до 5 км более мощными снарядами. Кроме того, существуют модификации 2A6M (с укрепленным днищем), 2A7 (с улучшенным тепловизором, новой командно-информационной и коммуникационной системами), 2A7V (с усиленной бронёй) 2PSO (городской танк) и концепты 2A6EX, 2A4 Evolution, MBT Revolution.

Экспортные версии также модифицировались. В результате появились голландский 2NL, швейцарский Panzer 87, польский 2PL, индонезийский 2A4+, сингапурский 2SG, канадский 2A4M CAN, шведский Strv 122 и Датский 2A5DK. Кроме того, на базе «Леопарда-2» созданы мостоукладчики Panzerschnellbrcke 2, Leguan и 2L, БРЭМ Bergepanzer 3 Bffel и Wisent 2, САУ Panzerhaubitze 2000, передвижная зенитка Marksman, машина разминирования и другая техника.

Боевое применение танка «Леопард-2»

Эти танки участвовали в проведении натовской операции в Косово. 28 единиц занимались патрулированием и защитой опорных пунктов в городе Призрен, затем их перебросили в Северную Македонию. Они оставались на Балканах с 1999 по 2001 год. Международные силы содействия безопасности использовали «Леопарды-2» во время вооруженного конфликта в Афганистане. В 2007 году против 2A6M применили самодельное взрывное устройство, но танк не пострадал.

В начале 2008 года состоялся бой у реки Гильменд, в котором активно применялся датский «Леопард-2». В декабре того же года они были задействованы в операции «Красный кинжал». Также за время войны было зарегистрировано три подрыва датских танков на самодельных взрывных устройствах, но лишь в одном случае погиб танкист и были ранены еще три члена экипажа. По мнению командования, эти машины внесли значительный вклад в успех кампании.

С лета 2016 по весну 2017 года 30 турецких 2A4 принимали участие в операции «Щит Евфрата» в Сирии. По официальным данным, в результате было повреждено восемь машин. В 2018 году один танк был уничтожен в городе Африн во время проведения операции «Оливковая ветвь». Все танкисты погибли. С июня 2023 года «Леопарды-2» используются ВСУ в рамках СВО. Они регулярно уничтожаются Российской армией, а один 2A6 удалось захватить.

Распространение в мире и современное использование танка «Леопард-2»

Различные модификации «Леопардов-2» стоят на вооружении 20 стран мира. Так, Австрия обладает 54 машинами, Венгрия приобрела 13 танков, ФРГ использует и хранит около 335 единиц. Греции было передано 353 экземпляра, Дания модернизирует и эксплуатирует 44 машины. В составе индонезийских вооруженных сил числятся 103 танка. Испания приобрела 317 единиц. Канада располагает 74 боевыми машинами, а Катар – только 62.

Интересные факты: этот танк представлен в компьютерных играх Armored Warfare: Проект Армата, War Thunder и World of tanks. Он считается одной из самых коммерчески успешных боевых машин в мире. Но Нидерландам пришлось продать 60 своих экземпляров из-за высокой стоимости обслуживания. Планируется возобновление серийного производства и заключение соглашений на поставку этой техники в Италию и Литву. Сейчас в мире эксплуатируют около 2500 танков этой серии. Всего было выпущено более 3600 штук.

Норвегии поставили 44 2A4. В Польше расквартировано 233 танка. Обороноспособность Португалии обеспечивают 34 «Леопарда-2». Сингапур имеет около 96 исправных машин. В процессе перевооружения Словакия получила шесть экземпляров и ожидает еще девять. Турция располагает 316 танками. Украине пока передали 60 единиц. В Финляндии хранится и используется 200 «Леопардов-2». Чехия имеет три, но должна получить еще 25 танков. Швейцария обладает 230, а Швеция – 110 машинами.

Вывод

Leopard 2 регулярно занимает лидирующие позиции в международных рейтингах танков. Он постоянно модернизируется и перерабатывается. Расширяется номенклатура боеприпасов к нему, поэтому он сохраняет актуальность и хорошо продается. Имеет незначительное превосходство над большинством российских машин в оснащении, точности стрельбы и боевой живучести. Однако, как показал опыт использования на Украине, не создает тотального преимущества на поле боя.

..............