Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Виктор Орбан и Роберт Фицо – товарищи, но не помощники

Не стоит игнорировать те возможности, которые Будапешт и Братислава предоставляют России. С точки зрения торговых отношений, политических контактов, пиар-составляющей. Ну и, в конце концов, у Москвы не так много осталось лидеров европейских стран, с которыми можно просто нормально общаться.

3 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков По кому ударят торговые войны США

«Пошлинная дипломатия» нового руководства США окончательно зафиксирует смерть правил международной торговли, действовавших на протяжении десятилетий. Всемирную организацию торговли можно списывать в утиль.

3 комментария
Сергей Лебедев Сергей Лебедев Как России вернуть влияние в Сирии

Можно сколько угодно рассуждать о том, что новое сирийское руководство является турецким прокси, однако вряд ли в Дамаске откажутся снизить свою зависимость от Анкары. А для этого им нужно как можно больше внешних партнеров с ресурсами.

24 комментария
8 ноября 2023, 12:10 • Экономика

Зачем «АвтоВАЗу» серьезно обновлять модельный ряд

«АвтоВАЗ» готовится к запуску нового бестселлера

Зачем «АвтоВАЗу» серьезно обновлять модельный ряд
@ Валерий Шарифулин/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

«АвтоВАЗ» рассказал о планах по выпуску новых моделей. Уже в следующем году появится модель, которая может стать самой продаваемой в России, а в двухлетней перспективе – новый кроссовер. Только на первый взгляд заводу в условиях ухода западных конкурентов можно почивать на лаврах. Ему на пятки активно наступают китайцы.

Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов озвучил планы автомобильного концерна по выпуску новых моделей. В конце этого года должен появиться электромобиль e-Largus. В 2024 году завод планирует запустить две новые модели – это седан бизнес-класса Lada Aura и семейство автомобилей Lada Iskra на новой глобальной платформе CMF-B, права на которую достались заводу после ухода из России ее акционера – французского Renault.

В двухлетней перспективе, то есть в 2025 году, «АвтоВАЗ» планирует запустить кроссовер C-класса на базе платформы Vesta. В этом году российский автогигант уже начал массовый выпуск двух обновленных моделей: Lada Vesta (с марта) и Lada Largus (с августа).

Особый интерес вызывает появление летом следующего года модели Iskra, которую планируют выпускать в трех вариантах кузова: седан, универсал и кросс-универсал. Потому что именно эта модель должна прийти на смену самой популярной сегодня модели автомобиля в России Lada Granta. Iskra должна полностью заменить Granta в 2026–2027 годах.

Lada Granta является самым продаваемым автомобилем в cтране уже 19 месяцев подряд, посчитали в «Автостате». В январе и феврале прошлого года бестселлером российского авторынка был Kia Rio, в марте самым продаваемым автомобилем стала Lada Vesta. Но уже с апреля прошлого года самой популярной моделью на рынке является Lada Granta, которая удерживает этот титул уже полтора года.  В октябре 2023 года в России было продано почти 18,5 тыс. новых автомобилей Granta. Второе место в рейтинге тоже у российской модели – Vesta, но разрыв большой – в 2,6 раза.

«Я очень жду «Искру», потому что это действительно новая модель, разработанная в свое время совместно с французской компанией Renault.

Но компания ушла и оставила по договору платформу, на которой сейчас дорабатывается эта модель. Задержали потому, что потребовались определенные изменения. Во-вторых, когда проектировали вместе с французами, то получалось, что большая часть комплектующих должна была приходить из других стран, но сейчас они не могут приходить. Соответственно, переводим модель на отечественные комплектующие и что-то берем из дружественных стран», – говорит автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Кажется, что в условиях ухода западных конкурентов «АвтоВАЗу» можно расслабиться и не тратить силы на обновление модельного ряда, как раньше. Тем более, что продажи старых моделей у «АвтоВАЗа» набирают обороты. По итогам октября в стране продано почти 41 тыс. пассажирских и коммерческих автомобилей Lada, что является не только лучшим результатом в 2023 году, но и новым максимумом за последние 10 лет. Это в 2,1 раза больше, чем в прошлом году. За все десять месяцев было продано более 283 тыс. машин, что почти в два раза больше, чем в прошлом году за тот же период.

Однако обновление модельного ряда – это важный показатель жизнеспособности автоконцерна.

«Невозможно всю жизнь жить за счет одной модели. Конечно, в линейке «АвтоВАЗа» есть модель-долгожитель, которая продолжает выпускаться с 1977 года, то есть почти полвека. Это «Нива», хотя и она изменялась за это время. Но в принципе это нонсенс.

Любая автомобильная компания, если она хочет выживать на рынке, должна регулярно обновлять свой модельный ряд. Мы и так сильно отстаем от мировых темпов обновления моделей, потому что считается, что одна модель должна обновляться в среднем каждые четыре года. У нас Lada Vesta выпускается с 2015 года, уже восемь лет, а Lada Granta с 2011 года, уже 12 лет», – говорит Игорь Моржаретто.

«Обновление моделей необходимо, во-первых, чтобы поддерживать интерес потребителей к продукции компании. Это позволяет заводу заработать на новых моделях, пока популярность других снижается. Во-вторых, это влияет на позиции компании на рынке, показывает, что она развивается, не стоит на месте. Это свидетельство компетенций и опыта компании, раз она может выпускать новые модели. В-третьих, такое обновление поддерживает интерес к компании со стороны акционеров, отражается на стоимости ценных бумаг», – отмечает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Продажи у «АвтоВАЗа» пошли в гору благодаря стоимости автомобилей. «Автомобили «АвтоВАЗа» находят спрос, потому что это единственные машины, представленные в бюджетном сегменте. Других бюджетных машин у нас просто нет», – отмечает Моржаретто.

«Завод ранее вынужден был развиваться в условиях реальной конкуренции – и развивался неплохо. Однако останавливаться на достигнутом нельзя, потому что мы живем не в вакууме, и

рано или поздно в бюджетный сегмент придут и другие компании, те же самые китайцы. Сейчас они работают в более дорогом сегменте,

но потом они увидят, что «АвтоВАЗ» занимает 40% автомобильного рынка России, и захотят часть этого пирога», – отмечает Моржаретто.

Перспективы у новых моделей «АвтоВАЗа» хорошие, но на практике все будет зависеть от установленной цены. «Главное – удержать цену ниже, чем у китайцев. Пока «АвтоВАЗу» это удается, однако цены находятся уже на грани, так как за год завод четыре раза повышал цены, поскольку сказывается инфляция. Китайцы начинают продавать машины где-то от 2 млн рублей, и пока существует разрыв с «Ладами» (1,5 млн рублей). Однако после последнего поднятия цен некоторые модели «Весты» уже приблизились и даже перешагнули за 2 млн рублей», – заключает собеседник.

В ноябре автомобили «Лада» подорожали от 64 до 106 тыс. рублей в зависимости от модели, что составляет 4,6–9,7%. Для покупателей в бюджетном сегменте автомобилей любое удорожание существенно.

..............