Сергей Худиев Сергей Худиев Нужно ли в России многоженство

Полигамия (когда у человека больше одной жены) считается законной в исламе, и восходит к примеру его основателя. Современные мусульмане не могут отменить эту практику – а могут только ее как-то регулировать. Вопрос в том, как нам, всем остальным, на это реагировать.

23 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

12 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.

21 комментарий
1 июля 2024, 13:18 • Справки

Истребитель пятого поколения Су-57

Истребитель пятого поколения Су-57
@ Павел Бедняков/РИА Новости

Су-57 – новейший отечественный одноместный ударный истребитель пятого поколения. Он способен развивать сверхзвуковую скорость без форсажа, малозаметен, способен маневрировать с большими перегрузками, может управляться в беспилотном режиме с помощью искусственного интеллекта или оператора. К концу 20-х годов XXI века Су-57 должен стать основным элементом системы безопасности воздушного пространства России.

История создания Су-57

Задача по разработке истребителя пятого поколения была поставлена руководством СССР еще в июле 1981 года. Соответствующие технические требования подготовил 30-й научно-исследовательский институт Минобороны. Но проектирование перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), который должен был прийти на смену МиГ-29 и Су-27, затянулось. Из-за распада Советского Союза и экономической нестабильности в стране были закрыты промежуточные проекты МиГ 1.44 и Су-47 «Беркут».

Основная работа над созданием прототипа ПАК ФА началась только в мае 2001 года, в рамках программы И-21. Подготовка велась с 1999 года. Ответственность за изготовление прототипа, получившего наименование Т-50, была возложена на ОКБ Сухого. Через три года появился эскизный макет, а первые летные испытания состоялись лишь в 2010 году. Производство самолетов было развернуто на базе авиационного завода им. Юрия Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Контракт на поставку двух машин с Минобороны РФ был заключен в 2018 году.

Интересные факты: существовал совместный проект FGFA, в рамках которого разрабатывалась индийская версия самолета. В 2008 году партнеры договорились о приобретении истребителей по цене 100 млн долларов за штуку. Но из-за затягивания процесса разработки, увеличения стоимости единицы и претензий к оснащению Индия покинула программу спустя 10 лет. Обозначение Су-57 присвоили этой модели в 2017 году.

К сожалению, первый подготовленный экземпляр так и не был передан ВКС. Он разбился во время летных испытаний в конце 2019 года, пилоту удалось выжить. Данный инцидент не снизил интерес Вооруженных сил России к проекту. Поэтому было заказано еще 76 истребителей к 2028 году на общую сумму около 170 млрд рублей. Из них планируют сформировать три авиаполка. Таким образом, стоимость одной машины составляет 2,236 млрд рублей.

Постоянно наращивается темп производства. В 2020 году заказчик получил только одну единицу и еще три через год. За следующий отчетный период было изготовлено шесть машин, а в 2023 году – уже 10. На предприятии неоднократно заявляли, что их целью является выпуск как минимум 20 истребителей в год.

Особенности и преимущества Су-57

Это полноценный стелс-истребитель, малозаметность которого обеспечивается формой корпуса, материалами покрытия, конструкцией двигателя и встроенными средствами РЭБ. Комплекс радиоэлектронной борьбы «Гималаи» отвечает за всестороннюю защиту машины от наведения авиационных ракет любой дальности. Искажение сигналов РЛС противника обеспечивает система «Хибины 10-Р». Предусмотрен тактический канал передачи данных.

С помощью автоматизированной системы управления полетом можно облегчить пилотирование при перегрузках или вернуть борт на аэродром в случае потери сознания летчиком. Все необходимые действия осуществляются искусственным интеллектом или оператором на земле. Передовая система управления боем способна в режиме реального времени оценивать потенциальные угрозы и предлагать оптимальную тактику. Она же координирует действия истребителя с другими членами авиагруппы.

Су-57 в его текущем виде пока не способен поддерживать сверхзвуковую крейсерскую скорость, так как не оснащен двигателем второго этапа. Однако он превосходит своего прямого конкурента (американский F-35) по аэродинамическим свойствам. Машина оборудована современным комплексом авионики, построенной на отечественной элементной базе.

