Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
5 апреля 2025, 10:20 • Экономика

Мир испугался наплыва дешевых китайских товаров из-за пошлин США

Мир испугался наплыва дешевых китайских товаров из-за пошлин США
@ Global Look Press/Keystone Press Agency

Tекст: Ольга Самофалова

Китай намерен биться с США. Он ответил Дональду Трампу введением 34-процентных пошлин на все американские товары. Хватит ли КНР сил победить в торговой войне? В первую волну Пекину удалось не только найти новые рынки сбыта, но и совершить технологический рывок. Евросоюз уже в панике от ожидания наплыва дешевой китайской продукции.

Новые пошлины президента США Дональда Трампа для Китая составят в среднем до 70%. Однако КНР не намерена бежать в Вашингтон с протянутой рукой и готова биться. Китай уже объявил об ответном шаге: Пекин вводит пошлины в размере 34% на весь импорт из США. Противостояние между этими двумя странами-конкурентами остановить переговорами будет не так просто, как в случае с любыми другими 179 государствами, на которые тоже распространяются пошлины Трампа.

Столь высокие пошлины неизменно приведут к падению экспорта из Китая в США, который в деньгах в прошлом году составил целых 440 млрд долларов. А значит, Поднебесной придется искать новые рынки для сбыта своей оказавшейся «ненужной» продукции. Экономисты ждут наплыва дешевых китайских товаров в другие страны, которые могут сильно пострадать от этого и начать защищаться уже от Китая.

Лишившись американского рынка, китайские производители попытаются продать больше своей продукции в ЕС. В связи с этим Брюсселю придется принять ряд экстренных защитных мер, считает главный экономист Deutsche Bank Робин Винклер, пишет FT.

Пошлины Трампа против китайских товаров нанесут двойной удар по немецкой промышленности, так как в ФРГ хлынет продукция из КНР, считает глава Института Ifo Клеменс Фюст. За четыре года действия пошлин только экономика ФРГ понесет убытки в 200 млрд евро, а ВВП страны снизится на 1,5% к 2028 году, посчитали эксперты Института немецкой экономики в Кельне.

«Цифры ущерба экспорту Китая весьма различаются – называют от 150 до 440 млрд долларов. То есть китайский экспорт в США может сократиться в этом году теоретически минимум на треть, а максимум – даже на 100%, хотя последний вариант маловероятен», – говорит ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

С первой волной торговой войны США с Китаем в 2018-2019 годах Пекин справился на отлично. Цель Вашингтона – сократить экспорт из Китая – не была достигнута, так как китайские товары нашли новые рынки сбыта в Юго-Восточной Азии, а также на рынках стран БРИКС. Поднебесная в итоге только наращивала свой экспорт в другие страны, несмотря на ограничения Штатов.

Кроме того, Китай с 2017 года заключил девять торговых соглашений, включая знаковое партнерство 15 стран в Азии. Тогда как США не заключили ни одной новой торговой сделки.

Более того, предыдущие пошлины помогли Китаю поднять свой технологический уровень еще выше.

«Увеличение пошлин против китайских товаров в первую торговую войну 2018-2019 годов стимулировало китайские компании вкладываться в НИОКР и повышать качество продукции, что особенно поддерживалось программой Made in China. В результате пошлины привели к тому, что в Китае повысилась конкурентоспособность компаний, и они стали конкурировать с американскими уже в сегментах с более высокой наукоемкостью и технологической сложностью. Можно говорить о том, что американские тарифы "вырастили" китайских конкурентов для американских компаний в более сложных отраслях», – отмечает замдиректора центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ, доцент департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анна Федюнина.

Еще один важный аспект– в ответ на торговые ограничения китайские компании стали активнее развивать собственные технологические экосистемы, сокращая зависимость от американских компонентов, добавляет Федюнина. «Программы импортозамещения и господдержка высокотехнологичных секторов позволили Китаю не просто адаптироваться, но и ускорить развитие в критически важных направлениях, включая полупроводники, электротранспорт и искусственный интеллект. Таким образом,

если краткосрочный эффект от тарифов выглядел как удар по китайскому экспорту, то в долгосрочной перспективе они сыграли на руку Пекину, стимулируя технологический рывок»,

– замечает Федюнина.

Поиском новых рынков сбыта и собственным технологическим развитием Поднебесная займется, скорее всего, и на этот раз. «Новые рынки сбыта китайской продукции найти не проблема. Есть некоторые товары и виды сырья, где Китай является ключевым мировым поставщиком или даже монополистом. Поэтому мировая промышленность будет выстраиваться в очередь к Китаю за комплектующими и материалами. Мировые потребители будут с удовольствием заключать контракты на поставки не слишком дорогой продукции из Китая. Поэтому КНР даже не придется прилагать слишком много усилий, чтобы найти новые рынки сбыта», – считает Мильчакова.

Например, Китай является крупнейшим в мире производителем беспилотников и запчастей для них, монополистом в производстве панелей, используемых на солнечных электростанциях, монополистом в выпуске открытого именно в Китае материала «графен», который используется в производстве смартфонов, пауэрбанков, покрытия для БПЛА и прочего, а также крупнейшим в мире производителем лития и редкоземельных металлов.

Основными рынками сбыта для китайских товаров наверняка станут страны БРИКС, а также страны Азии, в том числе Юго-Восточной Азии, и рассорившиеся с США Канада и Евросоюз, считает Мильчакова.

«Для стран, чьи потребительские рынки до последнего времени не были сильно насыщены китайской продукцией, в первую очередь в Южной и Центральной Америке и Африке, вероятно, наступает "золотое время",

поскольку избыток нереализованной в крупнейшей экономике мира потребительской продукции неминуемо приведет к значительным скидкам на альтернативных рынках. У Китая философия торговли отличается от таковой в Европе и США. Для Китая гораздо важнее любым способом реализовать произведенное, чтобы запустить вырученные деньги в инвестиции, нежели держать цены высокими во имя престижа тех или иных брендов и торговых марок», – отмечает Евгений Бабошкин, руководитель направления по развитию бизнеса брокерской компании «Прайм Брокерский Сервис».

При этом США сами точно не смогут отказаться от многих китайских товаров. Потому что Штаты покупают в Китае в том числе товары, которые сами самостоятельно не производят или производят в недостаточном объеме. «Особенно трудно США будет что-то противопоставить поставкам техники и компонентов из Китая, в том числе разнообразные компьютерные и автомобильные запчасти. Наиболее известный пример – пресловутые сборки iPhone. У Apple сейчас может произойти срыв планов по запуску новых моделей», – говорит Бабошкин.

Китай, в свою очередь, закупает в США намного меньше продукции, в основном, важные агропромышленные товары – в первую очередь сою. «В похожих условиях во время первого президентского срока Трампа Китай смог решить эту проблему путем закупки недостающего объема соевых бобов в Бразилии. Поэтому говорить, что 34-процентные пошлины Китая приведут к 34-процентному падению импорта сои, было бы неправомерно», – говорит эксперт.

По мнению Бабошкина, обе экономики смогут в течение нескольких месяцев существовать в условиях минимального стресса, пользуясь накопленными объемами импорта на вкладах. А дальше ситуация будет зависеть от шагов воюющих партнеров.