Технические характеристики самолета Су-57

Значительная часть информации о данной модели засекречена. В открытых источниках можно найти только примерные данные. Например, известно, что длина фюзеляжа самолета составляет 19,7 м, а высота – 4,8 м. Его масса без боекомплекта равна 18,5 т. Размах крыла – 14 м, а его площадь составляет 82 кв. метра. Экипаж состоит из одного пилота.

Самолеты первых партий оснащены турбореактивным двухконтурным двигателем АЛ-41Ф1, на остальные будет устанавливаться двигатель, имеющий на данный момент обозначение «Тип 30». Масса двигателя составляет 1608 кг. Он обеспечивают максимальную тягу в 2х9500 и 11000 кгс соответственно. В режиме форсажа способен выдать 2х15000 и 18000 кгс. Благодаря управлению вектором тяги могут формировать угол отклонения до 20 градусов.

Су-57 может действовать на высоте до 20 км и находиться в воздухе на протяжении 5,8 ч. Он развивает скорость до 2600 км/ч (2100 км/ч без форсажа). Способен преодолеть 4300 км на дозвуковой крейсерской скорости. При наличии подвесных топливных баков (ПТБ-2000 или ПТБ-3400) дистанция увеличивается до 5500 км. Но на сверхзвуковой скорости этот показатель сокращается до 2000 км при использовании всего топлива. Конструкция может выдерживать перегрузки в 10-11G.

Истребитель укомплектован 30-мм пушкой 9А1-4071К, обеспечивающей 1500 выстрелов в минуту. В его арсенале имеется противокорабельная ракета Х-35 и многоцелевая Х-38, противорадиолокационная ракета Х-58УШК, высокоточная Х-59 «Овод» и ее усовершенствованная версия Х-69. Кроме того, внутри фюзеляжа также размещаются корректируемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500. На внешних пилонах самолет может нести КАБ-1500 или прицельный контейнер 101КС-Н, обеспечивающий самозащиту и опознавание наземных целей.

Поражение воздушных объектов осуществляется ракетами РВВ-МД2, РВВ-СД К-77М, которые располагаются во внутренних отсеках, а также РВВ-БД Р-37М (внешнего крепления). Для размещения вооружения в корпусе имеется четыре основных и два боковых отсека. Под крыльями располагаются четыре пилона и еще два – под воздухозаборниками.

Современное использование

Несмотря на отказ Индии от участия в совместной разработке экспортной модификации Су-57, проект был продолжен. Пока 12 истребителей стоят на вооружении только российской армии. Свою заинтересованность проявляют ОАЭ, ближневосточные страны, государства Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Этот сегмент рынка активно изучается представителями Турции после приобретения С-400 и исключения страны из программы F-35.

Интересные факты: в натовской классификации самолет получил наименование Felon («Преступник»). Два истребителя были переброшены в 2018 году на авиабазу Хмеймим в Сирии. Они осуществили 10 боевых вылетов в рамках проведения второго этапа госиспытаний. В начале 2020 года вновь появились сообщения о применении уже серийных образцов на том же театре военных действий. Озвучены планы создания двухместной модификации Су-57 для зарубежных рынков и российских учебных центров.

Минобороны РФ подтвердило применение данных истребителей в ходе спецоперации. Впервые удалось использовать их по прямому назначению – для уничтожения самолетов противника. Совместно с моделями предыдущих поколений звено Су-57 выполнило задачу командования по завоеванию господства в воздухе. Кроме того, данные машины применяются для нанесения высокоточных ударов по наземным целям из-за пределов действия украинской системы ПВО.

Вывод

Несмотря на все испытания, которые обрушились на отечественную авиационную промышленность в 90-е годы XX века, ей удалось выстоять и создать соответствующий требованиям эпохи истребитель. Су-57 находится только в начале своего пути, его ждет долгая служба в составе ВКС России. А наглядная демонстрация силы русского оружия может поспособствовать и зарубежным продажам Су-57.

..............